[Перевод] Блокировка рекламы и будущее интернета

Ваш сайт может скоро стать жертвой войны между властителями Кремниевой долины. Включив в iOS9 блокировку рекламы, Apple не собирается специально закрывать ваш или мой сайт – так же, как разработка БПЛА не направлена против гражданских лиц и детей. Apple направляет усилия на борьбу со своим давним соперником Google, предоставляя более элегантный способ наслаждаться вебом, чем это позволяют делать агрессивные рекламные сети. Прекрасный пример того, как можно действовать в своих интересах, не пачкая одновременно руки. Пострадают ли вместе с Google независимые сайты, живущие на рекламу?

Океания ВСЕГДА воевала с Остазией


Можно было бы уже и попривыкнуть к войне между цифровыми гигантами. Пользователи iPhone и iPad могут рассказать об опыте использования Amazon. Обратите внимание, что в приложении Kindle для iOS нельзя купить книгу. Apple поддерживает Amazon до такой степени, что позволяет распространять свой софт на iOS. Но если вы хотите купить книгу для Kindle – вам надо открывать браузер на десктопе (или на смартфоне). Это стимулирует вас покупать цифровые книги через iBooks.

То же самое с видеоприложением от Amazon на iOS. Можно стримить все фильмы, но нельзя купить их через Amazon Video. Придётся использовать браузер. Стимулирует к покупкам фильмов через iTunes.

Также нельзя купить книжки и видео в приложении Amazon shopping для iOS, хотя всё остальное – можно.
Поскольку Amazon не хочет делиться с Apple прибылью с продаж, то Apple не разрешает Amazon продавать свои продукты в приложениях. Apple утверждает, что раз все продавцы платят ей дань, то и Amazon не должна халявить. А Amazon твёрдо стоит на позиции, которая не позволяет делиться прибылью, поскольку Amazon – безжалостный соперник, победивший практически все онлайновые магазины в США через инновации в обслуживании и доставке, предоставляя при этом пользователям наименьшую цену. И это не оставляет возможности делиться с Apple. И эта же политика низкой цены душит компании, которые предоставляют товары в Amazon. Как-то так.

Amazon отказывается делиться прибылью с Apple, Apple блокирует продажи тех торговцев, которые не делятся прибылью, и в результате Apple запрещает Amazon продавать товары через iOS. А кто страдает? Вы, пользователь, которому приходится откладывать смартфон и идти к десктопу. Или ничего не делать. Это, конечно, не самое страшное, что может случиться с вами. Но эта политика идёт вразрез с интересами пользователей, и бросает тень как на Amazon, так и на Apple.

Естественно, видео от Amazon нельзя смотреть через Apple TV, и нельзя смотреть видео, купленное в Apple iTunes, на Amazon Fire TV, не пропрыгав через несколько (возможно, нелегальных) обручей. С тех пор, как минули времена главенства Microsoft на десктопах в 90-х годах, технические и медиакомпании не рассматривали успех как соревнование по типу «выживает сильнейший», в котором страдает пользователь.

Но мы уже привыкли и не задумываемся об этом.

Блокировка рекламы – это совсем другое дело


На первый взгляд, блокировка рекламы кажется совсем другим делом. Клиенты, конечно, могут захотеть купить книгу через приложение Kindle, но вряд ли кто захочет видеть больше рекламы. И медиакомпании с рекламщиками сами в ответе за тот ужасный опыт, который мы получили от онлайн-рекламы. Мы её настолько ненавидим, что привыкли не смотреть на верхнюю или правую часть сайта. Даже дизайнеры используют трюк, в котором сеошная ссылка размещается вверху бокового меню, где её не увидит никто, кроме сеошника. Всплывающие окна, закрывающие экран, и другие кошмарные техники привели к тому, что рекламу ненавидят и игнорируют.

Да, бывают стильные рекламные сети. The Deck выдаёт одно, небольшое, сделанное со вкусом, и появляющееся в тему, одно объявление на страницу. Запустив The Deck, мы понадеялись, что другие сети будут вдохновляться ею, и найдут способ увеличить вовлечённость, не создавая загромождений на страницы. Но, естественно, сети пошли по противоположному пути – постоянно прерывать поток контента, чтобы впихнуть пользователю неинтересную рекламу.

