Алексей Грачёв: Go Frontend

Kyiv Go Meetup May 2018:

bfdutifuyvrv1fruqtixblqvrvm.jpeg

Ведущий:  — Всем привет! Спасибо, что вы здесь собрались! Сегодня у нас два официальных спикера — Лёша и Ваня. Будет ещё два, если у нас хватит времени. Первый спикер — Алексей Грачёв, он расскажет нам о GopherJS.

Алексей Грачёв (далее — АГ):  — Я — Go-девелопер, и я пишу веб-сервисы на Go. Порой приходится сталкиваться с фронтендом, иногда приходится залазить туда ручками. Хочу рассказать о своём опыте и исследованиях Go на фронтенде.

Легенда такая: сначала поговорим, почему мы хотим запускать Go на фронтенде, потом поговорим, как это можно сделать. Есть два пути — Web Assembly и GopherJS. Посмотрим, в каком состоянии эти решения и что можно делать.

Что не так с frontend-ом?


Все согласны, что всё хорошо с фронтендом?

off_ixibj9wbieegnt2ybp2sc3w.jpeg

Тестов мало? Медленная сборка? Экосистема? Хорошо.

По поводу фронтенда мне нравится цитата, которую сказал один из фронтенд-разработчиков в своей книге:

faeta7quyo5vwl7d-y6gqr1dkd4.jpeg

В Javascript нет системы типов. Сейчас я буду называть проблемы, с которыми сталкивался по ходу своей работы и объяснять, как их решают.

Систему типов вообще трудно назвать системой типов в Javasript — там есть строки, которые обозначают тип объекта, но на самом деле к типам это не имеет никакого отношения. Эта проблема решена в TypeScript (надстройка над Javasript) и Flow (static-checker типов в Javascript). Собственно, фронтенд уже дошёл до решения проблемы плохой системы типов в Javascript.

qbtolb9mypeirisl5naj7gal1bs.jpeg

Стандартной библиотеки в браузере как таковой нет — есть какие-то встроенные объекты и «магические» функции в браузерах. Но я в Javascript как таковом стандартная библиотека отсутствует. Эта проблема уже была когда-то решена jQuery (все использовали jQuery со всеми прототипами, хелперами, функциями, которые нужны для работы). Сейчас же все используют Lodash:

bo7uxvik2sop3ojvnikuik3xprm.jpeg

Callback hell. Думаю, все видели код на Javascript где-то 5 лет назад, и он был похож на «лапшу» из невероятного хитросплетения коллбэков. Сейчас эта проблема решена (с выходом ES-15 или ES-16), добавили в Javascript промисы (promises) и всем стало дышать полегче на какое-то время.

pzdxq1ctpbb5sihwtjnsu5etni8.jpeg

Пока не пришёл Promice hell… Не знаю, как фронтенд-индустрия умудряется, но они всё время загоняют себя в какие-то странные дебри. Умудрились и на «промисах» сделать hell. Потом решили эту проблему, добавив новый примитив — async/await:

oazz8wf1yzvd3yei5ru3ek74cyw.jpeg

С асинхронностью проблема решена. Async/await — достаточно популярный примитив в разных языках. В «Питоне» и в других есть такой подход — он достаточно хорош. Проблема решена.

Какая проблема не решена? Возрастающая в геометрической прогрессии сложность фреймворков, сложность экосистемы и собственно программ.

wiw0ii1soqn4o_epxke-dtvc6ws.jpeg

  • Синтаксис Javasript немного странноватый. Все мы знаем проблемы со сложением массива и объекта и другие приколы.
  • Javascript — мультипарадигменный. Сейчас это особенно насущная система, когда экосистема очень большая:
    • все пишут в разных стилях — кто-то пишет структурно, кто-то пишет функционально, разные девелоперы пишут по-разному;
    • из разных пэкэджей (packages) разные парадигмы, когда вы используете разные пакеты;
    • очень много «веселья» с функциональным программированием в Javasript — появилась библиотека rambda и теперь читать программы, написанные в этой библиотеке, не может никто.

