Акустика для фонового озвучивания помещений
В пятнадцатом выпуске шоу «Звук» мы говорим об акустике для помещений, различных мифах, связанных с этой темой [Подробнее о подкасте] [Прослушать этот выпуск].
Транскрипты других передач
Дмитрий Кабанов: Мы уже раньше обсуждали различные аспекты озвучки помещений и делали это зимой, когда обсуждали влагонепроницаемые колонки, устойчивые к выпадению снега. Сейчас уже почти осень, пошел дождь, и стоит вернуться к этой теме.
Тимофей Шиколенков: Хорошая тема. Но прежде поговорим о теме смежной, которая с нами каждый день – поговорим про аппаратуру, звук в публичных местах. Приходя в бар, порой видишь на стойке магнитофончик, почти кассетный центр, играет радио. Бывают случаи: приходишь в недавно открывшееся заведение, в котором делали красивый ремонт и при этом купили какую-то непонятную аппаратуру и поставили на стойку. Эта странность меня всегда удивляла.
Вторая вещь, которая удивляет, правда, реже: в некоторых помещениях, где обычно используются потолочные колонки – на больших пространствах они практически не занимают места и делают равномерную озвучку – вместо специальных встраиваемых акустических систем ставят автомобильные динамики.
Дмитрий: Поняли, что на полочку ставить магнитофон не нужно, купили какой-нибудь центр 5.1, 2.1 и решили распределить это все по углам на потолке.
Тимофей: Я видел даже ситуации, когда [в публичных помещениях] ставили автомобильную магнитолу с трансформатором и подводили провода к автомобильным колонкам, расположенным на потолке. Люди не понимают, что автомобильные акустические системы предназначены для того объема, который вмещает в себя корпус автомобиля.
Важно понимать, что для каждой акустической системы очень важным фактором является акустическое оформление, то есть то, в каком ящике, корпусе она находится.
Дмитрий: Представляю кафешку размером со средний седан. Здорово было бы посидеть.
Тимофей: Маловероятно. Люди пытаются изобретать велосипед. Наверное, они руководствуются тем, что профессиональное оборудование, а слово «профессиональное» всегда всех пугает, дорогое. Профессиональные акустические системы, которые предназначены для озвучки, фоновой музыки, стоят дешево.
Есть такие варианты акустических систем: небольшая колонка, потолочная или настенная, стоит около тысячи рублей. К ней нужен усилитель. В таких случаях обычно используют гибридные устройства, микшер-усилители. Это одна коробочка, которую можно поставить в стойку или другое удобное место.
Профессиональная активная акустика Eurosound ES-5A
Профессиональное оборудование предназначено для работы 24/7 – круглосуточно на протяжении длительного времени. Бытовая аудиотехника не рассчитана на такое использование, не умеет и не должна так работать. У нее есть определенный, конечный срок службы и условия эксплуатации.
При этом усилитель нужен в любом случае. Может, автомобильное оборудование людям кажется наиболее знакомым, и [поэтому] они его ставят.
Аналогична ситуация, когда в офис покупают [домашний] принтер, предназначенный для небольшого объема печати, и печатают на нем с утра до вечера. В течение гарантийного срока принтер ломается, а работники не понимают, что же произошло. Хорошо еще, что в течение гарантийного срока, а не на сутки позже. Устройство не предназначено для эксплуатации в таком режиме.
Возвращаясь к теме аудио: непонятен экономический аспект, он не оправдан. Та же автомобильная магнитола стоит денег, ее нужно еще приспособить к работе вне автомобиля.
Дмитрий: Она будет дороже, и ее надо крепить, а это не предусмотрено конструкцией.
Тимофей: По деньгам получится то же самое. Вопросы надежности, стабильности работы, громкости тоже важны. Давно хотел поговорить про громкость. Все любят измерять громкость в Ваттах, хотя это единица измерения мощности. И люди думают, что чем большая цифра написана на колонке или усилителе, тем громче.
Конечно, эти величины в какой-то степени сочетаются между собой, но громкость измеряется не в Ваттах. Громкость измеряется в Децибелах – это звуковое давление. Это первичная величина, в которой измеряется громкость.
