А почему? Часть 3. Втюхай или сдохни

8abfb28741b91318db0ad3195eac63d7.jpg

А почему? Часть 1. Вводная / Хабр (habr.com)
А почему? Часть 2. Вот раньше… / Хабр (habr.com)

Мы закончили на том, что во второй части не нашли ничего хорошего в текущем положении вещей. Хотя что это я, на самом деле… Примеряю на себя то, о чем не знаю. Давайте так. В предыдущей части я не нашёл ничего хорошего в текущем положении вещей. Откуда берётся такое счастье, с неотвратимостью катка накатившееся на лягушку — давайте попробуем разобраться.

Бескомпромиссный императив

4c4493366c16a36d5e7e31e525d50ef0.jpg

Сейчас мы просто постулируем, а потом размотаем в следующей статье: предприятие должно год от года наращивать выручку.

Если предприятие не занимается этим, то оно становится очень «токсичным» с точки зрения кредиторов, инвесторов и прочей радости, которое позволяет предприятию быть. Быть — означает не всегда активно продолжать осваивать новые рынки, но и просто продолжать держать свою долю рынка.

Самые крупные предприятия закредитованы так, что если они продадут все, что у них есть — они не вернут кредиторам деньги. Это не хорошо и не плохо — это так, пока примем как данность и вернёмся к вопросу позже. Уровень твоего долга сегодня определяет твою устойчивость — чем больше тебе напихали в панамку налички, тем ты круче.

Но! Это предъявляет повышенные требования к твоему росту. Как его достигнуть? Давайте посмотреть.

С чего и начинали — пищёвка

В пищёвке ты можешь наращивать прибыль только двумя путями: снижение себестоимости и увеличение клиентской базы. Производство продукции условно слабо подвергается глобализации — как правило, это либо пищевые добавки/удобрения, либо — технологии. Тут есть возможность делать центры производства и R’n'D, которые будут изобретать химию и создавать технологические циклы, все остальное так или иначе приходится локализовать. Ну не будешь же ты ради производства йогуртов тащить молоко по всему шарику из условной Аргентины — гораздо проще построить/купить завод на месте.

Так как мы отрезаны от великолепной глобализации (на самом деле — не великолепной), то мы можем только снижать стоимость продукции и вовлекать в свою секту потребителей все больше людей. Но и это ресурс конечный — даже если мы захапаем 100% рынка, мы все равно остановимся в своем развитии. А развиваться нам надо. Как быть?

Физику не обманешь. Если ртов, которые едят, не хватает, то надо, чтобы рот больше ел. «Кто точит йогурт по утрам, тот поступает мудро». И вот уже утро начинается с йогурта даже там, где про йогурт лет 50 назад никто ничего не слышал. «От прибиотиков в обед не болят животики». И вот мы начинаем точить йогурт на обед. Про ужин пока не слышал, но уверен — скоро услышим.

Живительная бутилированная водичка. Пейте ее, и желательно — только ее, потому что только так будете красивые и здоровые. Да и вообще, вся реклама говорит, что если хочешь иметь плоский животик и фигурку часиками / крутую бицуху, то «делай раз, делай два».

Это и приводит к тому, что мы постоянно наращиваем потребление и производство, решая задачу бизнеса — увеличивать прибыль.

Про технику

С техникой тут все сложнее и проще одновременно. Технику, в идеале, покупают до момента, пока не выйдет что то настолько новое, что пользователь захочет купить новые функции. Но если процессом не управлять — то процесс появления желания является неуправляемым, спорадическим, который ну никак не вяжется с планами компаний по росту прибыли.

Тут есть интересный нюанс с глобализацией. Чем сложнее техника и чем больше в ней деталюх, тем больше вероятность появления не оригинала. И тут вступает в дело ещё один фактор, усугубляющий и так фиговую историю.

Если мы выпускаем условный айфон, то мы его собираем из запчастей, которые производят несколько фабрик, расположенных в разных частях света. АКБ, процессоры, печатные платы и рассыпуха, экраны и корпуса. Они не производятся на одной фабрике. И в целом, никто не мешает этой фабрике начать производить больше, преследуя свою, локальную цель увеличения прибыли. И выбрасывать их на рынок как запасные части для ремонта.

Выгоден ли ремонт?

  • ремонтной мастерской — да. Рабочие места, наполнение экономики

  • пользователю — да. Вместо покупки нового меняем сломанное и продолжаем пользоваться

  • производителю запчасти — естественно, прямая прибыль

А вот заводу — нет. Он не продал новую единицу своей продукции. Он не получил денег с запчасти. Телефон служит 2–3 года, если у него заменить АКБ и экран, то с ним абсолютно спокойно можно жить ещё столько же. Т.е. обрушить выручку производителя в два раза.

— Это неприемлемо! — стучат туфлей по столу на совещаниях. И в ход идут две технологии.

