«Яндекс» добавил в выдачу предложения от книжных магазинов под давлением ФАС
По информации издания «Ведомости», «Яндекс» добавил в поисковую выдачу предложения по покупке или ознакомлению с публикациями от книжных магазинов и сервисов, включая «Литрес», MyBook и Book24. На это компания пошла под давлением ФАС из-за дела по использованию сервиса «обогащенных ответов». Ранее там были в основном предложения от самого «Яндекса», включая бесплатные книги из коллекций «Общественное достояние» и проекта «Всенаука».
«Яндекс» пояснил изданию, что компания начала бесплатно сотрудничать с книжными продавцами при условии, что они подключились к сервису «обогащенных ответов» и предоставляют всю необходимую информацию о наличии книг и их стоимости в стандартном формате. Также партнеры «Яндекса» должны раскрыть компании большое количество информации от клиентов, использовать его счетчик и платежные сервисы.
Эксперты «Ведомостей» пояснили, что «Яндекс» таким образом не только выполняет часть требований ФАС, но и фактически начал монетизировать данные о пользователях, полученные от своих партнеров, которым нужно попасть в его выдачу для продвижения своих предложений.
Не все компании оказались заинтересованы в подключении к сервису «обогащенных ответов» на условиях «Яндекса». Первыми партнерами компании в этом стала Headhunter. Avito и ivi продолжают отвергать предложения «Яндекса» по сотрудничеству в этом формате.
В конце августа «Яндекс» оценил в своем отчете в 4,377 млрд рублей ($60,5 млн) затраты на решение нормативно-правовых вопросов, в том числе на уплату штрафа в рамках административного дела, которое сейчас рассматривает ФАС.
9 июня «Яндекс» подала в суд иск против ФАС. Компания собралась оспорить решение о возбуждении против нее антимонопольного дела. Юристы «Яндекса» пояснили, что надеются договориться по этому делу со всеми сторонами с помощью диалога путем мирового соглашения.
13 апреля Федеральная антимонопольная служба России объявила о возбуждении в отношении «Яндекса» дела за неисполнение предупреждения о прекращении преимущественного продвижения собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи специального инструмента «колдунщики».
18 марта 2021 года двадцать российских компаний и сервисов выступили с единой позицией по вопросу антиконкурентного поведения «Яндекса» на рынке поиска. Они подписали и опубликовали открытое письмо, в котором выразили обеспокоенность в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке поиска со стороны «Яндекса» и поддержали решение ФАС.
24 февраля 2021 года ФАС выдала «Яндексу» предупреждение за создание дискриминационных условий в своей поисковой системе. Компания должна была в течение месяца устранить все нарушения и обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для остальных участников рынка, а также конкурентов группы компаний «Яндекс».