Что (и как!) послушать, посмотреть и почитать IT-специалисту, чтобы подтянуть английский

Разработчику трудно обойтись без англоязычных ресурсов — знание языка нужно как для нетворкинга, так и для решения рабочих задач. При этом, работая с любым англоязычным текстом, можно развивать и знание языка, и навыки коммуникации с зарубежными коллегами.

Меня зовут Ирина Чан-Федорова, я методист курсов английского для работы в IT в Яндекс Практикуме. В этом материале я расскажу об алгоритме, который поможет максимально эффективно работать с англоязычными аудио, видео и текстами, и поделюсь примерами, на которых практикуются наши студенты.

3302202a2b2e6deee3662c76a263ae56.png

Как работать с англоязычными ресурсами

Мы предлагаем работать с источниками по алгоритму — не просто читать или слушать текст, но и подробно рефлексировать на затронутую в нём тему. Такая работа начинается ещё до того, как вы откроете статью или запустите видео, а разбор пяти минут или нескольких абзацев контента может занять гораздо больше времени, чем обычное прослушивание или чтение.

При этом такой метод естественен, так как в его основе лежит эффект «прайминга» (в психологии и нейрофизиологии так называют эффект, когда предыдущий опыт восприятия «разогревает» мозг, подготавливая его к похожим задачам). Просто внимательное чтение или прослушивание тоже опирается на предыдущий опыт, но так человек не использует весь потенциал этого эффекта — не рефлексирует об этом опыте и не выводит на осознанный уровень свои ассоциации.

Работу с материалом по алгоритму можно поделить на три этапа.

Первый этап: активация

Прежде чем приступить к работе с ресурсом, подумайте, что уже знаете по этой теме, а ещё лучше — соберите мысли в виде удобного майндмэпа в свободной форме. Взгляните на заголовок и спросите себя:, а что бы я написал или сказал об этом с учётом моего опыта и знаний, если бы я составлял этот материал или отвечал на такой вопрос в интервью?

Возможно, в голове сразу начнут появляться картинки-флешбэки рабочих ситуаций, ассоциаций и связанных с ними ощущений. Набросайте слова и выражения, которые приходят на ум (можно сразу на английском), не задумываясь о правильности и не оценивая свои идеи. Главная задача этого этапа — подготовить мозг к восприятию обозначенной темы и активировать связанный с ней пласт языка.

Второй этап: сверка

Второй этап посвящён прослушиванию или чтению материала и сверке ваших мыслей с мыслями автора. Запишите основные тезисы автора — во-первых, так будет легче сравнить идеи, а во-вторых, так вы будете развивать навык ведения заметок (или note-taking), который точно пригодится на встречах с зарубежными коллегами или на конференциях. Возьмите на заметку новые слова и специфические выражения.

Если не поймёте всё с первого раза — это не страшно. Так бывает даже у людей с высоким уровнем знания английского. А если у вас он ниже, чем B1, то лучше воспринимать информацию понемногу: не больше минуты или двух-трёх небольших параграфов за один раз. Если сложно работать с аудио- или видеозаписью, можно воспользоваться расшифровкой.

Совпали ли ваши идеи с теми, что высказал автор? Что вы упустили? Запишите ответ.

Третий этап: личная оценка

Пропустите полученную информацию через свой опыт. Согласны ли вы с ней? Сможете ли применить идеи автора в вашей работе, команде, культурном контексте? Почему? Задайте себе вопрос:, а что бы вы спросили у автора, если бы встретились с ним?

Если материал касается гибких навыков (не связанных с рабочими задачами напрямую, но помогающих их выполнять или, например, взаимодействовать с коллегами), подумайте — насколько хорошо они развиты у вас? Как их можно развить? Какие ещё материалы в этом помогут?

Запишите ответы и сохраните — просмотр старых заметок поможет вам следить за прогрессом. Также можно записывать ответы на диктофон, как это делают писатели, журналисты и тренеры, чтобы анализировать и улучшать речь.

Пример №1: подкаст о привычках и целях

Подкасты полезно проигрывать даже как радио на фоне, не вслушиваясь в содержание, — это поможет настроить мозг на акцент и погрузиться в англоязычную среду. А чтобы разбирать объёмные выпуски по алгоритму, рекомендуем слушать их частями.

В качестве примера можно разобрать первую часть выпуска подкаста Syntax 11 Habits of Highly Effective Developers, в котором ведущие говорили о полезных привычках разработчиков.

В начале ведущие предлагают сконцентрироваться на целях бизнеса и исходя из этого выбирать подходящий фреймворк

В начале ведущие предлагают сконцентрироваться на целях бизнеса и исходя из этого выбирать подходящий фреймворк

А вот примеры вопросов для разбора первых пяти минут выпуска по обозначенному выше алгоритму.

Первый этап: активация

  1. Do you think you are a highly effective developer?

  2. Imagine you are invited by syntax.fm to give an interview about habits of highly effective developers. What would you say? What habits help you be effective at your job? (What habits could help you become more effective?) Write down any words or phrases that come to your mind.

