Интернет для дачника. Часть 3. Русские идут

Некоторое время назад я писал сравнительный тест роутеров 4G для дачи. Тема оказалась востребованной и ко мне обратился российский производитель устройств для работы в сетях 2G/3G/4G. Тем интереснее было протестировать российский роутер и сравнить его с победителем прошлого теста — Zyxel 3316. Сразу скажу, что я всячески стараюсь поддерживать отечественного производителя, тем более, если качеством и функционально он не уступает зарубежным конкурентам. Но и замалчивать о недостатках я не буду. Кроме того, я поделюсь собственным опытом превращения обычного автомобиля в мобильную точку доступа в Интернет для целого лагеря или дачи.


Вопрос удаленной работы или просто жизни за городом так или иначе связан с техническими вопросами: аварийное или автономное электроснабжение, нормальная связь с Интернетом. Последнее особенно важно, в связи с тем, что многие мои друзья и знакомые на лето выбираются работать на дачи, а многие перебрались жить в частные дома. При этом, нормальным Интернетом оснащены лишь те дома, которые находятся в городской черте. Но и их зачастую подключают только по оптоволокну за 15–40 тысяч рублей. Вот и остается сидеть на мобильном Интернете, выискивая наиболее быстрого и недорогого провайдера из тех, что представлены на рынке. Но речь пойдет не о подборе провайдера, а о выборе роутера. В прошлом тесте честно победил роутер Zyxel LTE3316-M604, продемонстрировав максимальную скорость при прочих равных условиях: время, провайдер, внешняя антенна.
На этот раз с прошлым победителем я буду сравнивать роутер Tandem-4GR и модем TANDEM-4G+ производства компании Microdrive. Была мысль просто дополнить предыдущий материал, но дополнение получалось массивным, поэтому я решил разместить отдельную статью.

r5ey_zq5f4n_slfbezvodk-hjsy.jpeg

Итак, роутеры Tandem являются платами российского производства, но с иностранной элементной базой. А чего еще ждать при уничтоженном собственном производстве радиоэлементов? Но зато использован действительно серьезный подход. Достаточно взглянуть на суровый и крепкий металлический корпус — это скорее промышленное решение, нежели пластиковая мыльница-роутер, которая стоит у многих в прихожей. Тем интереснее, ведь условия эксплуатации будут жесткими: я решил не только испытать его в качестве домашнего роутера на чердаке, рядом с антенной, где зимой бывает до -35, а летом все 50 градусов, но и в автомобиле, в качестве мобильной точки доступа. Дело в том, что последние лет 10 со мной путешествует ноутбук и невозможно предугадать, где меня застанет работа.
Схемотехника простая и надежная. Производитель заявляет, что устройства испытывались в термокамере при температурах от -40 до +60. Для зимнего холодного старта есть пара термоэлементов, которые подогревают плату перед стартом — хорошая заявка на работу в суровых условиях. Выглядят роутер и модем следующим образом.

arxvernhwyuevoxhzkyqu6ruixc.jpeg

В чем же заключается различие? Модем TANDEM-4G+ работает по USB и призван заменить устаревшие USB «свистки», которые работают в готовых системах. Преимущество его заключается в том, что он обеспечивает надежное крепление кабельных сборок, в отличие от пигтейлов, которые крайне слабо крепятся к модемам. Кроме того, он не перегревается при большой нагрузке, как это происходит с обычными модемами. Ну и поддерживается технология разнесенных приемников MIMO, что должно добавить скорости.
Роутер Tandem-4GR — это отдельное устройство с Ethernet портом и Wi-Fi модулем, в который достаточно вставить SIM-карту, чтобы начать работать. На нем крутится машина с модификацией Linux, то есть желающие могут крутить параметры и настраивать все фишки, присущие этой *nix системе. Кроме того, роутер поддерживает питание в широком диапазоне напряжений: от 9 до 36В. Обеспечить это самое питание можно по PoE, подключив внешний адаптер питания на 12 или 24В, а также подцепив роутер к бортовой сети автомобиля. Именно поэтому поддерживается такой широкий диапазон напряжений: во время запуска мотора проседает напряжение до 9–10В, а во время работы генератора напряжение в бортовой сети вырастает до 14–15В. Это не говоря о грузовиках, у которых бортовая сеть рассчитана на 24В. То есть это довольно крепкий промышленный роутер, способный работать практически от любого вида питания в заданном диапазоне.
Мне интересен роутер, так как локальная информационная система дома уже устоялась и нужен только доступ в Интернет. Всё подключение сводится к установке SIM-карты и подключению кабеля: все настройки российских провайдеров уже внесены в базу, а при необходимости, можно самому подправить конфигурацию подключения. Также можно выбрать или жестко зафиксировать тип сети, с которым предстоит работать. Я это сделал с учетом того, что для меня работа приоритетнее в сетях LTE. А дальше начинается веселье — тестируем!

