5 писателей-фантастов, работавших программистами

186fe409f9c23543db4e00ffbfac08b7.jpg

Почти все писатели, приходя в литературу, уже имеют за плечами карьеру в той или иной области. Среди авторов встречаются представители самых разных профессий — журналисты, ученые самых разных специализаций, врачи, преподаватели, инженеры, бизнесмены… Список можно продолжать еще долго. Конечно, есть в писательском цехе и выходцы из IT-сферы, и вот несколько примеров программистов, которые сумели прославиться на ниве писательство, а конкретнее — в сфере научной фантастики.

Грег Иган

986e779aa7ce1f2b3df01fa8a2b29b5a.jpg

Один из самых серьезных авторов научной фантастики. Если чтобы понимать Нила Стивенсона (о котором пойдет речь ниже), надо быть образованным и разносторонним человеком, то Грег Иган одновременно объясняет для своих читателей сложные темы, но тем самым как будто делает их еще сложнее. В общем, можно ли действительно понять Грега Игана с первого прочтения — вопрос остающийся открытым. Зато его интересно перечитывать, именно за счет того, что начинаешь следить за идеями больше, чем за сюжетом, и меньше поводов остается спрашивать то и дело «подождите… что?»

По образованию Иган — математик, программистом он устроился работать по воле случая. Между получением диплома и работой по специальности был еще эпизод, в котором будущий писатель думал о карьере кинематографиста, но эти мысли не пережили столкновения с индустрией кино. В сферу «писательских интересов» Грега Игана входят математика и физика, квантовая механика и природа сознания, генетика и виртуальная реальность. Для него характерно брать «заезженные» фантастикой темы и давать им второе дыхание через более точную и захватывающую, менее условную научную интерпретацию. Не обходят романы автора стороной и актуальные социальные и политические вопросы.

«Субъективная космология» — первая серьезная трилогия Игана, в которой становятся видны все эти тенденции. Романы связаны между собой темами, а не персонажами или сюжетом, их можно читать как отдельные произведения. Первый посвящен квантовой теории и миру, в котором погасли звезды, он еще немного не выверен. Второй про жизнь сознания в виртуальном пространстве после смерти (хотя не все так просто), и тут сильнее всего ощущается, что книгу писал автор-программист. Третий рассказывает о женщине, которая вот-вот откроет «Теорию Всего» и журналисте, который должен снять об этом документальный фильм. Так вот — третья книга уже совершенно блистательна, хотя с точки зрения идей вся трилогия сильна. Кроме этого у писателя есть как фантастика ближнего прицела, так и книги об очень отдаленном будущем.

Нил Стивенсон

add0ed80012f1c918933427c75f5a5ba.jpg

Куда же в такой подборки без Нила Стивенсона? Автор, который однажды создал «Лавину», подарив жанру киберпанка второе дыхание, а недавно порадовал читателей колоссальным (разделенным на два тома в русском переводе) романом о виртуальном посмертии. Человек, который пошел учиться на физика, но в процессе перевелся на географическое отделение, потому что там было больше возможностей работать с компьютерами (а родился Стивенсон в 1959 году, можете представить, каким серьезным аргументом была работа с компьютером?).

Нил Стивенсон — живой классик и писатель-визионер. Он один из тех фантастов, кому действительно удается предугадывать направление развития технологий и общества. Почти 30 лет, прошедшие с выхода «Лавины» показали, что автор действительно невероятно прозорлив в вопросах, которые касаются виртуальности, а иногда и социологии. Стивенсон — человек, влюбленный в науку как таковую, философия интересует его не меньше, чем физика (яркие тому примеры «Анафем» и «Барочный цикл»). Зачастую он не ограничивается тем, чтобы вкладывать в роман какую-то одну идею, а создает причудливую паутину из множества задумок и концепций. Его позднее творчество несколько тяжеловесно, но неизменно дает пищу для ума.

Кроме литературы и программирования, Стивенсон занимается гейм-дизайном, фехтованием и созданием мечей, а также пишет научно-популярные статьи. И все-таки знание программирования и криптографии чувствуется в его текстах — особенно в еще одной поистине монументальной работе автора, «Криптономиконе».

