Что надо знать про детские глаза
Детские глаза от взрослых глаз отличаются не очень сильно. Для меня как для врача самое главное отличие в том, что взрослый обычно догадывается, что если вытащить козявку из носа, поковыряться рукой вон в той грязной трубе, потом съесть чебурек с Белорусского вокзала, погладить бомжа или собачку, то потом этой же рукой глаз чесать, наверное, не стоит. Повторюсь: обычно.
Ребёнок же чешет глаза всегда и везде — по крайней мере, так это выглядит в клинической практике. Поскольку иммунитет у него в 2–3 года не такой натренированный, как у взрослого, это вызывает разные воспаления.
Во всём остальном особых отличий нет, но всё же дам несколько советов. Если вы уже не ребёнок и ещё не родитель, то вам всё равно может быть полезно. Ну или просто интересно.
Умывание
Ребёнку надо умываться. Лет до 1,5–2 это полностью ответственность мамы, дальше в 2–3 года надо мягко напоминать, что стоит умываться. Ребёнок этот процесс будет пропускать, чем повысит риски. Нужно просто чистыми руками пару раз плеснуть обычной водой себе в лицо. Всё. Если вы в дороге, либо если ребёнок совсем маленький — протирать хотя бы ваткой с водой. Это если нет системных заболеваний или разных предрасположенностей типа аллергий. Если проблемы есть, то нужны медицинские средства — чаще всего это антисептики вроде раствора фурацилина или бабушкины методы типа отвара ромашки.
Новорождённые
Самая частая беда самых маленьких, с которой к нам обращаются, — это дакриоцистит новорождённых. Вообще это воспаление слёзного мешка, у взрослых (особенно у женщин, любящих косметику) тоже случается. Но конкретно у новорождённых есть особенность. При «инициализации» систем организма могут быть разные сбои. Например, на первом вдохе должны выбиваться защитные плёнки из разных канальцев. Что случается почти всегда, но не в 100% случаев. Если слёзный канал остаётся закупоренным, то слеза не может отходить из глаза — и начинается воспаление.
Вторая причина — инфекционный процесс, в результате него тоже канал может закупориться.
В обоих случаях всё это заканчивается выделением гноя. Если это дело запустить — можно потерять оба глаза. К счастью, родители реагируют на все глазные болезни детей очень оперативно. «Запущенные» бывают редко, потому что ребёнок уверенно кричит. Взрослые могут терпеть, кушать обезболивающие и думать, что сходят к врачу завтра, а ребёнок сразу выражает жизненную позицию. И это очень хорошо для нашей клинической практики.
Лечение воспалительных процессов глаз у детей довольно простое: снимаются гнойные корочки и загрязнения, затем в глаз капают антибиотики широкого спектра.
Самое интересное место для нас тут — это промывание глаза. В поликлиниках делают старый добрый раствор фурацилина из его таблеток, смывают гной антисептиками вроде хлоргексидина или дорогого мирамистина. Второй вариант — отвар ромашки или календулы (несмотря на «народность» средства, это очень даже действенная история). Кто не в курсе, раствором ромашки лечат даже воспаление миндалин — просто гоняют его под давлением по миндалинам, а он там всё чистит и убивает.
Так вот. Мы в «Гельтеке» для примерно похожих целей как-то разрабатывали специальную стерильную салфетку. Примерно похожих — это изначально цель была сделать средство для взрослой реанимации (и послеоперационной хирургии), а потом оно же стало использоваться в детской. Это блефаросалфетка вот такая:
Разработка оказалась очень успешной. Коробка на 24 штуки салфеток стоит в аптеке 300–400 рублей в зависимости от города, каждая салфетка в индивидуальной фольгированной упаковке. Я знаю, что пациенты уверенно применяют их для снятия гноя именно в детском лечении. Взрослые ей умываются и в офисе, и когда едут куда-то, много их берут спортсмены зачем-то. Единственный момент — дамы почему-то думают, что она смывает макияж. Не смывает, размазывает. Не для этого она.
Но вернёмся к ребёнку с воспалением слёзного мешка. Дальше капают антибиотик и массируют внутренний угол глаза, где проходит нужный канал. Если механическим путём не получается — делают зондирование. Это не операция, просто по естественному каналу проходят тонкой металлической палочкой, выбивая загрязнения. Потом промывают антисептиком — тем же раствором фурацилина. Если у ребёнка нет врождённых деформаций канала, то глаз перестаёт гноиться.
Тут ещё важно дойти до оториноларинголога. Потому что в носу может расти полип или возникнуть какая-то другая проблема. Вторая ситуация — если есть недоразвитие слёзного канала или его деформация. В тяжёлых случаях создают искусственный носослёзный канал. Эндоскопически залезают в нос и сверлят дырку под общим наркозом. А до этого делают рентген с контрастом (или КТ) и зондом пытаются пройти до уровня поражения.