  • Это всё вносит большой impact в экосистему, и она разрослась невероятно. Пакеты друг с другом несовместимы: кто-то — на промисах, кто-то — на async/await, кто-то — на коллбэках. Ещё и в разных парадигмах пишут!
  • Это приводит к тому, что проект сложно поддерживать. Сложно найти баг, если ты не можешь прочитать код.


Что такое Web Assemly?


Бравые ребята из Mozilla Foundation и ряда других компаний придумали такую вещь, как Web Assembly. Что это?

khgg84kto__qwejpi46crviqy0o.jpeg

  • Это встроенная в браузер виртуальная машина, которая поддерживает бинарный формат.
  • Бинарные программы туда попадают, выполняются практически нативно, то есть браузеру не нужно каждый раз парсить всю «лапшу» javascript-кода.
  • Все браузеры заявили о поддержке.
  • Поскольку это байт-код, можно написать компилятоор под любой язык.
  • Четыре основных браузера уже поставляются с поддержкой Web Assembly.
  • Скоро мы ждём нативной поддержки в Go. Такая новая архитектура уже добавилась: GOARCH=wasm GOOS=js (soon). Пока, как я понимаю, она не функциональна, однако есть заявление о том, что это точно будет в Go.


Что делать сейчас? GopherJS


Пока у нас нет поддержки Web Assembly, есть такой транспайлер, как GopherJS.

ghzrndmrxnalkq9rrgepog8oogw.jpeg

  • Код на Go транспайлится в «чистый» Javascript.
  • Запускается во всех браузерах — там нет новых фич, которые поддерживаются только современными браузерами (это Vanilla JS, который запускается на всём чём угодно).
  • Есть поддержка почти всего, что есть в Go, в том числе горутины и каналы… — всё, что мы так любим и знаем.
  • Почти вся стандартная библиотека поддерживается, за исключением тех пакетов, которые не имеет смысла поддерживать в браузере: syscall, net-взаимодействия (есть net/http-клиент, но нет сервера, а клиент эмулируется через XMLHttpRequest). В целом вся стандартная библиотека доступна — вот она в браузере, вот stdlib Go, которую мы любим.
  • Вся экосистема пакета в Go, все сторонние решения (темплейтинг и проч.) можно скомпилировать с помощью GopherJS и запустить это в браузере.


Получить GopherJS очень легко — это обычный Go-пакет. Делаем go get, и у нас есть команда GopherJS, чтобы билдить приложение:

xrjpxdpdfvfzwalewvzpvw57f_g.jpeg

Вот такой маленький hello world…

92rvqrogzoij19cu-gvw-7j6k_o.jpeg

…Обычная Go-программа, обычный пакет fmt стандартной библиотеки и Binding Js, чтобы достучаться до API браузера. Println в итоге будет преобразован в console log и браузер напишет «Hello gophers»! Вот так просто: делаем GopherJS build — запускаем в браузере — всё работает!

Что есть на данный момент? Bindings


on-3s2zu83wlf8t3pokfhcxgyk4.jpeg

Есть биндинги ко всем популярным js-фреймворкам:

  • JQuery;
  • Angular.js;
  • D3.js для построения графиков и работы с большими данными;
  • React.js;
  • VueJS;
  • даже есть поддержка Electron (то есть уже сейчас можем писать десктопные приложения на «Электроне»);
  • и самое забавное — это WebGL (можем делать полнографические приложения, в том числе игры с 3D-графикой, музыкой и всеми плюшками);
  • и очень много других биндингов ко всем популярным javascript-фреймворкам и библиотекам.


Framework


  1. Есть уже разработанный специально для GopherJS веб-фреймворк — Vecty. Это полноценный аналог React.js, но только разработанный на Go, со спецификой GopherJS.
  2. Есть игровые мешки (внезапно!). Я нашёл два самых популярных:
    • Engo;
    • Ebiten.


Продемонстрирую пару примеров, как это выглядит и что уже сейчас можно написать на Go:

r9qlnt_xvq8qu8jstzasafy5fjk.jpeg

Или такой вариант (3D-шутер не нашёл, но, может, он есть):

r9qlnt_xvq8qu8jstzasafy5fjk.jpeg

Что я предлагаю?


