47 лет польский художник рисовал всего одну картину… из чисел! Смысл жизни Романа Опалки

Математика и искусство многие тысячелетия идут рука об руку: архитектура, музыка, живопись, скульптура… Конечно, наиболее известным широкой общественности является применение в этих областях золотого сечения, как эквивалента гармонии и красоты.

Наш сегодняшний герой, однако, выбрал в качестве музы для своего творчества натуральные числа! Роман Опалка (27 августа 1931 — 6 августа 2011) — польский художник французского происхождения, чьи работы в основном связаны с концептуальным искусством, родился 27 августа 1931 года в Аббевиль-Сен-Люсьене, Франция, в польской семье.

Как и многие поляки был депортирован в Германию, откуда вернулся на историческую Родину только в 1946 году. Молодой человек решил связать свою жизнь литографии, искусству и дизайну, для чего и получил соответствующее образование в Лодзе и Варшаве.

В 1950 знакомится со своей первой женой Хальской (Алиной) Пекарчик

В 1950 знакомится со своей первой женой Хальской (Алиной) Пекарчик

С самого начала Опалку писал монохромные картины, увлекался т.н. matter-painting’ом,  когда отснятый для фильма материал совмещался с подготовленным рисунком для создания иллюзии окружения, которое по каким-то причинам нельзя было снять или создать с помощью декораций.

Редко упоминается, что Роман Опалка помимо живописи занимался оформлением плакатов, открыток, а также выполнял гравюры и даже пробовал свои силы в скульптуре.

Картина из цикла

Картина из цикла «Описание мира»

Поворотным моментом в жизни художника стал 1965 год, когда Роман приступил к своей пожизненной работе »1965/1 до бесконечности», для которой он нарисовал белые цифры длинными рядами на черном фоне.

Когда у него заканчивалось место на одном холсте, он продолжал серию на другом.

»[Моя] рука дрожала перед масштабностью задачи, этой маленькой цифрой 1, этой радикальной приверженностью первому мгновению необратимого времени», — однажды вспомнил Опалка, описывая момент, когда он приступил к своему масштабному проекту.

В течение 47 лет каждый день Опалка вписывал последовательность чисел, начинающихся с единицы, и продолжающихся до бесконечности, на холстах одинакового размера, 77,17×53,15 дюйма (196×135 см — размер двери его мастерской), белым цветом, вручную, кистью.

Каждый из своих холстов Опалка называл

Каждый из своих холстов Опалка называл «Деталь» и давал ей номер, согласно чисел, которые на нём изображены. На картине выше написаны числа 1243401 — 1246137

Понимая, что время, которое у него есть на этой Земле, далеко не бесконечно, Опалка придумал способ достичь «дзен» по-другому.

В 1968 году Опалка сменил фон на серый, видя в нем менее символичный цвет и лишенный эмоций, а с 1972 года каждый год делал фон холста примерно на 1% светлее. Таким образом, говорил он «настанет момент, когда я буду рисовать белым по белому».

После каждой рабочей сессии в своей студии Роман фотографировал своё лицо перед

После каждой рабочей сессии в своей студии Роман фотографировал своё лицо перед «Деталью», над которой работал. Каждая «Деталь» сопровождается магнитофонной записью голоса, произносящего цифры вслух.

Художник ожидал, что к тому времени, когда он достигнет числа 7777777, он будет рисовать белые цифры на белой поверхности, однако это произошло раньше — в 2008 году на отметке в 5,5 миллионов.

Выставка работ Опалки в галерее Доминика Леви. В 2010 году на международном аукционе Christie's были проданы три его картины за 1,3 миллиона долларов Решимость, с которой Опалка отстаивал свою идею, была встречена не только с восхищением, но и с критикой.

Выставка работ Опалки в галерее Доминика Леви. В 2010 году на международном аукционе Christie’s были проданы три его картины за 1,3 миллиона долларов Решимость, с которой Опалка отстаивал свою идею, была встречена не только с восхищением, но и с критикой.

Например, некоторые польские критики заявляли, что полный чисел телефонный справочник интереснее картин художника, критиковали Романа за то, что он продавал еще не написанные картины и т.д.

В «погоне за бесконечностью» Романа Опалки было нечто большее, чем просто цифры, которые он нарисовал на холсте. Хотя каждая из его деталей является бесспорной жемчужиной современного концептуального искусства, именно их соответствие и высшее предназначение каждой из частей делают это целое по-настоящему уникальным.

6 августа 2011 года Опалка написал своё последнее число

6 августа 2011 года Опалка написал своё последнее число

Осознав мысль, стоящую за кропотливой физической работой, Опалка заявил, что »Важно, чтобы моя последняя Деталь была закончена не мной, а моей жизнью». Уйдя из жизни в возрасте 79 лет, Опалка вошел в историю искусства, претендуя на собственное, уникальное место.

© Habrahabr.ru