Второй этап: сверка

  1. Listen to the first 5 minutes of the podcast. Was the habit mentioned in this part similar to any of yours?

  2. What can you do with a goal? Think about your experience and write down all verbs you can use with the noun «goal». Listen to the podcast again, read the notes, and add more verbs.

Третий этап: личная оценка

Reflect on the following questions and use the phrases related to goals (and any other useful phrases from this part of the podcast) where possible.

  1. From 1 to 5, how do you rate your own understanding of your current stakeholder and business goals? Why did you give yourself this rating?

  2. How do you develop this understanding? What helps you? What doesn«t help you?

  3. Reflect on a project or website you have worked on. How did your understanding of the ultimate goal influence your decision-making and problem-solving?

  4. What strategies can you use to check you have a clear understanding of stakeholder and business goals before starting a development project?

  5. Imagine you want to share your ideas about this topic in a podcast, what would you say? You can use the following ideas for your podcast:

  • From Vision to Reality: Translating Business Goals into Tangible Website Features

  • The Developer’s Dilemma: Balancing Technical Debt and Business Goals

  • Lessons Learned: 5 Typical Mistakes Developers Make in Understanding Business Goals

На каких аудио ещё попрактиковаться

Пример №2: видео про парное программирование

На YouTube есть огромное количество видео для разработчиков: от симуляций стендапов до примеров прохождения технического интервью. Работать с ними может быть труднее из-за разнообразия акцентов, но видео, как правило, воспринимается легче, чем аудиозапись.

Рассмотрим, как применять алгоритм, на примере видео про парное программирование.

Первый этап: активация

  1. Have you ever done pair programming? How do you feel about it? Why?

  2. This video shows a bad pair programming session. Imagine you decided to make a similar video. What challenges of pair programming would you include?

Второй этап: сверка

  1. Were the challenges you would include in your video about a bad pair programming session the same as in the video?

  2. What phrases can you use to ask your pair programming partner questions in a polite way? (e.g. I was wondering if…) Watch the video again, add more phrases, and write down any other phrases you find useful (most of them would be phrases for informal communication).

Третий этап: личная оценка

Reflect on the following questions and use any phrases from this video.

  1. Do you think you are a good partner for pair programming? From 1 to 5, how do you rate yourself? Why did you give yourself this rating? What soft skills make you a good partner? (What soft skills could make you a better partner?)

  2. How do you develop your pair programming skills? What helps you? What doesn«t help you?

  3. Imagine you are the team lead and Kevin complained about the pair programming session with Nick. Now you need to have a meeting with Nick. What feedback would you give him on his pair programming skills? What strategies would you recommend for his improvement?

  4. Imagine you want to make a video on teamwork in a development team.  What would you have to say? In what format would you do it? (a mini performance, a mini presentation, etc) You can use these ideas for your video:

  • Code Collaboration Chronicles

  • The Dev League: Beyond the Keyboard

  • From Bugs to Brilliance: The Power of Teamwork

На каких видео ещё попрактиковаться

Пример №3: статья о прохождении собеседований

Навык чтения является, пожалуй, одним из основных для разработчиков и требуется практически для любых рабочих задач: от понимания документации, работы с кодом и коммуникации в команде до обучения и исследования новых концепций.

В качестве примера для разбора рассмотрим заметку издания The Mom Project How to Talk About a Job You Hated During the Interview Process о том, как рассказывать о негативном опыте предыдущей работы на собеседованиях.

Рекомендации из материала универсальны и работают и в международном, и в российском комьюнити

Рекомендации из материала универсальны и работают и в международном, и в российском комьюнити

А вот какие вопросы себе можно задать на разных этапах этого разбора.

Первый этап: активация

  1. Have you ever had a negative experience in your job? What exactly happened? Whose fault was it? How did you feel? How did you deal with it?

  2. Now imagine you were asked this question in a job interview. What would you say? What would you NOT say?

Второй этап: сверка

  1. Was the way you would talk about a negative experience in your previous job the same as suggested in the article?

  2. How would you reframe the phrase «My team lead gave really confusing instructions» so that it shows you are a good team player? Read the article and find similar ways of reframing negative experiences.

Третий этап: личная оценка

Reflect on the following questions and use the phrases related to reframing (and any other useful phrases from this article) where possible.

  1. What soft skills does the interview expect you to showcase when they ask you this kind of question?

  2. How do you develop these skills? What helps you? What doesn«t help you?

  3. Imagine you are in a job interview and the interview asks you these questions below. How would I answer them?

  • Tell me about a previous job that you didn’t enjoy.

  • Can you describe a situation in your previous job that made you feel frustrated or demotivated?

  • What were the main reasons for your dissatisfaction with your previous job?

На каких текстах ещё попрактиковаться

Как учиться, чтобы точно сработало

Самостоятельная работа с материалами полезна, но чтобы она действительно принесла результат, нужна усидчивость, самодисциплина и регулярность. Чтобы понять, что двигаетесь в правильном направлении, важно получать обратную связь, а чтобы превратить прочитанное и услышанное в знания и навыки — применять новую информацию в работе.

© Habrahabr.ru