Сейчас индустрия фронтенда находится в таком состоянии, что туда сейчас ринутся все языки, которые до этого плакали от Javascript. Теперь все будут компилироваться в «Веб Ассембли». Что нам нужно, чтобы занять там достойное место как «гоферам»?

mbahnylpmbnirgog49uf1ip1hlg.jpeg

В Go традиционно пошло, что это — System programming language, и практически нет никаких библиотек для работы с UI. Что-то есть, но оно наполовину заброшенное, наполовину нефункциональное.

И вот — хороший шанс сделать UI-библиотеки на Go, которые будут запускаться на GopherJS! Можно, наконец, написать свой фреймворк! Наступило то время, когда можно написать фреймворк, и он будет одним из первых и получит раннюю адаптацию, и вы будете звездой (если это будет хороший фреймворк).

Адаптировать можно уйму разных пакетов, которые уже есть в экосистеме Go, к специфике браузера (например, Template engine). Они итак уже заработают, можно сделать удобные обвязки, чтобы можно было легко рендерить контент прямо в браузере. Плюс, можно сделать, например, сервис, умеющий рендерить то же самое на сервере и на фронтенде, используя один и тот же код — всё как любят фронтенд-девелоперы (только теперь на Go).

Можно написать игру! Just for fun…

У меня всё.

4ejlhr2zxkvwba3vzeigyh7gz-a.jpeg

Вопросы


Вопрос (далее — В):  — Я пишу на Go или на Js?

АГ:  — Ты пишешь на Go рутины, каналы, структуры, embedding — всё… Ты подписываешься на event, передаёшь туда функцию.

В:  — То есть я пишу на «голом» Js?

АГ:  — Нет, ты пишешь как бы на Go и подключаешься к API браузера (API при этом не изменился). Можешь написать свои обвязки, чтобы в канал приходили сообщения — это ж несложно.

В:  — Что насчёт мобайла?

АГ:  — Я точно видел: есть биндинги для патча Cordova, которые Js запускает. В React Native — не знаю; может, есть, а может, нет (не особо интересовался). Игровой движок N-go поддерживает и мобильные приложения — и iOs, и Android.

В:  — Вопрос по Web Assembly. Места занимается всё больше, несмотря на сжатость, «зазипованность»… Не убьём ли таким образом мир фронтенда ещё больше?

АГ:  — Web Assembly — это бинарный формат, и бинарный по умолчанию не может быть в итоговом релизе больше, чем текст… Вас тянет runtime, но это то же самое, что стандартную библиотеку Javascript затянуть, когда её нет, поэтому мы используем какой-нибудь Lodash. Я не знаю, сколько Lodash занимает.

В:  — Явно меньше, чем runtime…

АГ:  — На «чистом» Javascript?

В:  — Да. Мы же его сжимаем перед тем, как отправлять…

АГ:  — Но это же текст… В общем, мегабайт — это вроде много, но это — всё (у тебя весь runtime есть). Далее ты пишешь свою бизнес-логику, которая увеличит на 1% твой binary. Пока я не вижу, чтобы это убивало фронтенд. Тем более Web Assembly будет работать быстрее, чем Javascript по очевидной причине — его не надо парсить.

В:  — Пока спорный момент… Ещё нет какой-то эталонной реализации «Васма» (Web Assembly), чтобы можно было однозначно судить. Концептуально — да: мы все понимает, что binary должен быть быстрей, но текущая реализация того же V8 очень эффективна.

АГ:  — Да.

В:  — Компиляция там работает реально очень круто и не факт, что будет большое преимущество.

АГ:  — Web Assembly тоже большие дядьки делают.

В:  — Пока, мне кажется, ещё трудно судить о Web Assembly. Уже сколько лет идут разговоры, а реальных достижений, которые можно пощупать, немного.

АГ:  — Возможно. Будем посмотреть.

В:  — У нас нет проблем на бэкенде… Может, оставить эти проблемы во фронтенде? Зачем туда лезть?

АГ:  — Приходится держать штат фронтейнеров.


Немного рекламы :)


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5–2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Equinix Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5–2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4×960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5–2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2×960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5–2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

© Habrahabr.ru