9 секретов онлайн-платежей. Часть 8: возвраты — и как их избежать

imageМожет ли для интернет-магазина быть что-то обиднее, чем упущенная прибыль? Может! Еще обиднее ситуация, когда деньги уже поступили на счет, а клиент или банк внезапно потребовал вернуть средства обратно на карту плательщика. Особенно, если услуга уже оказана или отгрузка товара уже состоялась. Что делать в этом случае? Об этом — в новом, предпоследнем материале цикла »9 секретов онлайн-платежей», в котором сконцентрирован восьмилетний опыт работы команды PayOnline.

Представим ситуацию: покупатель совершает покупку с помощью карты, но товар ему по каким-то причинам не подходит. Клиент возвращает товар и инициирует так называемый рефанд (англ. refund) — добровольный возврат платежа, произведенного ранее в счет покупки по банковской карте. Чаще всего он осуществляется по просьбе покупателя. Еще один случай — мошенничество с картой, и здесь могут быть разные ситуации. Во-первых — дружественный фрод (от английского fraud — мошенничество) — когда злоумышленник делает заказ на крупную сумму, ему отгружают товар, а в интернет-магазин приходит запрос на возврат денег «настоящего» владельца карты. Согласно легенде подельника, его карту украли, и с нее совершили покупку. «Настоящий» владелец карты требует вернуть ему деньги, и если банк встает на его сторону, то интернет-магазин остается и без товара, и без денег.
Часть 1. Настройка 3D Secure
Часть 2. Регулярные платежи
Часть 3. Страница выбора способа оплаты
Часть 4. Платежная форма
Часть 5. Мобильные платежи
Часть 6. Оплата в один клик
Часть 7. Система fraud-мониторинга
Часть 8. Возвраты и как их избежать
Часть 9. Настройки платежного сервиса под тип бизнеса

Во-вторых, это реальные случаи воровства карт с целью совершения покупок без ведома владельца. Даже если факт мошенничества удалось выявить, и товар еще не был доставлен, все равно интернет-магазин теряет комиссию за обработку транзакции процессинговым центром. Такие возвраты называются Chargeback (чардж-бэк). Это процедура списания денежных средств со счета интернет-магазина или другого предприятия электронной коммерции по авторизованному, то есть совершенному ранее платежу, инициированная держателем банковской карты или банком-эмитентом. Зачастую процедура чардж-бэка производится в соответствии с правилами международной платежной системы в случае их нарушения предприятием электронной коммерции.

В первую очередь задача по уменьшению количества возвратов ложится на плечи самого интернет-магазина. Именно он больше всех заинтересован в том, чтобы не допустить таких ситуаций. Мотивов у предпринимателя множество: в первую очередь, это его доход, во-вторую — минимизация риска невозврата комиссии за осуществленную транзакцию; кроме того, интернет-магазин может потерять лояльность клиентов. Какими же методами можно бороться с возвратами?

Требования к сайту


В процессе подключения системы приема платежей к сайту может быть предъявлено множество требований, обусловленных не только безопасностью транзакций. Приведем пример некоторых требований к сайтам, планирующим воспользоваться подключением к PayOnline:

Рекомендуется разместить на сайте минимальный объем справочной информации:

  • Описание и потребительские характеристики каждого товара / услуги. Описание процедуры заказа товара / услуги.


Если покупатель приобретает товар, а затем решает вернуть его обратно, мотивируя это тем, что «я не знал, что он слишком большой/маленький/другого цвета» — значит, информации на сайте было недостаточно. Чем четче и доступнее сформулировано описание товара, чем более качественные фотографии его описывают, тем меньше вероятность того, что покупатель купит не то, что хотел. Соответственно, тем меньше будет случаев возврата денежных средств. Та же ситуация с процедурой заказа: например, если клиент хотел купить один выпуск онлайн-журнала, но случайно оформил подписку на год, каждый месяц с его карты автоматически будут списываться средства — такая опция доступна, если поставить галочку в графе «Автоплатеж» при оформлении заказа. Естественно, клиент будет недоволен и потребует вернуть средства за услугу, которой он вовсе не собирался так часто пользоваться. Чтобы этого избежать, делайте каждый шаг оформления заказа предельно понятными.

Перечень доступных способов оплаты и описание процедуры оплаты. Информация о процедуре возврата денежных средств.

  • Перечень доступных способов оплаты и описание процедуры оплаты. Информация о процедуре возврата денежных средств.


Процедура возврата — процесс малоприятный для всех участников. Сроки возврата денежных средств на банковскую карту регламентируются платежными системами и могут составлять до полугода. Возможно, если покупатель узнает об этом, он все-таки решит оставить себе товар, который спонтанно купил ранее, но затем просто передумал и решил вернуть его обратно.

  • Контактный телефон и электронный адрес вашей компании (e-mail).


