Четверка за Пересечение асимптоты как подарок

bb191190463af0700cf823c904d57fb5.jpg

В мире, где избыток информации и ее искажение стало нормой, критическое мышление — это не просто навык, а жизненная необходимость. Попробую коротко, но без потери смысла описать, что такое идиома «Пересекать Асимптоту» на примере собственного опыта, начиная с экзамена по математическому анализу и заканчивая глубоким погружением в психологию и когнитивные науки.

История: Экзамен по математическому анализу

На первом курсе во время экзамена по математическому анализу я чувствовал себя очень уверенно из-за того, что весь материал 1-го курса мне был знаком из программы математической школы. И я допустил небрежность — рисуя график функции, зацепил карандашом асимптоту.
Эта малая ошибка привела к снижению оценки и вызвала у меня возмущение. Мне казалось, что преподаватель придирается к форме. Кстати, за весь институт это была одна из 3-х четверок по всем экзаменам и, возможно, благодаря ей. Но речь пойдет не о важности деталей при сдаче экзаменов))

Осознание: Изменение восприятия

Со временем, сталкиваясь с различными источниками информации, я начал осознавать, как существенны детали и точность. Особенно это касалось чтения специализированных текстов, где авторы допускали «пересечение асимптот» — моменты, когда мелкие неточности в конечном итоге ведут к серьезным заблуждениям и автора, и читателей.

Негативный опыт: В начале отцовства я столкнулся с проблемами в воспитании и обратился к книгам Николая Козлова. Несмотря на замеченные нестыковки, я читал его «запоем» — просто, понятно и логично, что впоследствии мне «дорого» обошлось.
Позитивный опыт: Позже, критически подойдя к популярной книге Даниэла Канемана «Думай медленно… решай быстро», благодаря знакомству с работами профессиональных нейробиологов (Дениэл Сигель и др.) с первых страниц текста я стал замечать «пересечение асимптот». Обратившись к первоисточникам и критике этой книги, я обнаружил, что не менее половины тезисов этой работы несостоятельны и не подтверждены реальными экспериментами. Более того, Канеман знал об этих проблемах на момент выхода этой книги. И дальше я работал с этой книгой как с размышлениями умного человека на тему (Фантастикой), а не источником научных знаний (Учебником).
Там, где критическое мышление не понадобилось: Кстати, эталоном подачи информации для меня стал Питер Чаалдини. В книге «Психология влияния» ему пришлось осознанно избегать многих манипулятивных приемов, свойственных авторской подаче, и четко разделять: Факты, Оценки исследователей и его собственные идеи.

Уроки и почти алгоритм

Когнитивные искажения: эффект ореола и «звездная» болезнь

Одно из наиболее опасных когнитивных искажений — это эффект ореола. Оно заключается в том, что компетенции человека в одной области нередко воспринимаются как гарантия его компетентности и в других сферах. Это может приводить к переоценке авторитета источника и, как следствие, к некритическому принятию информации на веру. Когда такое искажение распространяется на самооценку, его иногда называют «звездной» болезнью, подразумевая чрезмерную уверенность в своих силах и знаниях.

Ошибка второго порядка — это отказ от авторитетного источника информации при первом же несовпадении мнений или фактов. Это, в свою очередь, может лишить нас возможности извлечь знания из общепринятых источников только из-за единичного несогласия или недопонимания.

В итоге я начал пользоваться парадоксальным на первый взгляд подходом: если я мало разбираюсь в теме и сталкиваюсь с «пересечением асимптот» автора или докладчика, я чаще всего ищу другие, более релевантные для меня источники. (О длине шага развития как-нибудь в другой раз)

Как только вижу пересечение асимптоты — Начинаю проверку источника:
Например, если вы поинтересуетесь источниками Сапольских, вы выясните, что он эксперт в области стресса — *животных *! И никогда не занимался научными исследованиями взаимодействия стресса и высшей нервной деятельности …
Анализ собственных источников: Возможно это инсайт) Тут пример не самый релевантный. Но проверка собственного представления о культуре постмодерна и пост-постмодерна открыла для меня много фактов о новом поколении)
Гибкость в отношении к источникам: Я научился быть открытым к новой информации и готовым к изменению взглядов.

Заключение

Суть в том, что содержательные ошибки имеют свойство создавать накопительный эффект, и если в одной области автор допускает содержательную погрешность, которую я могу обнаружить, то в другой области, где мне не хватает фактуры, я могу с легкостью принять ошибочные рассуждения автора на веру и это приводит к системному искажению всей картины мира.

© Habrahabr.ru