Что происходит с транспортом (первая неделя апреля)

CAPA Centre for Aviation считают, что большинство авиакомпаний разорится к маю, если правительства не вмешаются. Как можно догадаться, вмешаться они могут либо деньгами, либо национализацией с деньгами, либо придумать ещё что-то, что в итоге обернётся деньгами.

В список из 646 системообразующих компаний для экономики нашей страны (кроме «Фонбета») вошли вот эти авиакомпании:

96	ООО "Авиакомпания Волга-Днепр"
97	АО "Авиакомпания "Россия"
98	ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии"
99	ООО "Авиакомпания "Победа"
100	ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
101	ПАО "Авиакомпания Сибирь"
102	ПАО "Аэрофлот"
103	ООО "ЮАэро"


Покупать билеты у них можно с меньшими опасениями. Мы всё ещё рекомендуем сидеть дома и не летать, но если очень нужно — вот эти варианты выглядят здраво.

Мы сделали дашборд с аналитикой по рейсам: каждые пару часов обновляются статусы аэропортов и рейсов в них:

vksgbct-hop15hszq_9c33fkjyu.png

Это «радар надежды», потому что именно по нему можно будет видеть, как восстанавливается транспортная сеть перелётов из России. Сейчас общее состояние — 401 рейс из 3168 внутри России и 6 рейсов из 899 за границу.

Примеры коммуникаций авиакомпаний


Очень крутая идея по сбору базы:

m14oj1uorjns9-hglburczojtdm.png

Аэрофлот договорился о милях с розницей и предлагает холодильники и аптеку. Звучит странновато на первый взгляд, но если подумать о спектре их возможностей в этой ситуации, выглядит на удивление здраво:

uotw3zemq29uzpcdlh80m0hnoma.png

Вот нейтральная позиция EasyJet:

yhrmg06nf5ufjgdtq4ikr4c-8sy.png
Мне очень нравится переход от »…no flights operating anywhere on our network other than fo repatriation» и сразу за ним «if your flight is cancelled as result of this…» — под «this» понимается всё выше, но звучит так, что если вы хотите возмущаться — вы против репатриации. Очень грамотное письмо.

Ну и Ural:

l8xd5tnh6og41bzvv0mzz5ibbb4.png

Что происходит с авиакомпаниями и рынком путешествий?


Вот это:

abtb5zraaukoypsno0ff8h88rty.png
Упитанная полярная лисичка

Ведомости:

«До сих пор крупнейшим ударом по авиаотрасли был теракт в США 11 сентября 2001 г. По оценке IATA, потери компаний за 2001–2002 гг. составили $25 млрд. Индустрии потребовалось три года, чтобы вернуться к уровню доходов 2000 г. Теракты 11 сентября привели к массовому банкротству авиакомпаний во всем мире. Но в то же время такие потрясения — шанс для отрасли. За 20 лет она уже пережила серьезные перемены. С одной стороны, радикально ужесточились правила безопасности. С другой — тон стали задавать лоукостеры. В результате глобальные перевозки за 20 лет, по данным IATA, выросли почти втрое, сеть авиационных маршрутов увеличилась вдвое, стоимость перевозок, наоборот, вдвое упала.»


Потери в этом году будут больше по оценке IATA. Тот кризис добил Swissair, например.

Рамблер/Финансы:

«По оценкам Всемирной ассоциации деловых путешествий, масштабы потерь туристических фирм по миру могут составлять до 47 миллиардов долларов ежемесячно. Особенно пострадают туристический бизнес Китая и стран, зависимых от китайских туристов (Гонконг, Макао, Таиланд, Камбоджа и Филиппины). Согласно данным Всемирной туристической организации, китайские туристы ежегодно тратили около 260 миллиардов долларов на путешествия (в два раза больше, чем тратят туристы из США), а сами китайцы являются самой путешествующей нацией в мире. В этом году ожидалось, что 500 миллионов китайцев будут путешествовать, но они оказались на «внутреннем карантине», и их денег китайские и иностранные туристические фирмы не увидят.»

По подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обнародованным 20 февраля, мировые авиаперевозчики могут потерять в этом году 29,3 млрд долл. Однако в марте оценка потерь резко подскочила и стала «вилочной»: от 63 до 113 млрд долл. Такой кардинальный пересмотр обусловлен тем, что изначально оценивались убытки, связанные с возможным сворачиванием авиаперевозок между Китаем и другими странами. В марте, когда ВОЗ объявила о пандемии (т.е. эпидемии глобального масштаба) стало понятно, что сворачиваются авиаперевозками и между другими странами.

Согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами.»

Уже банкротится Air Italy (вторая в Италии). Причём несмотря на весь бардак в Италии, банкротится необычайно мягко по современным меркам, пару недель выполняя оставшиеся рейсы по своей сетке чужими авиакомпаниями, а потом меняя свои билеты на аналогичные других компаний. Если что, 29% принадлежали Qatar Airways, те вложили 90 миллионов долларов в развитие, но компания в 2018 и 2019 понесла крупные убытки. А вот про ренационализацию Алиталии.

Британская Flybe перешла под внешнее управление с 5 марта (это терминальная стадия развития бизнеса).

Очень странная история происходит с Эйрфранс-KLM. Со стороны похоже на конфликт учредителей и перераспределение голосов в спасаемой компании. Прямо просятся слова про «мягкий отжим», но пока реально непонятно.

Картина шире:

«Закрытие границ по всему миру ставит авиакомпании под угрозу банкротства. Британская IAG вынуждена сократить объем перевозок на 75%, Ryanair — на 80%, Air France –KLM — на 90% American Airlines Group снижает объем международных перелетов на 75%. United Airlines в марте прогнозирует падение объемов бронирования авиабилетов на $1,5 млрд в связи с закрытием границ. Зарплата топ-менеджеров будет урезана на 50% как минимум до конца весны, а возможно, и до конца лета.»

Brussels Airlines, член «Люфтганзы» объявили «виртуальное банкротство». От реального оно отличается тем, что, по сути, проект был списан и перезапущен заново внутри Люфтганзы.

Вот так выглядит прогноз восстановления для прекрасной Понта-Дельгады (это аэропорт на Азорах посреди Атлантики):

xfbwdwjwdbrm9k06btwctprzbdk.png

Что ещё произошло?


Появились данные из Таиланда о том, что лопинавир (который есть в одной из схем лечения) неэффективен.

Тигрицу в Нью-Йорке заразили коронавирусом, то есть теперь к хостам добавились ещё и кошки.

Китай запланировал на май внутренние рейсы с той же плотностью, как в 2019 году.

«Победа» возвращает деньги за отменённые рейсы на счет в личном кабинете у себя на сайте, но если нужно именно настоящими деньгами — не раньше следующего лета.

IATA признала ваучеры формой возврата за аннулированные авиабилеты. Организация призывает перейти от типичной схемы возврата денег за аннулированные билеты к ваучерам.

Вывозные рейсы решили прекратить, за границей осталось несколько тысяч российских туристов, большая часть в Таиланде. Но застрявшие туристы могут рассчитывать на 2400 рублей в день.

S7 сокращает частоту внутренних рейсов.

В Ухане открывают аэропорт заново.

«Перекрытие административных границ в регионах России недопустимо. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин».

В Челябинске (который как раз перекрывали) улицы дезинфицируют с помощью советских монстров для антиайсинга (это те штуки на базе снятых с бортов по выработке ресурса двигателей, которые могут обдуть самолёт от льда и выступающих частей).

Вот тут у нас есть пост с рассказом про то, как эти штуки работали, и как та же процедура делается сейчас. С моей точки зрения, решение странное по гигиене, но зато должно очень успокаивать жителей. По такой ревушей хреновине сразу видно, что правительство работает. А сейчас всё, что успокаивает обывателя, — плюс.

Вот слегка пугающая модель распространения вируса Сколтеха.

Вот данные ВОЗ, которые внезапно выбиваются из прогнозов: эпидемия распространяется существенно медленнее, чем предполагалось. Я было подумал об одном очевидном факторе, но нет: «Также Вуйнович заявила, что в ВОЗ не нашли доказательств занижения Россией количества зараженных коронавирусом».

Ну и ещё хорошая новость: сейсмологи дико радуются, потому что из-за уменьшения числа вибраций от поездов и прочего транспорта наконец-то можно регистрировать слабые события. Последний раз так было никогда.