hntnvl1l3tmigwelmevmj_6khc8.jpeg

Тесты Zyxel LTE3316 vs Tandem-4GR

Методика тестирования со времени большого сравнительного теста роутеров не поменялась: все замеры проводятся с одной SIM-картой, в дневное время буднего дня, чтобы минимизировать влияние нагрузки на БС. Для теста используется антенна PRISMA 3G/4G MIMO из этого обзора, которая смонтирована и ориентирована прямо на БС оператора. Каждый тест проводился три раза, а финальное значение получалось усреднением полученных результатов. Но на этом тест не закончился. Я решил сравнить, насколько сильно влияет на скоростные характеристики технология MIMO и применение подобных антенн, поэтому я отсоединил один из кабелей от роутера и повторил тесты.

x62c46vub3kcl34y7qiwzbihtdo.jpeg

p9fffh2xbufomkvyhsmy8p1stzc.jpeg

Результаты тестирования приятно удивили. Российский роутер оказался ничуть не хуже зарубежного собрата и продемонстрировал схожие результаты, отстав на 2% в скорости приема при использовании MIMO и на 8% при работе с одной антенной. Зато при отправке данных, роутер Tandem-4GR опередил Zyxel LTE3316 на 6%, а при работе без поддержки MIMO отстал на 4%. С учетом погрешностей измерения, данные системы можно уровнять. Но я обещал рассказать о недостатках, поэтому перейдем к ним.
Если Zyxel LTE3316 — это готовый роутер, к которому можно подключиться и работать, то Tandem-4GR потребует некоторого внимания перед началом работы. Начнем с того, что у Zyxel есть 4 Ethernet порта и возможность разговаривать по установленной симке, задействовав аналоговый телефон. Кроме того, Zyxel LTE3316 поддерживает стандарт CAT6, который означает возможность агрегации каналов для увеличения скорости, а Tandem-4GR поддерживает стандарт CAT4 без агрегации. Но эта функция работает только если сама базовая станция поддерживает агрегацию. В моем случае БС работала в режиме CAT4. Также Tandem-4GR может похвастаться только одним Ethernet-портом. То есть для подключения нескольких компьютеров потребуется свитч. Кроме того, Tandem-4GR не обладает встроенными антеннами для связи с операторами сотовой связи. Но есть и существенные преимущества: роутер можно поместить на чердак дома, в металлический короб стойки в торговом центре, смонтировать в автомобиле и подать питание как по PoE, так и от ближайшего АКБ. Кроме того, роутер умеет работать с USSD запросами, что позволит работать с sim-картой, не доставая ее и роутера. Таким образом, получается ничья. Поэтому тесты продолжаются. Теперь настала пора установить роутер в авто и продолжить эксперимент.

Роутер в авто. Что может быть проще?

Итак, идея оснащения транспортного средства доступом в Интернет витала давно. Сначала Интернет раздавался со смартфона, потом я обзавелся мобильным роутером с батарейкой. Но он тоже требует подзарядки, а прикуриватель может быть занят заряжающимся смартфоном или чем-то еще. Ну и захотелось раздавать Интернет не только тем, кто находится в машине, но и на даче или в палаточном лагере. При этом, хотелось избавиться от необходимости возить с собой какой-то «чемодан для связи», то есть там, где машина — там должна быть связь. Тут и пригодился протестированный выше роутер Tandem-4GR: компактный, со встроенным Wi-Fi адаптером, с возможностью питания в широком диапазоне напряжений. Далее будет мануал по монтажу роутера в авто, а в конце испытания и сравнение со смартфоном.

