Астрономы создали сборник данных о пыли в кольцах Сатурна, собрав вместе 41 наблюдение зонда «Кассини»

Учёные некоммерческой организации SwRI (Southwest Research Institute) объединили 41 наблюдение за Сатурном, проведённое космическим зондом «Кассини», уже ушедшим на покой. Благодаря этому исследователям удалось создать изображение газового гиганта и его колец с невероятной чёткостью, а также сформировать обширный сборник данных, который авторы предлагают использовать для исследования распределения частиц в кольцах и более тщательного изучения их параметров.

c97803dc7512f41e5055dd1166797332.jpg

«Кассини» погрузился в атмосферу Сатурна в 2017 году, что ознаменовало конец 20-летней миссии зонда. Перед гибелью он передал на Землю ряд снимков газового гиганта и его колец, созданных с рекордно близкого расстояния. 15 сентября 2017 года стал последним днём работы зонда, однако огромный массив полученной за всю миссию информации обрабатывается до сих пор.

Как указали учёные SwRI, несмотря на 20 лет наблюдений «Кассини» исследователи всё ещё не установили окончательную версию происхождения колец Сатурна. Однако текущий анализ данных указывает, что кольца относительно молоды и могли образоваться в результате разрушения ледяного спутника или кометы. Чтобы поддержать или опровергнуть эту теорию, необходимо иметь представление о размере частиц, составляющих кольца.

41 архивное наблюдение сделано ультрафиолетовым спектрографом «Кассини» (UVIS, Ultraviolet Imaging Spectrograph). UVIS наблюдал за кольцами с использованием транзитного метода, аналогичного тому, как учёные ищут и изучают экзопланеты. Когда аппарат был направлен на Солнце, входящая в состав колец пыль частично блокировала свет, обеспечивая возможность изучить оптическую глубину (optical depth). Как указывают исследователи, UVIS мог обнаруживать частицы пыли на микронном уровне, помогая им понять происхождение, активность и разрушение частиц колец.

В своей работе авторы собрали, откалибровали и рассортировали все данные, полученные UVIS в ходе 41 наблюдения за пылью транзитным методом, включая данные об оптической глубине.

Подробности опубликованы в статье »Solar occultation observations of Saturn’s rings with Cassini UVIS» в журнале Icarus. DOI:10.1016/j.icarus.2022.115237