Яндекс.Метрика или специализированная система мониторинга — что и когда выбирать?
Что общего?
Самое главное — сайт проверяется. Это то, что понимает человек, даже не вникая в детали. Каким-то образом собирается статистика о доступности сайта и приходят оповещения, когда сайт сломан. Даже настраивается похожим образом:
Если покопаться в настройках — то, конечно, видно, что инструменты несколько разной направленности. Метрика больше изучает поведение клиентов, а ХостТрекер — технические аспекты работы сайта. Но эта функция кажется вроде бы одинаковой.
Теория vs Практика
Так в чем же все-таки разница? Как мы знаем, для настройки Яндекс.Метрики необходимо встроить некоторый javascript код на свою страницу. Благодаря ему, Метрика будет получать о каждом клиенте некоторую информацию. На ее основе, делаются выводы о посещаемости и сценариях использования сайтов. Также, косвенно, можно делать выводы о доступности: если клиентов нет дольше, чем обычно — возможно, это повод для беспокойства.
ХостТрекер предлагает другой механизм — мониторинг сайта методом имитации реальных пользователей, которые регулярно посещают сайт. Впрочем, похожий механизм есть и у Метрики: проверка специальными ботами Яндекса. При чем, настраивается он как из Метрики, так и из Директа. Но об этих ботах известно немного. Их количество и адреса нигде не разглашаются (прямо написано, что это секрет), а интервал проверки остается тайным. В отчете указывается средний интервал. И хотя в описании сказано, что мониторинг работает эффективно при траффике выше 100 просмотров за неделю (что как бы намекает, что основной инструмент — все же исполняемый на странице скрипт), практика показывает, что «пропажа» интернет-магазина с 1000 заходов в сутки замечается лишь спустя час или даже более. Сайт, на котором 200 просмотров в день, лежал 3 часа перед тем, как от Метрики пришло оповещение. В обоих случаях — оповещения приходят только при непрерывном простое сайта. Если он «тормозит», или же появляется/пропадает (например, из-за повышенной нагрузки на сервер), то оповещение может и вовсе отсутствовать. Также, оповещения не приходят, если страница загружается, но рвется связь с базой, файловым сервером и другими элементами, необходимыми для корректной работы сайта.
В то же время, активный мониторинг путем принудительной генерации запросов, исповедуемый ХостТрекером, не разделяет сайты по количеству посетителей, и при выбранном интервале мониторинга, скажем, в 10 минут — проверяет сайт каждые 10 минут независимо от других факторов.
Конкретное сравнение:
Как видим, Метрика за год заметила лишь одно падение. Для этого же сайта, ХостТрекер лишь за последний месяц заметил 4. Причина — таймаут, то есть клиенты действительно не могут попасть на сайт или же испытывают дискомфорт. Метрика это просто игнорирует то ли из-за кратковременности, то ли из-за того, что кому-то удается попасть на сайт несмотря на большую задержку и, таким образом, скрипт Яндекса все же срабатывает.
Что же нужно мне?
Эта публикация родилась как ответ на неоднократные вопросы (в том числе, и в комментариях на Хабре) об отличиях в работе ХостТрекера и других подобных и не очень систем.
Удобство Метрики — «все в одном». В этом же и ее изъян. Похоже, разработчиками функция мониторинга понималась как приятный бонус, но далеко не главная задача Метрики (собственно, это и не скрывается). Она точна при достаточно большом количестве посетителей (из практики — несколько тысяч в день) и решает базовую задачу: оповестить, если клиент почему-то не может зайти на сайт. И отключить при этом Директ, экономя рекламные средства. Впрочем, на практике такая экономия срабатывает далеко не всегда.
ХостТрекер точен вне зависимости от количества посетителей и имеет множество дополнительных функций, а также возможности для базовой диагностики: мониторинг по разным протоколам, проверка контента и тд. Приятными плюшками идут напоминания о времени окончания действия домена и сертификата сайта. Алгоритм понятен и прозрачен. Есть и минус — за большинство функций нужно платить.
Немало наших клиентов пользуются двумя-тремя системами, как платными, так и бесплатными. Результаты работы не всегда совпадают. Мы об этом узнаем, так как в таких случаях, как правило, клиенты просят объяснить различия в показаниях. Нередко это приводит к выявлению скрытых багов и «особенностей» сайта, хостинга или же работы той или иной системы мониторинга, что сводит шансы проморгать реальную проблему практически к нулю.
Как видим, на каждую задачу — свой инструмент.
Вести с полей
Вот буквально вчера нам написал клиент по поводу проблем с Google Adwords. Google также имеет механизм проверки сайтов, на которых размещается реклама. Но проблема та же, что и в Метрике — за временной интервал между падением сайта и очередной проверкой гугловского бота сгорает енная сумма денег. Поэтому мы получили запрос на интеграцию с API гугла, для того чтобы реализовать возможность автоматически отключать рекламу при падении сайта. Скорее всего, в скором времени эта функция появится — тогда напишем об этом более подробно. Этот случай прекрасно демонстрирует принцип разработки нашего сервиса — мы решаем конкретные задачи конкретных людей. С самого начала. Поэтому будем благодарны за критику и пожелания.