Байконур, часть 3. Город
Город Байконур производит странное впечатление. С одной стороны, он не похож на фотографии советских городов до того, как они заросли вывесками и рекламой. Но вряд ли вы еще найдете где-нибудь место, где на стандартных рекламных билбордах изображены космонавты, конструкторы ракетной техники и другие связанные с космосом люди, а беседки и фонтаны имеют космическую тематику.
Видео в формате 360° дает эффект присутствия.
Если открыть раздел «климат» статьи про город Байконур русской и английской википедии, то в русской будет указан «резко континентальный» климат, а вот в английской — «холодная пустыня BWk». В отличие от жарких пустынь, здесь холодная зима. Виды с самолета вызывают ощущение необитаемой планеты. То ли климат поменялся, то ли жаркое лето повыжгло растительность, но согласиться с Борисом Чертоком, писавшим про степь на космодроме, не получается.
Фонтан на выходе из аэропорта. В день прилета нас ждала удивительно приятная погода, комфортные +25 и сплошная облачность. Последующие дни были уже жарче. Зато на солнце ярче краски, и репортаж лучше выглядит.
Немного пройдемся по городу. Население Байконура составляет примерно 76 тысяч человек. В целом город выглядит очень зеленым, и, несмотря на сравнительно небольшой размер, может похвастаться красивым пешеходным участком проспекта Королева.
Мне попадалось мнение, что город стал зеленее совсем недавно, однако архивное фото это не подтверждает. Сравните фото слева, которое могло быть сделано, судя по машинам, еще в середине 60-х, и современное. Автор левого — известный советский космический фотограф Александр Моклецов. С разной высоты засняты одни и те же дома в начале проспекта Королева.
Центральная площадь. Бывшее здание штаба полигона занимает Роскосмос. Дом в начале десятых был капитально отремонтирован, крышу заменили на плоскую и добавили эмблему космического агентства. На старых фото на этом месте фасада, вопреки ожиданиям, ничего не просматривается.
Особенность города — много дорог с широкими промежутками зелени между полосами. Местами они настолько широки, что улицы по сторонам даже называются по-разному. Между параллельными улицами Авиационной и Юрия Гагарина располагается бывший Солдатский, затем парк имени Шубникова, а ныне бульвар Гагарина шириной 140 метров. В нем — две братские могилы погибших при катастрофах 24 октября 1960 и 1963 годов. У стелы катастрофы 1960 года 54 фамилии, они же дублированы на плитах квадрата за стелой. Официальное количество жертв — 78, но Борис Черток почему-то в своих мемуарах указал 126.
А вот на памятнике восьми погибшим в 1963 при пожаре в шахте ракеты Р-9А зачем-то изобразили Р-16 (опознается по подкалиберной длинной второй ступени со стабилизаторами; у Р-9А вторая ступень сильно короче и такого же диаметра, как и первая).
В похожем промежутке зелени между улицами Мира и Жанкожа Батыра, имеющем название парк Мира, располагается памятник Юрию Гагарину. Он был построен в 1983–84 годах собственными силами полигона. Даже скульптором выступил проходивший срочную службу на космодроме выпускник худграфа Новоибирского пединститута Олег Песоцкий. Расположение памятника спиной на запад позволяет вечером делать фото с Солнцем в виде нимба за головой или большой лампочки в руках Юрия Алексеевича.
Совсем рядом стоит РН «Союз». Ракета использовалась для примерочных испытаний и тренировок персонала, так что, скорее всего, ее будет корректнее назвать не макетом, а настоящей, но учебной. Длинная штанга системы аварийного спасения говорит, что для установленного в 1981 году памятника использовали актуальный головной обтекатель для модификации пилотируемого корабля «Союз Т».
Выходим к реке Сырдарья, которая огибает город и космодром с юга. Здесь стоит памятник теплоходу «Кама», который был подарен в конце 60-х Пермским высшим командно-инженерным училищем. Теплоход разрезали, доставили на космодром по железной дороге и сварили корпус обратно. Увы, в 80-х Сырдарья обмелела настолько, что судно пришлось поставить на прикол. Некоторое время в нем размещались кафе, а сейчас оно стоит как памятник.
Вид с берега. Сооружение в отдалении — трубопровод водозабора «Ближний». Вода из Сырдарьи плохо подходит для подачи в водопровод, и когда в 80-х в связи с программой «Энергия-Буран» повысились потребности в воде, были построены артезианские водозаборы: сначала «Дальний» в 100 км, затем «Ближний» в 15 км. «Дальний» сейчас заброшен, а вот «Ближний» функционирует.
Памятник «Невесомость» на въезде в город. Он же имеет неофициальное название «Рыбак» — мол, «Во-о-от такую поймал!» Рыбалка — одно из популярных местных развлечений. Конструкция с сердечком слева появилась из-за дурной традиции молодоженов бросать в памятник бутылку на счастье. Теперь ее можно культурно разбить о специальную тумбу и не портить памятник. Нам повезло — около памятника гуляла местная живая достопримечательность.
Небольшая памятная композиция была установлена совсем недавно у южного КПП космодрома. Масштабные макеты ракет-носителей «Протон» и «Союз», стенды пояснительной информации и пара антенн с настоящей техники.
Антенная система «Дельта» дециметрового диапазона.
И антенная система «Кедр» метрового диапазона. Обе антенны, «Кедр» и «Дельта», входили в состав радиотелеметрической станции МА9-МКТ. Очевидно, где-то в России решили не отправлять в утиль антенны старого комплекса, а пустить их на экспонаты. Можно найти новости о том, что такой же набор антенн, «Кедр» и «Дельту», установили на Аллее Космонавтики в Симферополе.
На горизонте как раз виднеется командно-измерительный комплекс для связи с космическими аппаратами.
Продолжение следует, пусть и медленнее, чем мне бы хотелось.
Выражаю благодарность пресс-службе Роскосмоса за приглашение и, отдельно, Элине, Анне и Екатерине за самоотверженный труд по организации поездки.
Часть 2. Отсюда стартуют «Союзы»
Часть 1. Музей.