Инструкция по установке роутера Tandem-4GR в авто Kia Sportage

Установил я его в туннель между передними сиденьями и туда же подвел все провода, включая внешнюю антенну 3G/4G.

wcqeuowakdyfwdmwb2svgehvq28.jpeg

Плюс взял от незадействованного элемента в блоке предохранителей. Естественно, подключил всё через предохранитель. Чтобы подключиться к блоку предохранителей, взял одну фишку и разорвал цепь, замкнув клеммы на АКБ. Потом к одной из клемм припаял блок выносного предохранителя.

k-kj2qeunwfsgepy8uvajxnd9xi.jpeg

-03mjtmmu9cva24r4vsuz0onm4u.jpeg

Далее вынес на панель кнопку с подсветкой, чтобы роутер не сажал АКБ круглосуточно, а включался по внешней кнопке. Сама кнопка оснащена лампочкой, для которой нужно питание. Минус бросил на ближайшую массу.

_ute4vlhqwfevzos12mw4gugz3u.jpeg

Затем поставил на крышу магнитную антенну GSM/3G/4G Magnita-1. Это круговая антенна с усилением 3/6 дБ и работает в диапазоне частот 700–2700 МГц, так что роутер сможет работать во всех частотах сотовых сетей. Для чего всё это понадобилось?
Во-первых, уровень сигнала с внешней антенной замено выше, чем при приеме на антенну телефона. Во-вторых, металлический корпус машины сильно экранирует сигнал и это тем заметнее, чем дальше вы находитесь от вышки сотового оператора. В-третьих, емкость автомобильного АКБ многократно выше емкости аккумулятора телефона. К тому же, он подзаряжается во время езды.
Итак, перейду непосредственно к испытаниям. Я нашел место, где уровень сигнала в LTE был минимален на телефоне. Вышел из машины, так как в авто сервис Speedtest вообще не загружался и провел измерения.

wk4g-etnzslb2sq31sq1rntjjn4.png

Затем запустил роутер и подключился по Wi-Fi с того же телефона к нему. Использовались sim-карты одного оператора. Сначала провел тест с одной внешней антенной. Speedtest показал уже приемлемые результаты для серфинга в сети.

ufim0wx91etfujay0c_hwkudryk.png

Наконец, я подключил вторую внешнюю антенну к роутеру, чтобы проверить, действительно ли при столь слабом сигнале есть влияние технологии MIMO. На удивление, скорость приема выросла более, чем в полтора раза. Хотя скорость передачи осталась прежней. Это связано с особенностями технологии MIMO, которая ориентирована на улучшение характеристик входящего сигнала.

s69vwutywwly_eiziimzdl4foqk.png

Заключение
Пришло время подвести итог. Роутер Tandem-4GR и модем TANDEM-4G+ обладают чувствительным радиомодулем, позволяющим получить хорошую скорость при плохом уровне сигнала — это факт. Роутер Tandem-4GR по производительности вполне может конкурировать с победителем прошлых тестов Zyxel 3316, а модем TANDEM-4G+ способен заменить любой USB-модем в имеющейся инфраструктуре с антенной и имеющимся обычным роутером\компьютером. Разница в цене между Tandem-4GR и Zyxel 3316 составляет около 500 рублей в пользу первого, чего хватит, чтобы купить гигабитный коммутатор. Но у девайса Tandem-4GR нет встроенных антенн, зато Zyxel 3316 так запросто не запитаешь от автомобильной сети, да и занимает он заметно больше места.
В итоге, могу признать серию Tandem производительной и достойной размещения как в качестве источника Интернета для загородного дома, так и роутером для специализированных точек или подвижных объектов.

© Habrahabr.ru