В профессиональном оборудовании в описании характеристик акустических систем всегда указывается звуковое давление. Это очень важно. Для понимания того, какие цифры могут быть там указаны: десять децибел – это тихий шепот, шелест листьев, пятьдесят децибел – звуковое давление, которое мы создаем при спокойном разговоре.
В наушниках или колонках звуковое давление другое. Семьдесят-семьдесят пять децибел – это крик, девяносто децибел – вагон метро мимо нас проезжает. Сто двадцать децибел – болевой порог, более человек может не вынести.
Если мы хотим озвучить помещение, в котором сидят и работают люди, это должна быть тихая музыка. Если это система оповещения… в английском языке есть такое словосочетание «public address», на русский это можно попробовать перевести как «трансляция», «радиотрансляция», «система оповещения». Просто в русском языке нет такого словосочетания.
Настенный громкоговоритель APart SPH20
Дмитрий: Это похоже такую систему, какая была раньше в [западных] университетах, когда включается какое-то объявление или транслируется местная локальная радиостанция. Что-то в таком духе.
Тимофей: Это то же самое, что и квартирные радиоточки, то есть розетки, в которые включается громкоговоритель. Возвращаясь к мощности: больше 85 децибел в помещении, где сидят люди, которых нужно оповестить, быть не должно, а музыка должна быть еще тише. В профессиональной акустике обычно указывается звуковое давление на расстоянии 1 метр при мощности в 1 Ватт.
Переходим к мощности. Если мы берем небольшие потолочные или настенные колонки, в которых максимальное звуковое давление – 92 децибела, то есть больше, чем нам необходимо, то получается, что при 1 Ватте мы уже получим то, что нужно.
Дмитрий: Получается, что не нужно покупать усилители на 100 Ватт и тратить на это кучу денег.
Тимофей: Возникает второй вопрос: почему такое оборудование рекомендуется использовать? Очень просто рассчитать мощность. Если на усилителе указана мощность, например, 100 Вт, это значит, что мы можем подключить к нему сто колонок мощностью по 1 Вт. В профессиональном оборудовании редко применяются маркетинговые «штучки». «Приписали лишний ноль, и сразу все побежали покупать, такое громкое, такое мощное», – там такого нет.
Если на системах Public address написано, что мощность колонки 2 или 3 Вт, 5 или 20 Вт, значит, так оно и есть. Колонка рассчитана на такую мощность, которая будет подана с усилителя. Громкость зависит от помещения и расстояния – это мы уже проговорили.
Еще одно преимущество таких систем: эти системы позволяют использовать достаточно длинные кабели, можно передавать звук на большие расстояния – несколько сотен метров. Получается что-то среднее: с одной стороны профессиональное применение, с другой стороны – не совсем бытовые.
Встраиваемая акустика Apart CMSQ108
Дмитрий: Учитывая, что кабель кладется по стенам, а помещение может быть большое, озвучка пятидесяти квадратных метров потребует десятки метров кабеля.
Тимофей: Конечно, и это очень удобно. Почему? Традиционные Hi-Fi системы требуют к каждой колонке протягивать свой отдельный кабель, это данность. В случае с системами Public address этого не требуется. Можно подключать параллельно большое количество колонок, столько, сколько нужно.
Интересно, что на таких колонках есть переключатель мощности, то есть, условно, регулятор громкости для каждой колонки. В баре, ресторане, там, где находится касса, нужно, чтобы звучание было тише, при этом колонки могут быть одинаковые.
Дмитрий: Можно физически ограничить [мощность, подаваемую] на эти колонки…
Тимофей: Да, именно на эти колонки без каких-то регулировок в усилителе. А на усилителе есть общий регулятор громкости и, соответственно, в каких-то зонах мы можем сделать тише, в каких-то – громче. При этом будет меняться мощность, которую надо будет рассчитывать, исходя из возможностей усилителя.
Хорошо бы сделать небольшой запас мощности, чтобы усилитель работал не на пределе. Если мы покупаем 35-ти Ваттный, 50-ти Ваттный усилитель, то это реальные и достаточные цифры, это мы уже обсудили.
