Яндекс для слепых и слабовидящих

Логотип Яндекса

Четыре месяца назад на change.org была создана петиция с призывом к руководству Яндекса — автор петиции просит обратить внимание на доступность интерфейсов сервисов Яндекса для слепых и слабовидящих пользователей. Утверждается, что до 2014 года сервисы Яндекса были хорошо оптимизированы для слепых пользователей и совместимы с программами экранного доступа. Впоследствии ситуация начала ухудшаться:

Трудности для каждого незрячего и слабовидящего пользователя начинаются уже при создания аккаунта, но я опишу здесь лишь две наиболее важные и критичные:

1. Слепой человек не может защитить свой аккаунт. При создании ящика на сайте passport.yandex.ru есть возможность задать секретный вопрос для восстановления пароля, но в настоящее время список с вариантом выбора вопроса не озвучивается программой экранного доступа, а значит выбрать ничего нельзя и восстановить утерянный пароль или защититься от потенциальных взломщиков я не могу.

2. Яндекс отказывается предоставлять поддержку слепым и слабовидящим: формы обратной связи, также называемые «Написать в поддержку», имеют список тем обращения, где требуется выбрать какую-то одну. Как вы уже могли догадаться, из этого списка с помощью клавиатуры невозможно ничего выбрать, а значит, нельзя отправить сообщение.


В 2016 году Денис Кузнецов, менеджер отдела разработки поисковых интерфейсов в «Яндексе», рассказывал в интервью vc.ru о том, как в компании разрабатываются интерфейсы с учётом людей с ограниченными возможностями:

Процесс адаптации сервиса для слепых и слабовидящих пользователей у нас мало отличается от стандартного цикла разработки.
  • С помощью наших тестировщиков мы проводим первичный аудит сервиса и выявляем наиболее проблемные места.
  • Разработчики производят доработки интерфейса.
  • Проводим повторное тестирование, смотрим на доработанный интерфейс, проверяем степень изменений, выявляем новые проблемы.
  • Повторяем шаги 2–3 до тех пор, пока все проблемы доступности не будут устранены (зависит от сложности работ).
  • Выкатываем все изменения и рассказываем о доступности очередного сервиса Яндекса.


Впрочем, в том же интервью менеджер отдела разработки поисковых интерфейсов отметил, что:

Здесь важно добавить, что продукты «Яндекса» могут выходить без статуса доступного. Однако, если об accessibility заявляется официально, это означает, что доступность была проверена не один раз и этому предшествовал серьёзный объём работ по описанной схеме. Мы ответственно относимся к присвоению продукту такого статуса.

Сейчас в «Яндексе» для людей с ограниченными возможностями доступны главная страница в доменах .ru, .ua, .kz, .by, «Почта» (её лёгкая версия) и «Яндекс.Браузер». Работа над адаптацией многих сервисов идёт, часть из них поддерживает базовую доступность.

Что касается «Поиска» — то сейчас он тоже вполне доступен, однако нам осталось решить одну небольшую проблему, связанную с семантическим каркасом страницы. Поэтому полностью доступным «Поиск» сейчас назвать нельзя, однако пользоваться им с помощью программ экранного доступа без серьёзных проблем можно уже сейчас.

Петицию на данный момент подписали более 67 тысяч человек, однако, по словам её автора, реакции никакой не было:

Прошло уже достаточно много времени с прошлого обновления о петиции, в котором я просил вас написать в службу поддержки «Яндекс.денег».

Но до сих пор от компании не было ни единого ответа, ни малейшей реакции.

Стоит отметить, что это не первая петиция такого рода — 10 месяцев назад была создана петиция на том же change.org с просьбой адаптировать навигацию Яндекса для незрячих и слабовидящих пользователей. Примечательно, что в тот раз представители Яндекса откликнулись — 12 октября 2018 года автор петиции написал:

Не так давно компания Яндекс официально ответила на петицию и призвала всех желающих к сотрудничеству по вопросам доступности их навигационных приложений.
Уже выпущена первая бета-версия приложения Яндекс.метро для Ios, в ближайшее время обещают представить бета-версию для Android-устройств.
На следующей неделе пройдут встречи и беседы с незрячими по теме картографических приложений и доступности Яндекс.карт в частности.
Вобщем, работа идёт полным ходом и представители Яндекса всегда находятся с нами на связи.


Впрочем, 7 февраля автор петиции пожаловался:

Мне кажется, что Яндекс впал в зимнюю спячку, в новогодний анабиоз, так сказать)

Если первое время, сразу после ответа Юрия Подорожного, со мной общались, отчитывались обо всех шагах разработки, обнадёживали и что-то вообще писали, то сейчас, когда выпущена бета-версия Яндекс.Метро и частично исправлены ошибки доступности в отдельных частях Яндекс.Карт, компания куда-то исчезла.

