Я слышу голоса: запись озвучки для игрового проекта
«Нужна ли игре голосовая озвучка?» − главный вопрос для звукорежиссера, почти такой же значимый, как «Быть или не быть?» в судьбе героев Шекспира. Прежде чем ответить «Ну конечно!», представьте тысячи строк диалогов, стройные ряды актеров озвучки, среди которых на роль подходит один из тысячи, тонны качественного оборудования и слезы счастья, когда через 6 месяцев работы вам удается записать приемлемый по звучанию отрывок.Если от этих образов у вас не задергался левый глаз, вы, вероятнее всего, никогда раньше не занимались озвучкой видеоигр. Под катом − несколько советов для тех, кто решился совершить этот подвиг.Основная задача голосовой озвучки — сообщать о событиях в игре, продвижении сюжета и ключевых моментах геймплея. Из диалогов героев и NPC пользователь узнает важную информацию, понимает, как те или иные его действия будут расценены игровым окружением. Например, в серии игр Assassin«s Creed персонажи могут активно реагировать на действия главного героя — кричать, звать стражу и просто удивляться, почему человек в странном белом костюме прыгает по крышам.
[embedded content]
На этапе разработки первой стратегии Plarium мы решили, что все персонажи должны быть озвучены. По этому стандарту сделаны и последующие проекты — каждый герой в играх имеет свой характер, голос и даже любимые словечки. Озвучка добавляет в игру еще одно измерение, делая продукт более интересным и многогранным.
[embedded content]
Типы голосовой озвучки в играх
Голос в видеоиграх, также как музыка и звуки, может быть диегетическим, экстрадиегетическим или трансдиегетическим.
Диегетические голоса слышны и персонажу, и самому игроку. Это диалоги, монологи, выкрики на поле битвы, песни в тавернах и даже размышления главного героя.
[embedded content]
Экстрадиегетические голоса слышит только игрок. Зачастую это закадровый голос рассказчика, который повествует о каких-то событиях, происходящих до начала или во время игры. Также он может подсказывать, какие действия должен совершить пользователь для успешного завершения миссии.
[embedded content]
Трансдиегетические голоса принадлежат игровому миру и одновременно являются системными уведомлениями. «Мой инвентарь переполнен!» − с одной стороны, мы слышим голос героя и понимаем, что это произносит именно он, но в то же время такое сообщение должно донести до игрока мысль: пора сбегать к торговцу и продать лут.
Аутсорс или смерть
Существует множество студий, которые занимаются озвучкой видеоигр. Они с радостью предложат вам свои услуги. И в этом кроется подвох: как бы специалисты из аутосорсинговой компании ни старались выполнить ваш заказ, они никогда не смогут достичь необходимой планки качества. Более того, не многие студии могут похвастаться реальным опытом озвучивания игровых проектов, и даже самые известные из них иногда относятся к финальному продукту… не самым лучшим образом.
[embedded content]
Озвучку лучше доверить человеку, который хорошо знаком с командой разработчиков, знает особенности продукта, характеры персонажей и понимает, какой результат нужно получить. При этом вы должны объективно оценивать свои силы: хватит ли у звукорежиссера времени, чтобы найти подходящую студию, оборудование, провести кастинг и создать качественный продукт. В крупных проектах процесс озвучивания может растянуться на месяцы и годы, но даже за диалогами из небольшой инди-игры стоит кропотливый труд и железная выдержка саунд-дизайнера.
Кастинг
Стандарт озвучки задает игра и ее жанр. Очень многое зависит от того, работаете ли вы с мобильным раннером, браузерным платформером или RPG для консолей Next Gen, прописано ли в сценарии 50 000 строк диалогов, или же есть только список коротких возгласов, распечатанный на листочке формата А4.
