Белый карлик G238-44 поглощает астероиды и ледяные тела с удивительной жадностью

Исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) обнаружили удивительно «прожорливого» белого карлика G238–44, оставшегося после гибели звезды. Это первый случай обнаружения белого карлика, поглощающего каменно-металлические астероиды и ледяные тела, находящиеся довольно далеко от мёртвой звезды.

На иллюстрации ниже показана система, в которой находится G238–44. Крошечный по отношению к соседним планетам белый карлик поглощает осколки астероидов и планет, входящие в состав аккреционного диска. Более крупные газовые гиганты пока могут спокойно существовать в системе. На самом краю находится пояс из ледяных тел, таких как кометы. Они также питают белого карлика. Как установили учёные, по всей видимости G238–44 не затягивает объекты массой больше астероида небольшой луны.

54c40119867c14a856036636e61b7d6d.jpeg

Чтобы установить этот факт, исследователи обратились к архивным данным «Хаббла» и других телескопов. В атмосфере белого карлика обнаружили большое разнообразие элементов, в том числе находящихся только во внешнем слое из ледяных тел, подобному поясу Койпера на окраинах Солнечной системы. Наблюдение доказывает, что даже после перехода в фазу белого карлика звезда способна захватывать и поглощать астероиды и ледяные тела на больших расстояниях, чем предполагали исследователи.

Наблюдение также помогло учёным сделать другие открытия. В частности, в атмосфере белого карлика зафиксировали присутствие азота, кислорода, магния, кремния и железа. Большое количество железа указывает на поглощение белым карликом ядер планет земной группы (Земля, Венера, Марс и Меркурий). В свою очередь большое количество азота говорит о поглощении значительного числа ледяных тел из местного аналога пояса Койпера. Это интригующие результаты, поскольку считается, что небольшие ледяные тела орошают сухие планеты, врезаясь в них. Возможно, таким образом миллиарды лет назад кометы и астероиды доставили воду на Землю, благодаря чему на планете образовалась жизнь, известная нам сейчас. Судя по анализу атмосферы белого карлика, подобные «дожди» могут быть обычным явлением для планет, находящихся в системе.