Дайджест научпоп-новостей за неделю, о которых мы ничего не писали

7c29d574bd7f20dad0cbc3e9e51da663.jpg

Когда в 2017 году Оумуамуа пролетел через нашу Солнечную систему, на него внимание обратили люди по всему миру. Это был первый межзвёздный объект (МЗО), который астрономы когда-либо идентифицировали таким образом (потом астрономы решили, что первым по обнаружению стал объект CNEOS 2014–01–08).

Затем в августе 2019 года комета 2I Борисова пролетела через нашу Солнечную систему, став вторым МЗО, посетившим её с визитом. Эти необычные гости породили волну исследований и рассуждений.

Таких объектов по идее должно быть больше, чем два — и в новом исследовании говорится, что наша Солнечная система, вероятно, принимала у себя некоторых из этих межзвёздных гостей, хотя они и не задерживаются надолго.
Хотя МЗО встречаются редко, Солнечная система довольно старая, и многие из них, вероятно, посещали её. Астрономы считают, что некоторые из этих объектов могли быть захвачены Солнцем и попасть на орбиту вокруг него.

Данное исследование позволяет более детально рассмотреть захват МЗО и проверить идею о том, что некоторые МЗО могли попасть на околоземные орбиты, а не на солнечные. Исследователи, стоящие за этой работой, говорят, что на околоземной орбите может существовать устойчивая популяция МЗО.

35y1b49v3if9iu3pw29cqpwuk364g3lt.png
Структура оксазинона

Химики синтезировали оксазиноны — соединения с антибактериальными свойствами — и ранее неизвестные науке вещества благодаря всего одной реакции, изменяя только её условия. В одном случае превращение инициировало золото, а во втором — синий свет. В перспективе новые вещества могут быть использованы для борьбы с бактериальными инфекциями вместо тех препаратов, к которым патогены приобрели устойчивость. Результаты исследования, поддержанного грантами Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Organic Letters.

В качестве основы для синтеза целого ряда биологически активных соединений используются диазоэфиры — органические молекулы, имеющие два связанных между собой атома азота, а также сложноэфирную группу. Однако на сегодняшний день хорошо изучены реакции диазоэфиров только с довольно простыми веществами, например спиртами и карбоновыми кислотами. Это ограничивает набор и функциональные возможности тех соединений, которые в результате удаётся синтезировать, поэтому, чтобы получить новые молекулы, которые потенциально могут стать лекарственными препаратами, в частности эффективными антибиотиками, нужно изучать взаимодействие диазоэфиров с более сложными «партнёрами».

Учёным из Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта удалось определить, что тетрапептид HAEE способен блокировать патологический процесс на уровне организма. Это позволяет рассматривать его в качестве средства для превентивной антиамилоидной терапии болезни Альцгеймера. Об этом рассказал член-корреспондент РАН, заместитель директора Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН Владимир Митькевич на совете РАН «Науки о жизни», который прошёл 18 мая в Международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня».
Литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) используются в смартфонах, ноутбуках, электромобилях и электробусах. При этом энергоёмкие литий-ионные аккумуляторы в России пока не производятся. Учёные из Череповца придумали, как реализовать и удешевить отечественное производство литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) на отечественном полимерном сырьё, освободив его от импорта полипропиленовых плёнок.

В одном из исследований, посвящённых улучшению стабильности ЛИА, иностранные специалисты синтезировали полипропиленовые (ПП) плёнки-сепараторы в литий-ионных аккумуляторах и провели первоначальные эксперименты по изучению их набухания и механических свойств в большом ряду растворителей.

a13525ece873c3fe38b4951fc068b75f.jpg

Роботизированная пчела, которая может летать во всех направлениях, была разработана исследователями Университета штата Вашингтон.

Благодаря четырём крыльям из углеродного волокна и майлара, а также четырём лёгким актуаторам для управления каждым крылом, прототип Bee++ является первым роботом, который может стабильно летать во всех направлениях. В способности робота входит необычное крутящее движение, известное как рысканье, при этом Bee++ обладает шестью степенями свободы движения, доступными типичным летающим насекомым.

45d9c425310c66552808f5583eec7609.jpg

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Nature Chemical Biology, учёные сосредоточили своё внимание на изучении пара-нитро-L-фенилаланине (pN-Phe), нестандартной аминокислоты, которая не входит в число двадцати стандартных аминокислот и не встречается в природе. pN-Phe использовалась другими исследовательскими группами для того, чтобы помочь иммунной системе реагировать на белки, на которые она обычно не реагирует.

«Нитрохимическая функциональная группа обладает ценными свойствами и была недостаточно изучена людьми, которые пытаются перестроить метаболизм», — сказал Кунджапур. «У pN-Phe также хорошая история в литературе — его можно добавить к белку мыши, доставить обратно мышам, и их иммунная система больше не будет переносить исходную версию этого белка. Эта способность перспективна для лечения или профилактики заболеваний, вызванных белками-изгоями, которые иммунная система с трудом фиксирует».