Да будет Хаос

5b47755e8db80799aec72c82ce1ccb49

В управленческой жизни часто слышишь: «наведите порядок», «ну и бардак», «мне нужны чёткие процессы!», «главное — прозрачность» и т.д. Принято считать, что хаос в управлении — это плохо, а порядок — хорошо.

Однако, в реальности у каждого руководителя — смесь хаоса и порядка. Часть работы выполняется по отлаженным схемам, даже если они нигде не описаны — люди и так знают, куда бежать и кому звонить. И всегда присутствует то, что выполняется каждый раз, как в первый раз — хаотично, затратно, неуправляемо, непрозрачно. Это — хаос.

Проблема не в наличии хаоса, а в отношении к нему. Раз считается, что хорошо — это порядок, то хаос автоматом получает оценку «плохо». Каждый руководитель носит в душе чувство вины (от лёгкой формы до тяжкого угнетённого состояния) за то, что в его периметре присутствует хаос.

Каждый вышестоящий руководитель, тоже чувствуя вину за свой собственный хаос, видит этот же недостаток в подчинённых, ибо мы склонны видеть в других собственные «дурные» черты, даже если их там отродясь не бывало. Но хаос есть, совершенно точно.

Кроме чувства вины, хаос вызывает страх. Управлять порядком — очень просто, справится любой дурак. Управлять хаосом бывает чертовски сложно, нужно обладать незаурядной волей, гибкостью, целеустремлённостью и лидерскими качествами.

Но даже если все необходимые качества у руководителя в наличии, он старается избегать управления хаосом, потому что это трудно. Как спокойная прогулка отличается от преодоления полосы препятствий за ограниченное время, так и управление порядком отличается от управления хаосом. Врождённый гомеостаз подсознательно заставляет выбирать то, что проще.

Так вот, хаос — не зло. Даже не добро. Это — жизненная необходимость для развития.

Если упрощённо, то порядок ничего не создаёт, не развивает, не приумножает. Порядок не увеличит продажи, не нарастит компетенции, не выведет на новые рынки, не разовьёт, не устроит прорыв. Но порядок даёт стабильность без приложения существенных усилий.

Прорыв же создаётся в хаосе. Это всегда риск, прыжок в неизвестность, стресс и валерьянка. Но по-другому не получится. Однако, хаос не даёт стабильности. Прорыв свершится, дело поднимется на новый уровень –, но не сможет там удержаться. Чтобы удержаться, нужен порядок.

Дальше, наверное, уже понятно. За хаосом должен прийти порядок. Когда порядок восторжествует, нужно снова создавать хаос — по собственной воле.

В управлении качеством, например, используют такие термины, как стабильное и нестабильное состояние процесса.

Любой процесс нужно сначала стабилизировать, чтобы понять, насколько он хорош (удовлетворяет требованиям качества). Хаос ведь невозможно измерить и оценить. Критерии стабильности процесса там очень чёткие, рождённые в статистическом анализе.

Когда процесс стабилизирован, его оценивают. И снова ввергают в хаос. Внимание! — независимо от того, насколько стабильный процесс хорош. Они это называют «непрерывное совершенствование».

Что значит «ввергают в хаос»? Вносят в процесс изменения, которые его дестабилизируют. Добавляют щепотку, горсть, а то и ведро хаоса. Немножко ждут, пока все привыкнут, и начинают стабилизировать — превращать хаос в порядок, т.е. делать изменения постоянной частью процесса.

Тут круг замыкается. Стабилизированный процесс снова оценивают. Если стало лучше, «наследие хаоса» оставляют жить. Если стало хуже — откатывают. И снова ввергают процесс в хаос.

Баланс нужен, если хотите развиваться. Нельзя жить только в хаосе — сложно и руководителю, и людям. Нельзя жить только в порядке — будет застой, стагнация, медленная смерть. Нельзя создать хаос и оставить навсегда — он пожрёт всё вокруг, как неуправляемый пожар.

Ну всё, можете больше не бояться хаоса. И не чувствовать за него вину. Но, на всякий случай, научитесь хаосом управлять — создавать, присматривать, превращать в порядок.

© Habrahabr.ru