Никто ничего не спрашивает (раньше интересовались как лучше сделать, задавали вопросы и проводили встречи), никто ничего не публикует. Вобщем, в эфире тишина.


Дальше дело пошло лучше и петицию можно считать удовлетворенной — Яндекс.Метро стал доступным для незрячих и слабовидящих, как и Яндекс.Карты (в перспективе, по крайней мере).

Как много людей с нарушениями зрения?


Нарушения зрения — понятие растяжимое. Есть слепые люди (полностью или частично), есть слабовидящие, страдающие дальтонизмом и другими нарушениями зрения. По оценкам ВОЗ, всего в мире 10% населения страдают от тех или иных нарушений зрения.
По оценкам ООН, в мире 0.55% полностью слепые и 3.5% — инвалиды по зрению. Доля слепых в США — 0.43%, а инвалидов по зрению — 1.13%. Для России точной статистики нет, но, по некоторым данным, учтённых слепых и слабовидящих — 218 тысяч, из которых 103 тысячи полностью слепы. Если предположить, что эти цифры занижены (за счёт того, что не все больные учтены) и применить статистику по США, то в России могут быть более миллиона полностью слепых жителей.

Как обстоят дела с доступностью ПО для слепых и слабовидящих?


Однозначно скверно, даже несмотря на то, что различного рода программы для помощи слабовидящим и слепым появились ещё в 90-ых годах. Синтезатор для чтения информации из видеопамяти (и попытки использовать для озвучивания азбуку Морзе в силу ограниченности ресурсов и затрат на синтез речи), брайлевская доска (которая является единственным инструментом для слепых и глухих) и другие.

Когда проблема доступности веб-сайтов для людей с ограниченными возможностями стала более-менее заметна, в моду вошли специальные версии сайтов. Чаще всего таки версии обладали увеличенным шрифтом (или возможностью регулировать его размер), контрастной темой (или возможностью выбрать из нескольких) и возможностью озвучить написанный на странице текст. Поддержка двух версий имела целый ряд неудобств, основное из которых — дороговизна. Чтобы избавиться от необходимости делать специальную версию сайта, разработчики начали внедрять т.н. accessibility в основную версию сайта.

Трудно сказать, насколько сегодня сайты и ПО оптимизированы для использования людьми с ограниченными возможностями, однако, если проблемы есть даже у таких гигантов, как «Яндекс», очевидно, что ситуация далека от идеальной.

Как оптимизируют сайты для людей с ограниченными возможностями?


Базовым руководством для оптимизации сайта является WCAG 2.0 — это набор рекомендаций W3C, который описывает общепринятые практики, чья цель — упростить взаимодействие пользователей с ограниченными возможностями с веб-ресурсами. Есть и отечественный аналог — ГОСТ Р 52872–2012.

Рекомендации, в целом, весьма простые и легко реализуются на практике:

  • Нетекстовый контент должен иметь текстовую версию (те самые alt’ы для картинок, альтернативные формы капчи и т.д.)
  • Медиаконтент должен содержать альтернативные способы передачи информации (сопровождение видео титрами и т.д.)
  • Правильная структура информации (заголовки, подзаголовки и т.д.), возможность изменения размера текста
  • Возможность навигации и управления при помощи одной лишь клавиатуры
  • Возможность пропуска блоков (содержащих одну информацию на всех страницах, например шапка или футер)


В дополнение можно сказать, что оптимизация сайта для людей с ограниченными возможностями больше напоминает процедуру «сделай правильную вёрстку, а не как обычно»:

  • Таблицы могут представлять большую проблему для людей с нарушениями зрения, если у них нет тегов шапки и футера (thead / tfoot). Многие разработчики сайтов предпочитают шапки и футеры либо вовсе не делать, либо визуально отделять их фоном или цветом, вместо использования нативных тегов
  • Флэши, фреймы и таблицы, используемые для вёрстки элементов страницы — однозначное зло, в том числе и для людей с ограниченными возможностями
  • Жесткие требования к устройству пользователя (например, обязательное наличие мышки/курсора или включенный Яваскрипт для перехода по ссылкам и т.д.)
  • Отсутствие указаний кодировок страницы и языка
  • Недостаточный или чрезмерный контраст цветов текста, фона и других элементов
  • Размер текста в пикселях, а не в rem или процентах

Как и зачем тестировать сайты на доступность людям с ограниченными возможностями?


Лучше всего тестировать сайт при помощи потенциальных пользователей — людей с ограниченными возможностями. Если такой возможности нет, в таком случае можно без особых проблем использовать те инструменты, которые используют они — экранные лупы, кринридеры и другое специализированное ПО.

Зачем на это тратить время? Если не из желания сделать мир лучше, то хотя бы из-за того, что любой человек может стать человеком с ограниченными возможностями вследствие несчастного случая, аварии или болезни. Никто не застрахован от подобного и будет крайне неприятно оказаться в лагере тех, о чьем удобстве банально никто не думает.

© Habrahabr.ru