Детский сад и школа
Если ребёнок растёт не в деревне, то иммунитету тренироваться сложно. Слишком маленькая выборка для обучения. На слизистую никогда не чихала лошадка, глаз не лизала собачка, ребёнок не падал в лужу с навозом и так далее. Может, и к лучшему, но кончается это тем, что при походе в детский сад начинается активный обмен с микросредой.
Бактериальный конъюнктивит появляется у всех детей без исключения. Сколько на участке зарегистрировано — столько и будет пациентов. Со временем. Иногда они легко и быстро заканчиваются и без врача, но чаще родители всё же стараются показать при первом покраснении. Пики приходятся на первый поход в сад, первый поход в школу, смену класса в школе и наш офтальмологический сезон — весну и осень, когда дети начинают куда веселее меняться микросредой.
При вирусных формах ни в коем случае нельзя промывать глаза чаем (заваркой, пакетиком). Есть заблуждение, что это помогает. На деле чай очищает (потому что жидкость) и снижает чувствительность, но больше ничего не делает. То есть это даёт лёгкий анальгезирующий эффект.
При вирусных кератитах назначают интерферон и другие противовирусные средства в зависимости от возбудителя, при бактериальных историях — антибиотик широкого спектра. Если воспаление хроническое, то смотрим на посев среды, чувствительность бактерий пациента к антибиотикам, а также исключаем сложные аллергические факторы. Бывают редкие акантамёбные кератиты и крайне редкие грибковые.
Самый частый случай — после детской площадки загноился глаз.
В последнее время в поликлиниках делают проще. Анализ на генез воспаления (вирусный или бактериальный тип) и на чувствительность к антибиотикам занимает 5–7 дней (столько в среднем растёт культура в чашке Петри, к которой потом применяют разные виды уничтожения для оценки чувствительности). Лечится это тоже около 7 дней. Детям при любых сомнениях прописывают комбинированную терапию и сносят всё условно-патогенное из глаз. Мощно, но это куда лучше, чем ждать. Вирусные, бактериальные и более экзотические виды как конъюнктивитов, кератитов, так и дакриоциститов часто отличаются на вид, и врач с парой лет практики с детьми может определять, что это, визуально. Сомневается — комбинированная терапия.
Грибки, точнее споры, обычно вызывают аллергические реакции, но не прямо грибковые. Единственное исключение — это дети с очень ослабленным иммунитетом, обычно после нескольких курсов антибиотиков. У меня лично в практике был за всё время всего один такой случай.
На втором месте в этом возрасте — аллергии. Там всё понятно. Выявляется аллерген и устраняется. К сожалению, такая возможность есть не всегда, тогда проводят общую десенсибилизирующую терапию. Аллергия бывает от кучи причин, в том числе интересные смешанные. Например, у меня был пациент с аллергией на шерсть мелких млекопитающих (собаки, кошки, мыши, морские свинки), на цитрус и на грибки. Родители очень сознательные, вовремя привели.
Мелкие травмы
Это травмы вроде «веточка прилетела» или «бегал по улице, песчинку в глаз поймал». Если ребёнок жалуется после промывания водой — надо проверить. Если что-то осталось, то может попасть под верхнее веко и раздражать дико оттуда, царапать роговицу. Был недавно случай — приходила молодая девушка. У неё блёстка от теней попала под веко.
Надо заглянуть и достать. Это лучше делать врачу на мелких предметах, а крупные там не особо застревают (за исключением случаев тяжёлых проникающих ранений глаза, но это не в поликлинику надо обращаться, а в специализированные отделения, где есть микрохирургия). В полевых условиях чаще всего обычная чистая вода помогает. Если воды нет — любыми глазными каплями, но вот хлоргексидин или сосудосуживающие с анестетиками не надо.
Мелкому ребёнку можно купить очки с оправой из гнущегося полимера (к примеру, силиконовые), они в среднем дороже и создают чуть больше аберраций, но при этом можно не бояться, что он их сломает, а вам потом доставать всё это из глаза.
Прочее
Остальные процессы не сильно отличаются от взрослой офтальмологии. Есть особенности в реанимации, с которой я работаю, но в быту это обычно никак не проявляется. В следующий раз я таки доберусь до темы, что ковры делают со зрением, и вообще расскажу о том, что можно поменять в квартире. Это всё относится и к детям.
А, ещё есть детские шампуни, чтобы мыть голову без слёз, если они попадут в глаз. Там нет активных веществ, которые вызывают раздражение слизистой, просто мягкие средства (как правило, более дорогие и чуть хуже чистящие). Но всё равно его по инструкции нельзя в глаза, то есть если попадёт — щипать не будет, но глазу не всё равно, и может стать хуже. Но в практике только из-за шампуня обращений не было.