Как это выглядит с нашей стороны


Прошлая серия того, что происходило с транспортом.

Сняты все туры, включая направления внутри России до середины апреля у всех. Дальше даты разнятся в зависимости от туроператора и направления. Все туроператоры, кроме Библиоглобуса не возвращают туристам денежные средства за них, а предлагают депонировать (могут выбрать другой тур на эти деньги до конца 2021 года). Библиоглобус отдаёт деньгами. Мы не готовы были учитывать такого рода депозиты технически, да и законодательно там море вопросов. А добавляет сюра то, что претензии можно принять только в оригинале, что не вяжется с карантином и самоизоляцией. Кто принимает в электронном виде — отправляем запросы и сопровождаем, помогая туристам.

Авиа: на прошлой неделе были единичные возвратные рейсы из Китая. Внезапно пошли продажи в Италию на ноябрь: похоже, наши граждане не теряют оптимизма. Постепенно отменяются рейсы по РФ: тут и то, что закрывают определённые регионы, и то, что из-за падения загрузки авиакомпании снимают рейсы.

Поезда: РЖД сократила глубину продаж до 45 дней на все направления, поэтому лето пока не покупают. Большая часть покупок идёт на ближайшую неделю, самый частый случай — покупка на завтра. Поезда недогруженные, и их количество сокращается. Пассажирам либо возвращают всю сумму, либо пересаживают на другой поезд-аналог, потому что отмены, в основном, идут по дублирующим поездам. Отмены можно смотреть здесь.

Резко повысилась доля «только туда»:

yn53idoomf8zfrheezrc1qaq-jk.png

Есть небольшой пик продаж на майские.

По автобусам наблюдается такая же картина, как по другим видам транспорта. Пока есть время, мы планируем делать памятку как вернуть или обменять билет с каждым билетом, и там же отмечаем пару случаев вроде «что делать, если автобус сломался». Давно пора было сделать такую ещё в обычное время, но сейчас прямо очень полезно.

Пассажиропоток электричек продолжил снижаться —— треть от нормальной нагрузки уже стала привычной. Сильнее всего пострадали аэроэкспрессы. Что, в целом, не удивляет. Наши операторы электричек занимаются тем, что обрабатывают рекурсию. Сначала бывает отмена, потом часто отмена отмены, а потом отмена отмены отмены в расписании.

Вот интересный анализ по неполным данным:

qphkndwmmx081nxy9mny8od8fog.png

Колл-центр наконец-то стабилизировался по обработке отмен, хотя 2 апреля был ещё один локальный пик обращений. Очень интересная ситуация была на 31 марта: там Победа отменила рейсы, и мы смогли в автоматическом режиме обработать очень много билетов, что серьёзно снизило фронт работ. Ещё один способ отмасштабировать колл-центр дал небольшой дополнительный прирост: на рынке нашлись свободные специалисты по GDS, которых мы приглашаем на срочные разовые договоры справиться с ситуацией.

Ну и развернули информер.

Радар надежды


Сервис развёрнут тут: hope.tutu.ru

На карте показаны российские аэропорты + все направления, куда были прямые рейсы из России. Можно ткнуться в каждый из аэропортов и посмотреть, что там происходит. Пока можно получить представление о том, как интересно была распространена наша сесть прямых рейсов до разных стран и задуматься о будущем авиации в разрезе хабов или дальнемагистральных рейсов в средние аэропорты.

По мере восстановления полётов там будет появляться актуальная информация о карантинах, мерах проверки, особенностях контроля (если будут биопаспорта — о них) и так далее, там же можно будет проверить билеты и расписание.

uj5jan-ttlybppmttuo_zk-c5sq.png
6 открытых — это SVO-BKK, SU272; OVB-BKK, S75701; DME-EVN, WZ323; VKO-MUC, V8816 — от 6 апреля, плюс IKT-BKK, S76331 и VVO-HND, S76289 от 7 апреля. Учитывая характер этих рейсов, скоро в исходящих будет ноль.

Общий информер показывает «температуру по стране». Пока лучше сидеть дома. Но однажды мы покажем, куда можно безопасно и спокойно лететь. Город за городом, аэропорт за аэропортом, страну за страной. Судя по сценарию Китая — это ой как пригодится после окончания карантина.

© Habrahabr.ru