Первая — техническая. Склеить все. Затруднить ремонт. Использовать нерастворяемые клеи. Выпускать обновления ОС, которые на самом деле ничего нового не приносят. Я в экосистеме яблока последние 5 лет — я не увидел какого то кардинального изменения в версиях ОС, а патчи для ядра можно выпускать отдельно, если речь о безопасности. Да, все с оговорками и условностями, но все же. Можно налепить фреймвоков, которые будут виртуализировать вирутализируемое в виртуальной виртуальности. Чтобы обслуживать этот зверинец — вот новая модель, с более мощным процом и памятью в 6 раз больше, чем у моего первого компа. А для разработчиков мы ещё больше упростим процесс разработки, чтобы они, попробовав новое, уже не смотрели на старое. Наш новый фреймвок — самый идеологически верный, сокращающий затраты на разработку. Мы ещё поговорим о этой радости, двигаемся дальше.

Вторая технология — так хорошо показавшая себя в пищёвке рекламная составляющая. Человек, который ходит с трёхлетним айфоном — не модный, не современный. Не frendly. Токсичный какой то. Зашеймить тебя и заканселить. Это не делается явно, но делается подспудно.

В итоге, предприятие растит выручку, продавая новые копии своей продукции. Цель выполнена, акционеры и кредиторы довольны.

Автомобили

Тут вообще ад и Израиль. Это не пяток фабрик, которые делают чипы, батарейки и экраны. Это — чёртова уйма составных частей. Подшипники и рычаги. Заслонки и форсунки. Оптика и электроника. Завод сегодня — R’n'D плюс отверточная сборка с небольшим количеством своих операций.

Да почему сегодня? Детройт отхватил в свое время немало лулзов с поставкой комплектующих во время кризиса семидесятых.

Технически это невозможно — упихать все в одно предприятие. Оно будет размером с город. Тут же есть и социальный аспект — легче разбросать производства, перенаправляя рабочую силу и финансы в регионы, увеличивая их привлекательность за счёт рабочих мест, чем собрать все в кучку и получить гига-Москву со всеми проблемами гигаполиса.

Как следствие, заводы-поставщики могут выкидывать запчасти под своей маркой в обход автопроизводителя. Этот процесс можно остановить только в рамках тоталитарной плановой экономики, но это тоже не выход.

Автопроизводители, увидев эту вакханалию, почесали репу, и придумали гарантию. Это не более чем фишка, которая позволяет им заработать на запчастях. Чем отличается фильтр Бош, который пихнули на заводе, и фильтр Бош, проданный поставщиком? Ничем кроме цены. Можно ли было сделать белый список поставщиков и белый список запчастей для ТО? Конечно. Но заводу это не выгодно. Как итог — пока вы на гарантии, вы кормите завод, покупая в два коня те же запчасти, и никакого «вот, сам купил и привёз».

После гарантии заводу вы больше не интересны. Совсем. В масс-маркете дилер теряет 30% клиентской базы в год. К окончанию трёхлетнего срока гарантии 90% автовладельцев исчезает с радара производителя, а значит — перестаёт генерировать прибыль.

Что же делать?

Ну тут рецептура успешного успеха не так чтобы отличается от айфонов.

Технический. Пусть авто начинает сыпаться. Пробег — 60К км, дальше не интересно. Мне иногда кажется, что если бы не различия в эксплуатации (газ в палас против пенсионерского перемещения), которые вынуждают укреплять конструкцию, чтобы держала разные нагрузки, то отхлёбывал бы двигатель ровно на 60К км. За редким исключением все производители играют в эту историю.

8336282ca4f88bb8bb1bf95dc1eb6c70.jpg

Техническо-маркетинговый. Кто интересуется автомобилями — знает, что такое EP6/Prince. Это великолепный победитель в номинации «Двигатель года», причем неоднократно, плод совместного творчества БМВ и PSA. Техническое великолепие, которое в JCW держит за 240 сил с доработками, с небольшим расходом. Да, не без детских болячек, но так сейчас у каждого первого: потребитель уже давно стал бета-тестером (потому что надо выпустить новую модель каждые 2–3 года, а то потребитель скажет «чё я как лох на двухлетке катаюсь» и сбежит). Ушли в лета М50, М111, 1JZ.

Но нам же надо больше маркетинговых плюшек? Ловите межсервисный интервал в 20 тыс км! А в условиях города, на минуточку, это 800–1000 моточасов. При нормативе в 200, ну 250 край. Как итог — повальные проблемы, потому что масло просто превращалось в кисель за этот пробег.

Подшаманили. Сотню тысяч худо-бедно выкатывает. Но ведь нам этого и надо? Вон салон, касса там, смотрите — у нас фейслифтинг. Продажи стабильны, все довольны.

Ну и самолёты.

А что самолёты? Мы что, лысые? Вон как у этих красавчегов растут прибыли, капитализация, стоимость акций. Мы разве так не могём? Могём! Смотрите — чик чик и в продакшн. Продажи растут, все довольны! Ой, упало…

Так получается что, это все жадные инвесторы? А давайте разбираться, почему.

А почему? Часть 4. Денежки / Хабр (habr.com)

© Habrahabr.ru