Дмитрий: Давайте поговорим о ценах.
Тимофей: Микшер-усилитель – гибридное устройство, которое сразу с регулятором громкости и усилителем, мощностью порядка 35-50 Ватт, стоит в пределах десяти тысяч рублей. Есть более «навороченные» устройства и совсем гибридные устройства, продающиеся вместе с источником. Как правило, источником выступает либо компьютер, который стоит рядом, либо какой-нибудь плеер. Основная задача – это найти объект, куда включить источник звука.
Микшер-усилитель APart MA35
Дмитрий: Мы физически можем ограничить мощность на определенных колонках, и если у нас есть какие-то старые системы от того, что мы уже использовали, например, старый музыкальный центр, можем ли мы задействовать частично эти колонки, помимо того, что мы докупаем?
Тимофей: Ни в коем случае. Потому что основное отличие этих систем в том, что они повышают амплитуду примерно в пять раз при передаче. То есть в усилителе стоит повышающий трансформатор, а на это не рассчитаны никакие Hi-Fi и не Hi-Fi, то есть обычные бытовые акустические системы.
В колонках стоит понижающий трансформатор, и динамик не работает в экстремальном режиме. Если подключить обычные колонки, которые на это не рассчитаны, какое-то время они будут работать на пределе и достаточно быстро выйдут из строя. Нет нужды использовать такие варианты. Одна колонка для такой профессиональной системы может стоить порядка тысячи рублей. Хорошая стоит две тысячи рублей, очень хорошая – три-четыре тысячи.
Они могут быть разной мощности, но если это фоновая подзвучка, то, как правило, это системы потолочные либо настенные. Все зависит от того, как их расположить в помещении. Возможен вариант уличной системы, и все это подключается к одному усилителю.
Дмитрий: Если мы возьмем маленькое кафе – это 50-70 тысяч рублей за всю аппаратуру?
Тимофей: Нет. Двадцать, максимум тридцать тысяч рублей и то, если мы хотим построить что-то сверхкачественное. Если делать просто фоновый звук, то можно ограничиться двадцатью тысячами, включая влагозащищенные акустические системы на веранде. Странно, что люди пытаются решить проблему сложными путями, при том, что есть решение, которое стоит совсем недорого, и самое главное, простое в установке.
Берется недорогой кабель, кладется вдоль стены, в нужном месте делается разрыв, подключается колонка, которая в этом месте ставится. Можно в любом месте добавить колонок, если есть запас кабеля. Не нужно тянуть сто кабелей к ста колонкам. Все это очень просто, удобно и долговечно.
Дмитрий: Есть ли смысл думать о беспроводных решениях?
Тимофей: Нет. Беспроводные решения существуют, но они бытовые. Это значит, что они не рассчитаны на длительную работу.
Дмитрий: Мы разобрались с кейсом маленького кафе. Если у нас среднее и ближе к крупному кафе, то мы можем там наблюдать разделение на два, три сегмента, где, в том числе может использоваться какая-то мини-сцена для микровыступлений.
Тимофей: Да, так часто бывает, поскольку все эти системы и микшер-усилители, как правило, многоканальные. Есть, конечно, одноканальные и их достаточно много, рассчитанных на несколько зон.
При этом можно и громкость регулировать, и подключить микрофон. Естественно, они все идут с микрофонными входами: с одним, двумя, тремя, четырьмя, различными источниками. Можно различные источники посылать в различные зоны. Это все, опять же, делается один раз и дальше управляется в одном месте одним нехитрым устройством.
Дмитрий: При необходимости можно вывести в самый дальний уголок и зону звук, который идет с микрофона от того, кто исполняет, либо наоборот убрать этот звук и направить туда музыку, которая не мешает людям наслаждаться тем, что они делают.
Тимофей: Главное, чтобы эти планируемые зоны с самого начала были подключены к усилителю на разные выходы, то есть выходы разных зон. Если мы изначально сделали только одну зону, то не надо надеяться, что колонки сами поймут, какой звук им воспроизводить.