Конечно, идеальным вариантом для интернет-магазина будет наличие колл-центра, где клиенты смогут получить поддержку по интересующим их вопросам. Проблемы с платежами сложны тем, что отнюдь не каждый специалист интернет-магазина может дать по ним исчерпывающую консультацию. Транзакционные трудности связаны с работой нескольких банков и процессингового центра, законами страны и МПС (Visa, MasterCard). Поддержку плательщиков может взять на себя сама платежная система — например, в PayOnline это круглосуточный мультиязычный колл-центр. А вот вопросы, связанные с возвратом товара — зона ответственности самого интернет-магазина. В случае, если клиент так и не смог «достучаться» до его представителей и рассказать о своей проблеме, рефанд превратится в чардж-бэк (в связи с обращением клиента в банк, выпустивший карту) —, а это уже повышенное внимание к интернет-магазину с точки зрения его безопасности.

  • Информация о доставке товара и правилах оказания услуг (в том числе — экспортные ограничения и правила доставки товаров за пределы РФ, а также ограничения по предоставлению услуг).


В случае с доставкой товара ситуация такая же, как и с его описанием: если для клиента неочевидно, сколько будет стоить доставка и каковы ее сроки, он может передумать уже после оплаты. Чем более развернутое описание продуктов и процессов их покупки, тем меньше возвратов у интернет-магазина.

Борьба с мошенничеством


В случае если интернет-магазин сталкивается с мошенничеством слишком часто, банки могут отказаться с ним работать, и прием карт или других платежных онлайн-методов будет невозможен. Для борьбы с мошенничеством существует целый ряд технологий (о них PayOnline рассказывал ранее в предыдущих статьях цикла »9 секретов онлайн платежей»).

  • Система мониторинга мошеннических операций AntiFraud. В автоматическом режиме она проверяет транзакции и буквально «выносит им приговор»: если операция по карте кажется подозрительной, она проверяется особенно тщательно, вплоть до ручного пропуска или отмены.
  • 3-D Secure — протокол безопасности. Это требование МПС к проводимым платежам для подтверждения личности плательщика. Чаще всего от клиента требуется указать код, сгенерированный специально для конкретного платежа, который приходит в виде SMS-сообщения. Некоторые интернет-магазины отключают эту функцию, чтобы не терять клиентов, которые по ошибке могут ввести неправильный код или их карта не подписана на 3-D Secure, но это ведет к дополнительным потерям, связанным с мошенничеством.


Настройка платежного сервиса


Еще одна возможность избежать возвратов для интернет-магазинов — это заморозка средств на карте плательщика. Особой популярностью она пользуется у крупных ритейлеров в период их активного роста или распродаж. Смеха проста: клиент оформляет товар на сайте, и нужная сумма замораживается на его счету. После того, как интернет-магазин подтверждает наличие товара и готовность доставить его клиенту, проходит операция по оплате и деньги списываются с карты. Партнеры PayOnline делились впечатлениями от данной опции, рассказывая, что в период распродаж, когда заказы шли один за другим, у сотрудников интернет-магазина просто не было времени быстро проверить наличие товара. С помощью заморозки средств на карте они собирали заказы и в конце дня проверяли, что можно доставить уже на следующий день, а каких товаров нет в наличии. Во втором случае клиенту предлагался альтернативный вариант, либо сумма платежа на карте размораживалась в тот же день.

Этот способ решает сразу несколько проблем:

  • Продажа товара. Даже если его нет в наличии, продавец всегда может дозаказать необходимое количество, предложив клиенту бонус за более долгую доставку.
  • Предложение альтернативы. Продавец может подобрать товар, который может оказаться чуть дороже, но понравится покупателю не меньше. Возможно, клиент даже не знал о его существовании, но продавец получил возможность установить контакт с покупателем и рассказать ему подробнее, что еще интернет-магазин может ему предложить.
  • Моментальный возврат средств. Клиенту не нужно ждать, пока возврат средств будет инициирован — на это может уйти несколько дней. Моментальный возврат суммы платежа на карту значительно сэкономит его время и позволит продолжить покупки.
  • Лояльность покупателей. Проблемы с заказом — это всегда неприятно, особенно, когда деньги уже были списаны с карты. Но если клиенту предложить бонусы за ожидание, альтернативные варианты или моментальный возврат — он почувствует индивидуальный подход и либо сам станет лояльным покупателем, либо еще и порекомендует онлайн-магазин своим знакомым, так как высокий уровень сервиса сегодня — это значительное конкурентное преимущество.


Таким образом, избежав возвратов денежных средств, интернет-магазин не только сохранит прибыль, но и свой имидж в глазах покупателей и банков-партнеров. В следующей, заключительной части »9 секретов онлайн платежей» мы расскажем о том, как настроить платежный сервис именно под ваш тип бизнеса. Если у вас остались вопросы или вам необходимо организовать прием платежей на сайте/в мобильном приложении, обращайтесь, наши специалисты проведут консультацию и подберут подходящее платежное решение.

© Habrahabr.ru