Опытные пользователи давно привыкли к сторонним блокировщикам рекламы, а приложения вроде Readability демонстрируют альтернативные модели демонстрации контента, увеличивая шрифт и убирая мусор со страниц. Я состоял в комиссии экспертов в этом проекте. Я ездил по миру, рассказывая дизайнерам, что если мы не найдём способ создать читаемые и незамусоренные страницы для сайтов, то приложения вроде Readability будут делать это за нас. При этом они будут лишать нас работы и удалять рекламу, тем самым перекрывая поток прибыли в медийных компаниях. И многие умные владельцы сайтов нашли способ вывести контент на первое место. Лучшие из них (The New York Times), весьма элегантно интегрировали рекламу в страницы. Эти страницы имеют большой шрифт, они сконцентрированы на контенте и рассчитаны так, чтобы их было удобно читать.

Но рекламодатели не любят, когда их игнорируют, и они испытывают эйфорию от обилия персональных данных – от того, что на самом деле продают Google и другие сети. Реклама – это практически побочный продукт. Что надо знать компаниям – какой антиперспирант женщины из возрастной категории от 25 до 34 скорее всего приобретут после просмотра сериала House of Cards. А это приводит нас к вопросам приватности, слежки и вторжения государства в личную жизнь, и лучше мы не будем об этом говорить.

И в то время, как по сайтам, так сильно перегруженным недостоверной рекламой, практически невозможно ходить, Apple выглядит по-геройски, предлагая всем контент из газет без рекламы, и блокируя уродскую рекламу на сайтах. Но если им это удастся, выживут ли медийные компании и независимые сайты?

Товар товару рознь


Действия Apple не имели бы такого большого значения, если бы пользователи в большинстве своём сидели за настольными компьютерами, читая новости и покупая подарки. Но большинство людей уже используют мобильные компьютеры – в том числе, и для просмотра веба.

Именно поэтому, в издании The Verge Нилай Патель утверждает, что атакуя Google, Apple может повредить всему вебу:

Побочный эффект войны, в которой Apple нацелилась на платформу доходов Google, неизбежно затронет и весь веб, и каждого мелкого издателя в сети, который не может вложиться в собственную платформу для распространения продукта, встроенную рекламу и прочие вещи, необходимые для распространения продуктов. На этой войне мы утонем в крови независимых изданий. Утечка денег и внимания от сети будет означать, что скорость сетевых инноваций ужасающе замедлится.


Джон Груббер имеет другое мнение:

Судя по всему, доходы проекта Daring Fireball не будут затронуты блокировкой рекламы браузером Safari, и это подтверждает, что в последние десять лет я делал всё правильно: ставил интересы моих читателей выше всего, и публиковал только ту рекламу, которой я сам захотел бы воспользоваться, даже если это означало упущенную прибыль. Но мне вовсе не доставляет удовольствия сознавать, что издания вроде The Awl пострадают от этого. Но они достаточно умны, чтобы адаптироваться.


В своей другой статье я рассмотрел конфликт между рекламой и контентом через призму быстродействия. Там я указал на тот факт, что большинство пользователей взаимодействует с вебом с мобильных устройств,- а это означает, что всё происходит посредством мобильных сетей,- а это означает сильное ограничение пропускной способности. Поэтому быстродействие сайтов играет такую важную роль, какую оно не играло уже много лет. И в то время, как хорошие дизайнеры и разработчики пуще прежнего стараются создавать быстрые сайты, мусорные рекламные сети грубо вмешиваются в их работу и замедляют работу сайтов. И это угрожает будущему сети, поскольку пользователи будут пенять веб за медленную работу, и уходить в приложения. При этом, нельзя просто устранить эти рекламные сети, ведь деньги с рекламы – это двигатель цифровых изданий; нет бабла — нет контента.

Ну а Apple всё решила за нас. Может, и нельзя убирать эти рекламные сети – но это уже происходит. Как это повлияет на ваш сайт?

© Megamozg