Чтобы провести кастинг, вовсе не обязательно приглашать сотни людей в студию. Успешные пробы можно устроить, даже если ваш звукорежиссер — социофоб, а актеры живут на другом полушарии. Достаточно выслать им текст с соответствующими инструкциями и разъяснениями, а потом оценить результат. Даже профессиональный актер должен иметь некоторый опыт в озвучке, иначе есть риск очень долго выбивать из него театральщину. Составьте базу интересных голосов, даже если они не подошли для данного проекта.В крайнем случае проявите изобретательность. Существует множество вариантов того, как можно интересно озвучить персонажей, не записывая при этом голоса актеров.
[embedded content]
Несколько полезных советов
Следите за однородностью звука. Как и в случае с графикой, у игры в целом и каждой локации в частности должно быть стилистически единое звуковое оформление. Используйте частотную обработку, чтобы выбрать оптимальное звучание. Слушайте, как звучит вся сцена. Слишком громкие крики или диалоги могут выбиваться из общей концепции и разрушать состояние иммерсии. В то же время важная фраза, звучащая слишком тихо, может быть пропущена игроком мимо ушей. Тестирование — залог качества. На финальном этапе послушайте, как звуки накладываются друг на друга и какие из них можно без сожаления убрать. Следите за тем, чтобы не возникало хаоса и какофонии. Для достижения нужного эффекта комбинируйте студийную и полевую запись. Избегайте точного повторения звуковых фрагментов. По возможности варьируйте или рандомизируйте фразы даже второстепенных персонажей. Начинайте работать над озвучкой как можно раньше, как только будет готова финальная версия диалогов или фраз. Оставляйте приличный запас времени, чтобы переозвучить некоторые моменты, если они будут плохо сочетаться с визуальным рядом. [embedded content]Несколько интересных приемов, которые использовали разработчики:
Для игры The Sims был создан специальный язык Симлиш, на котором разговаривают персонажи. В его основе лежат французский, латинский, тогальский, финский и украинский языки. А в игре Knock-knock главный герой говорит на странном языке. Известно, что он не является производным ни от одного из ныне существующих. Разработчики утверждают, что звуковые файлы и концепт игры прислал им на почту неизвестный, который настаивал на реализации игры именно в таком виде.
[embedded content]
Приглашайте для озвучки знаменитых актеров. Это не только отличный маркетинговый ход, но и психологический прием воздействия на игрока. Шансы на выживание Натаниэля Хоу в Dragon Age: Origins заметно повышаются, потому что его озвучивает Илья Бледный. Тяжело ненавидеть персонажа, голос которого принадлежит Хэнку Маккою из фильма «Люди Икс», Брюсу Беннеру из «Невероятного Халка», Артуру из «Начала» и многим другим персонажам фильмов и видеоигр.
[embedded content]
Для погружения в игровой процесс некоторые фразы, произносимые иностранцами, можно оставить непереведенными. Например, в игре XCOM: Enemy Unknown наёмники-иностранцы могут выкрикивать команды на своих родных языках. При создании антагониста для игры «Войны престолов» звукорежиссер компании Plarium изучил несколько разновидностей речи орков и вместе с актером озвучки записал речь бога Хаоса — Балура − на орочьем языке.
[embedded content]
Кастомизация голоса главного героя — одна из составляющих качественной RPG-игры. К примеру, в Neverwinter Nights можно было выбрать из списка 15 или 20 голосов разного типа. В Dragon Age: Inquisition также добавлена возможность выбора голоса. Однако на этот раз разработчики упростили задачу: вместо того, чтобы записывать еще 30 000 диалоговых фраз с новым актером, они просто понизили тембр голоса актера в исходной записи.
[embedded content]
Для создания голосов монстров обычно используется микширование записей криков реально существующих животных. Так поступили и создатели симулятора Spore: все созданные игроком зверушки издают звуки, которые являются смешением криков реальных животных определенного вида. Человекообразные существа говорят друг с другом на языке, который является простой импровизацией актеров озвучки.
[embedded content]
В наше время тяжело найти игровой проект, в котором полностью бы отсутствовал звук. Однако не все разработчики понимают, в какой мере графика и озвучка влияют на восприятие игры. То, насколько качественными будут эти две составляющие, во многом определяет лояльность к продукту и степень погружения пользователя в игровой мир.