Деннис Тейлор

603cd17cc5753e7f710c8fb0138e5c55.jpg

Деннис Тейлор — автор новый для наших широт. На родине в Канаде он начал писательскую карьеру в самиздате, но довольно быстро завоевал популярность, так что автор ушел с основной работы и полностью посвятил себя книгам. Секрет популярности цикла «Вселенная Боба» относительно прост. Тейлор совмещает серьезные темы, науку в форме научпопа, обаятельного героя с юмором и отсылки к массовой культуре, и создает увлекательное приключение, которое попутно обращается к довольно актуальным вопросам.

История разворачивается вокруг талантливого программиста и поклонника сериала «Звездный путь» Боба Йоханссона, который, удачно заработав, решил подписать контракт с криокомпанией, чтобы после смерти его когда-нибудь, когда технологии достигнут нужного уровня, могли бы вернуть к жизни. Но вместо этого через сто с лишним лет стал оцифрованной версией оригинального Боба, потому что компания, с которой он подписал договор, обанкротилась и продала замороженные мозги клиентов с аукциона. Теперь Боб должен соперничать с другими репликантами за право стать ИИ космического зонда, который отправляется на поиск планеты, пригодной для обитания.

В фокусе внимания Тейлора прогнозы на будущее политики, философия сознания при попытках Боба понять себя, гиковские шутки и космические приключения. Иногда начинает казаться, что программист и гик Деннис Тейлор создал персонажа инженера и гика Боба Йоханссона как можно более похожим на себя (хотя так ли это, сказать могут, наверное только знакомые авторы). И дальше просто пишет, задавая себе вопросы вроде «а как я бы себя почувствовал, оказавшись цифровым сознанием?». Потому что многие размышления Боба очень глубокие, личные и цепляющие.

Чарльз Стросс

b82de71078b6bca9f832e46e4d22b9f1.jpg

Чарльз Стросс с детства знал, что хочет писать фантастику. Он получил образование в сфере фармацевтики и информационных технологий. Все это время, обучаясь и работая по специальности и не только, Стросс старался совершенствовать свое литературное мастерство.

Пишет автор как строгую научную фантастику, так и фэнтези, мистику и ужасы в стиле Лавкрафта. Кстати, его рассказы вы можете найти как минимум в двух сборниках по мотивам произведений Говарда Филлипса. Вообще Стросс очень многогранный писатель, и это касается не только жанров, но и тем и стилистики романов. Так цикл «Прачечная» довольно ироничен, здесь оккультность связана с наукой, главный герой — компьютерщик, который вынужден работать чем-то средним между агентом 007 и людьми в черном, а в комплекте идет много очаровательных бюрократических шуток. А вот от «Аччелерандо» (роман служит началом одноименного цикл и принес автору «Локус») ощущение фантастики «старый школы» с серьезным подходом к футурологии, но и читать его нелегко: в какой-то момент становится слишком много идей, и все движется слишком быстро. Так или иначе, следить за творчеством Чарльза Стросса весьма увлекательно. Особенно если вам интересны технологии.

Трэвис Коркоран

c2aa6e0a4cafe6de9a4f6ca5e02fc346.jpg

Трэвис Коркоран, пожалуй, не так известен, как другие предыдущие авторы, хотя за свою дилогию «Аристилл» он два раза подряд завоевали премию «Прометей» (вручаемая Libertarian Futurist Society за свободомыслящую фантастику). Автор говорит о своем цикле, как об оммаже Хайнлайну, который однажды сказал, что луна — суровая хозяйка. И сходство между романами действительно заметно — книги Коркорна тоже пронизаны бунтарским духом, и в них маленькая Лунная колония противостоит всей мощи Земли.

На Луне образовалось свободолюбивое поселение, и Земле это не нравится, а лунные поселенцы готовы сражаться за свою независимость. И, несмотря на скудные ресурсы, «Давиду» находится, что противопоставить «Голиафу».

Заметно ли, что Коркоран — программист по профессии? Определенно заметно, что он технически подкован. И, вероятно, любит собак, поэтому разумные собаки у него в книгах пишут код на Луне. Но, пожалуй, больше здесь не профессии Коркорана, а его достаточно радикальных взглядов и любви к классической фантастике — ими дилогия буквально пропитана. Она неровная, но смелая, провокационная и довольно часто забавная.

© Habrahabr.ru