Адвокат главы скандального стартапа Theranos Элизабет Холмс: «Неудача — это еще не преступление»
В федеральном суде Калифорнии начался процесс над Элизабет Холмс, основательницей стартапа Theranos, утверждавшей, что создала уникальный продукт для диагностики заболеваний. Холмс обвиняют в обмане инвесторов и мошенничестве, ей грозит срок до 20 лет заключения.
Холмс и Балвани обвиняют в мошенничестве по предварительному сговору. Однако Холмс намерена утверждать, что на мошенничество ее вынудил пойти Рамеш Балвани, партнер по бизнесу и любовник.
В обвинительном заключении Холмс чаще упоминается в связи с дезинформацией в СМИ — в многочисленных интервью она говорила, что прибор Theranos способен диагностировать любое заболевание по маленькой капле крови.
Информация об этом содержится в недавно обнародованных документах по делу. Судя по материалам, Холмс планирует возложить вину за произошедшее на Санни Балвани, бывшего операционного директора Theranos и экс-бойфренда подсудимой.
По ее версии, он десять лет подвергал ее психологическому и физическому насилию: следил за звонками и перепиской, ограничивал ее сон и применял силу, а также настаивал, что любой ее успех — это его заслуга.
Стратегия защиты состоит в том, что, раз Балвани настолько контролировал Холмс, в ее действиях в принципе не могло быть требуемого преступного умысла. Все это повышает вероятность того, что подсудимая решит лично выступать в свою защиту. Это крайне рискованный ход
— передает CNBC.
Смягчающим обстоятельством на нынешнем процессе может стать то, что несколько недель назад Холмс родила ребенка. Независимо от того, было это запланировано или нет, случившееся может сыграть в пользу подсудимой.
Элизабет Холмс на вчерашнем слушании в Сан-Хосе
Одному пациенту в Theranos поставили диагноз ВИЧ — на самом деле он был здоров. Еще нескольким женщинам компания ошибочно сообщила, что они более не беременны, хотя на самом деле все было в порядке. Это будут очень яркие аргументы со стороны обвинения. При этом адвокаты Холмс сообщили суду, что на процессе она не хотела бы носить маску. Это указывает, что подсудимая попытается вызвать сочувствие у присяжных. Сработает или нет — никто не знает. Но не удивлюсь, если у нее получится сделать так, чтобы присяжные буквально ели из ее рук
— сообщил CBS один из авторов разоблачительного расследования WSJ Джон Каррейру.
Во время вчерашнего слушания Лэнс Уэйд, адвокат Холмс, обратился к присяжным с заявлением, что власти хотят демонизировать подсудимую, выставив ее патологическим лжецом во всех сферах жизни, в то время как дело касается только профессиональных исков.
Мисс Холмс в течение 15 лет работала на износ, чтобы сделать клинические тестирования доступными для всех. Она вложила всю душу в дело своей жизни. Действительно, компания Theranos не оправдала надежд. Но ведь неудача, как и попытка сделать доброе дело — это еще не преступление
— заявил адвокат.
Ранее помощник прокурора Роберт Лич, представляющий интересы обвинения в лице государства, сообщил, что Элизабет Холмс намеренно привлекала инвесторов в свой стартап исключительно ради личной выгоды.
Это дело не о сложных финансовых махинациях, а об обмане, лжи и желании разбогатеть
Сторона обвинения нашла доказательства, что компания Theranos как минимум дважды оказывалась на грани банкротства, и, чтобы не лишиться бизнеса, Элизабет Холмс решила обманывать инвесторов.
Дело Холмс и Балвани — один из самых заметных в последние годы корпоративных процессов в США. На пике стартап Theranos оценивался в 9 млрд долларов, а фактически привлек от инвесторов более миллиарда долларов, которых те больше не видели.
Элизабет Холмс бросила Стэнфордский университет в 19 лет ради Theranos. Она не скрывала, что считает своим кумиром основателя Apple Стива Джобса и называла создаваемую Theranos систему «айподом в медицине». В 2007 году она пригласила на в Theranos нескольких сотрудников компании Джобса, поручив им разработку дизайна прибора для анализа крови. Согласно планам Холмс, этот прибор должен был иметь сенсорный экран, напоминающий iPhone.
В интервью она утверждала, что разработанная ей система анализов позволяет на самых ранних стадиях выявить ВИЧ-инфекцию и различные формы рака.
В списке инвесторов Theranos были медиамагнат Руперт Мердок, экс-президент США Билл Клинтон и Бетси Девос, бывший министр образования в кабинете Дональда Трампа. В совет директоров компании вошли бывшие госсекретари США Джордж Шульц и Генри Киссинджер, а также генерал Джеймс Мэттис, возглавивший при президенте Трампе Пентагон.
В 2009 году Theranos возглавил бизнесмен Рамеш Балвани, с которым Холмс вступила с ним в интимные отношения, но об этом инвесторам не сообщалось.
В 2013 году Холмс подписала контракты об установке приборов «Эдисон» в аптеках Walgreens и супермаркетах Safeway в США. Во время переговоров она первый раз серьезно пошла на риск, утверждая, что ее разработку уже использовали в армии США, хотя с ней просто ознакомились. Также у Холмс не было доказательств, что уникальный прибор позволит диагностировать смертельные заболевания еще до того, как это смогли бы сделать врачи.
После подписания контрактов с Walgreens и Safeway капитализация стартапа достигла 9 млрд долларов. Холмс стала самой молодой в истории женщиной, самостоятельно заработавшей более 1 млрд долларов. Ее фотографии были на обложках ведущих бизнес-изданий США — в журналах Forbes и Fortune. Журнал Time включил ее в список 100 наиболее влиятельных людей в Соединенных Штатах.
Однако в 2015 году, после публикации расследования в Wall Street Journal, оказалось, что прибор Theranos не работает: разработки компании давали неверные результаты, что приводило к массовым постановкам ложных диагнозов. У пациентов ошибочно диагностировали, в том числе, ВИЧ и рак. Последовали новые судебные иски. В результате краха инвесторы потеряли более 700 млн долларов.
В 2018 году, с пятью миллионами долларов в банке и массой долгов, компания закрылась. Позже Элизабет Холмс объявила о ликвидации компании и добилась мирового соглашения с федеральной комиссией по ценным бумагам США. Это обошлось ей в 500 тыс. долларов и привело к десятилетнему запрету занимать руководящие должности в публичных организациях.