Когда мы говорим об исполнении, о живом звуке, такие системы не годятся. Как правило, если мы говорим про рестораны и бары, то для сценического оборудования используется другая техника – микшеры, сценические большие профессиональные акустические системы. В заведениях, в которых есть одновременно дневная подзвучка, а вечером – сцена, возможно, дискотека, живое исполнение, используются две системы.
Во-первых, это Public address, то есть подзвучка днем, а вечером – мощная профессиональная акустика, к корой можно подключать музыкальные инструменты. Такой вот гибрид.
Дмитрий: Если сравнить с мелким кафе, насколько это решение будет дороже?
Тимофей: Зависит от того, насколько там больше акустических систем, насколько различные нужны источники, например, простые усилители можно разделить по зонам. Взять микрофон: есть фоновая музыка, которая играет везде, и есть автоматическая функция приглушения музыки при начале какого-то оповещения, как только начинаешь говорить в микрофон. Как правило, это все.
Если нужно сделать что-то больше, то можно поставить два микшер-усилителя и сделать две раздельные системы. Есть мультизональные, более серьезные микшер-усилители или отдельно усилители и микшеры. Простор для творчества неограничен. Все зависит от задачи. Главное сообщение, которое я хотел сделать для наших слушателей, состоит в том, что это очень просто.
Мой знакомый, открывая кафе, обратился ко мне за помощью в области звука. За вечер мы все сделали. Больше времени ушло на сверление отверстий в стенах, чтобы крепить настенные громкоговорители. Кабель проложили очень быстро, там, где нужно подключили колонки.
Дмитрий: Основной вывод: «профессиональное» – не значит, что дорогое, это значит – нужное для работы, и не такое сложное – не ракету собрать.
Тимофей: Что касается профессионального – в этой сфере «профессионально», означает «недорого». И нужно понимать, что оборудование очень разное, и если колонка похожа на колонку, то это не значит, что она подойдет для любой задачи. Задачи разные, и их много.
И если мы знаем, какое оборудование подходит для каких задач, то мы легко решаем их, не тратя много денег, вкладывая в будущее, потому что это будет работать долго, не требуя обслуживания. Это и надежность, и качество, и разумная трата денег, чего все и ищут.
Дмитрий: Есть еще вопросы, которые часто задают те, кто хочет этим заняться?
Тимофей: Можно поговорить про уличные вещи поговорить.
Дмитрий: Что делать осенью и зимой?
Тимофей: Бывает так, что люди покупают влагозащищенные динамики, а они очень разные. Есть стандарт, который описывает, какое количество влаги может попадать на акустические системы.
Был случай, когда пришел клиент с пожеланием установить колонки в бассейне в воду. Не удалось выяснить у него, зачем же это, потому что слышно ничего не будет. К сожалению, не смогли ему помочь.
А вообще, существуют различные классы и нужно понимать, что если это будет висеть на улице под крышей, и это будет влажная среда, непосредственно вода литься не будет, это одна система, если совсем открытое пространство – другая система, если сауна со стопроцентной влажностью – третья система.
Влагозащищенный динамик Visaton FRS 10 WP/8
Дмитрий: Есть класс защиты от влаги, на который нужно обращать внимание.
Тимофей: Надо посмотреть в описании, для какого применения используется данная акустика.
Дмитрий: Если вспомнить системы, которые выглядят в виде напольных камней и прочее. Насколько это стоит применять на улице?
Тимофей: Есть такие очень интересные и красивые ландшафтные решения. Надо внимательно читать, для какого они применения, внешнего или внутреннего. Если колонка выглядит как красивый камушек, то это не значит, что ее можно поставить на дорожке. Надо посмотреть, какого класса защита от влаги.
Если предполагается, что колонка будет поставлена в низине, то аппаратура должна быть соответствующего класса, либо надо переориентироваться и поставить колонку в другое место. Принципиально ничего не изменится, плюс-минус полметра – не очень важно, а система будет более долговечной.
Дмитрий: Есть ли моменты по ударостойкости? Случайные контакты с мебелью? Люди могут что-то задеть?
Тимофей: Нет, как правило, все встраивается в потолок или вешается на стены или по углам. Ударопрочность применить здесь сложно. Акустические системы сделаны из пластика с различными элементами, бить по ним кулаками нельзя, конечно.