Браузеры: время подводить итоги 2016 года
В начале 2016 года Internet Explorer, браузер от Microsoft, все еще оставался наиболее популярным браузером. Так, в конце 2015 года — начале 2016 с ним работало 46% интернет-пользователей. 32% использовали Chrome и 12% — Firefox от Mozilla. Тем не менее, дни Internet Explorer сочтены в силу того, что сама корпорация Microsoft отказалась от развития своего обозревателя. Пока что обновления для него выходят, но разработка новых функций была прекращена еще в 2015 в угоду новому браузеру Edge. Этот обозреватель более безопасный, его функциональность выше, чем у Internet Explorer. Но у него есть один недостаток — он доступен лишь для пользователей Windows 10, соответственно, аудитория этого браузера довольно сильно ограничена.
Описанная выше картина в плане доли рынка браузеров сильно изменилась к концу 2016 года. Например, доля рынка браузера Chrome выросла вплоть до 56%. Аналогичный показатель для Internet Explorer упал вплоть до 21%. Edge увеличил собственную долю рынка примерно в два раза — вплоть до 5,3%, что не удивительно, если учитывать агрессивную политику Microsoft в отношении продвижения своей операционной системы Windows 10. Кстати, в начале 2016 года доля рынка этой ОС составляла около 10%, а вот в конце — уже 24%.
На Geektimes неоднократно описывались различные приемы, которые использовала корпорация Microsoft для продвижения своей операционной системы. Некоторые из них уж слишком жесткие — компания пару месяцев назад сама это признала. Тем не менее, все это дало свои плоды. Стоит отметить, что среди пользователей Steam доля Windows 10 составила около 50%. В то же время, доля рынка Windows 7 упала, и довольно значительно.
Что касается браузеров, то с 90-х годов прошлого века ни один из них не показывал такого стремительного сокращения доли рынка (в 90-х это был Netscape Navigator). Но причины этого понятны и описаны выше.
Похоже на то, что лишь 22% пользователей Windows 10 решили выбрать Edge в качестве «родного» браузера. Остальные либо продолжают использовать привычный Internet Explorer, либо же используют браузеры от Google и Mozilla. Тем не менее, доля рынка этого обозревателя продолжает увеличиться, и не только потому, что он поставляется по умолчанию с операционной системой от Microsoft. Дело в том, что разработчики Edge действительно стараются сделать этот браузер «юзабельным». В частности, он теперь совместим с расширениями от Chrome и Microsoft. Конечно, назвать его идеальным нельзя, а конкуренты до сих пор выгодно отличаются различными функциями, включая удобство работы с вкладками и сохраненными паролями (эксперты, в то же время, не советуют сохранять пароли ни в одном из браузеров).
Рыночная доля Firefox не претерпела значительных изменений. Сейчас она составляет 12%. Кстати, в августе по какой-то причине этот показатель снизился до 8%, но затем снова вырос, Mozilla удалось наверстать упущенное. Во многом это удалось благодаря стараниям разработчиков — в частности, ими была внедрена функция, которая предотвращает падение всей программы в случае, если крашится какая-то из вкладок. Проблемы до сих пор есть, и в плане безопасности, как считают специалисты, Firefox уступает тому же Chrome, Safari или Edge.
Конечно, на Chrome, Edge или Firefox свет клином не сошелся. Не стоит забывать и о браузере Opera, чья доля рынка зависла примерно на уровне одного процента. В свете всего случившегося, это не так и плохо для браузера. Так, не стоит забывать о том, что Opera Software в ноябре разделилась сразу на несколько компаний. Консорциум китайских компаний Kunqi купил Opera Software, причем из списка продаваемых активов были исключены Opera Mediaworks, Opera Apps & Games (включая Bemobi), Opera TV. Китайцам при этом достались мобильный браузер, десктопный браузер, программное обеспечение для производительности и информационной безопасности, а также бренд Opera и торговые марки.
Сейчас Opera представляет собой уже не то, чем она была вплоть до 2013 года. Дело в том, что разработчики приняли решение начать использовать движок Blink, основанный на WebKit, который используют пользователи Chrome. Кстати, ряд экс-сотрудников компании начали разработку собственного браузера, основанного на принципах «старой» Opera. В 2016 году они выпустили первую версию браузера Vivaldi. Он тоже основан на Blink, но зато интерфейс обозревателя гораздо легче модифицировать, чем у оригинальной Opera.
Сейчас Vivaldi развивается, а свет увидела его новая версия, 1,7. Разработчики позиционируют свой браузер, как систему для продвинутых пользователям, которым нужен мощный, настраиваемый инструмент. Доля рынка этого браузера пока что минимальна, о сколь-нибудь серьезных цифрах говорить не приходится.
Второй участник рынка браузеров — обозреватель Brave, который был выпущен сооснователем Mozilla Бренданом Эйхом. Он же изобрел JavaScript. В этом браузере есть интересный момент — он блокирует рекламу на сайтах, замещая ее рекламой собственных рекламодателей. При этом рекламные доходы разделяются между Brave, рекламными сетями и пользователями браузера. Brave, как и Vivaldi, не занял пока значимой доли рынка.
Возможно, в новом году новые браузеры смогут что-то изменить, но, конечно, кардинальной смены игроков здесь не предвидится. Chrome, скорее всего, будет получать все новых пользователей, а Internet Explorer вскоре станет призраком.