[По докам] Flutter. Часть 1. Для Android разработчиков
Про Flutter написано уже много статей. С каждым месяцем он становится всё популярнее. Поэтому я решил интерпретировать официальную документацию Flutter в лаконичный формат «вопрос — ответ». Думаю, многие, как и я, не имеют достаточно свободного времени для подробного изучения документации фреймворка, с которым они ещё не работают.
Если вы хотите понять, чем хорош этот фреймворк, и оценить, сколько усилий придётся приложить, чтобы его использовать — добро пожаловать под кат.
Содержание:
- Views
- Intents
- Async UI
- Структура проекта и ресурсы
- Activities & Fragments
- Layouts
- Жесты и обработка touch event.
- ListViews & Adapters
- Работа с текстом
- Форма ввода
- Плагины Flutter
- Themes
- Базы данных и локальное хранилище
- Уведомления
Views
Вопрос:
Какой аналог у View во Flutter?
Ответ:
Widget.
Отличия:
View — фактически то, что будет на экране. Для отображения изменений вызывается invalidate ().
Widget — описание того, что будет на экране. Для изменения создаётся заново.
Дополнительная информация:
При запуске на самом Android под капотом Widget находится View. Flutter включает в себя библиотеку Material Components. В ней собраны виджеты, которые реализуют гайдлайны Material Design.
Вопрос:
Как обновлять отображение виджетов?
Ответ:
Используя StatefulWidget и его State.
Во Flutter есть 2 вида виджетов: StatelessWidget и StatefulWidget. Они работают одинаково, отличие только в состоянии при рендеринге.
Отличия:
StatelessWidget имеет неизменное состояние. Подойдёт для отображения текста, логотипа и т.д. Т.е. если элемент на экране не должен изменяться за всё время отображения, значит, он вам подходит. Его можно использовать и как контейнер для виджетов с изменяемым состоянием.
StatefulWidget имеет состояние State, в котором хранится информация о текущем состоянии. Если вы хотите изменить элемент на экране при выполнении какого-то действия (пришёл ответ с сервера, пользователь нажал на кнопку и т.д.) — это ваш вариант.
Пример:
1) StatelessWidget — Text
Text(
'I like Flutter!',
style: TextStyle(fontWeight: FontWeight.bold),
);
2) StatefulWidget — при нажатии на кнопку (FloatingActionButton) текст в виджете Text меняется с «I Like Flutter» на «Flutter is Awesome!».
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// Этот виджет корневой в приложении.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
// дефолтный текст
String textToShow = "Мне нравится Flutter";
void _updateText() {
setState(() {
// обновление текста
textToShow = "Flutter крутой!";
});
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: Center(child: Text(textToShow)),
floatingActionButton: FloatingActionButton(
onPressed: _updateText,
tooltip: 'Обновить текст',
child: Icon(Icons.update),
),
);
}
}
Вопрос:
Как верстать экран с виджетами? Где файл XML layout?
Ответ:
Во Flutter нет XML-вёрстки экранов. Всё верстается в дереве виджетов прямо в коде.
Пример:
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: Center(
child: MaterialButton(
onPressed: () {},
child: Text('Hello'),
padding: EdgeInsets.only(left: 10.0, right: 10.0),
),
),
);
}
Все дефолтные виджеты во Flutter можно посмотреть в widget catalog.
Вопрос:
Как добавить или удалить компонент в вёрстку во время работы приложения?
Ответ:
Через функцию, которая будет возвращать нужный виджет в зависимости от состояния.
Отличия:
В Android можно сделать addView () или removeView () во ViewGroup. Во Flutter так нельзя, т.к. виджеты неизменны. Может изменяться только их состояние.
Пример:
Как поменять Text на Button по нажатию на FloatingActionButton.
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// Этот виджет корневой в приложении.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
// Дефолтное значение для флага
bool toggle = true;
void _toggle() {
setState(() {
toggle = !toggle;
});
}
_getToggleChild() {
if (toggle) {
return Text('Toggle One');
} else {
return MaterialButton(onPressed: () {}, child: Text('Toggle Two'));
}
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: Center(
child: _getToggleChild(),
),
floatingActionButton: FloatingActionButton(
onPressed: _toggle,
tooltip: 'Update Text',
child: Icon(Icons.update),
),
);
}
}
Вопрос:
Как анимировать виджеты?
Ответ:
Используя класс AnimationController, который является наследником абстрактного класса Animation
Отличия:
В Android можно создавать анимации в XML или анимировать View с помощью animate (). Во Flutter анимацию нужно писать в коде с помощью AnimationController.
Дополнительная информация:
Более подробно можно изучить в Animation & Motion widgets, Animations tutorial и Animations overview.
Пример:
Fade-анимация лого Flutter.
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(FadeAppTest());
}
class FadeAppTest extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Fade Demo',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: MyFadeTest(title: 'Fade Demo'),
);
}
}
class MyFadeTest extends StatefulWidget {
MyFadeTest({Key key, this.title}) : super(key: key);
final String title;
@override
_MyFadeTest createState() => _MyFadeTest();
}
class _MyFadeTest extends State with TickerProviderStateMixin {
AnimationController controller;
CurvedAnimation curve;
@override
void initState() {
super.initState();
controller = AnimationController(duration: const Duration(milliseconds: 2000), vsync: this);
curve = CurvedAnimation(parent: controller, curve: Curves.easeIn);
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text(widget.title),
),
body: Center(
child: Container(
child: FadeTransition(
opacity: curve,
child: FlutterLogo(
size: 100.0,
)))),
floatingActionButton: FloatingActionButton(
tooltip: 'Fade',
child: Icon(Icons.brush),
onPressed: () {
controller.forward();
},
),
);
}
}
Вопрос:
Как использовать Canvas?
Ответ:
У Android и Flutter одинаковый API для Canvas, т.к. они используют одинаковый низкоуровневый движок Skia.
Отличия:
Нет.
Дополнительная информация:
У Flatter есть два класса для рисования на Canvas — CustomPaint и CustomPainter. Второй реализует ваш алгоритм отрисовки.
Подробнее тут: StackOverflow.
Пример:
import 'package:flutter/material.dart';
void main() => runApp(MaterialApp(home: DemoApp()));
class DemoApp extends StatelessWidget {
Widget build(BuildContext context) => Scaffold(body: Signature());
}
class Signature extends StatefulWidget {
SignatureState createState() => SignatureState();
}
class SignatureState extends State {
List _points = [];
Widget build(BuildContext context) {
return GestureDetector(
onPanUpdate: (DragUpdateDetails details) {
setState(() {
RenderBox referenceBox = context.findRenderObject();
Offset localPosition =
referenceBox.globalToLocal(details.globalPosition);
_points = List.from(_points)..add(localPosition);
});
},
onPanEnd: (DragEndDetails details) => _points.add(null),
child: CustomPaint(painter: SignaturePainter(_points), size: Size.infinite),
);
}
}
class SignaturePainter extends CustomPainter {
SignaturePainter(this.points);
final List points;
void paint(Canvas canvas, Size size) {
var paint = Paint()
..color = Colors.black
..strokeCap = StrokeCap.round
..strokeWidth = 5.0;
for (int i = 0; i < points.length - 1; i++) {
if (points[i] != null && points[i + 1] != null)
canvas.drawLine(points[i], points[i + 1], paint);
}
}
bool shouldRepaint(SignaturePainter other) => other.points != points;
}
Вопрос:
Как создавать кастомные виджеты?
Ответ:
Компоновать виджеты внутри одного (вместо наследования).
Отличия:
В Android мы можем наследоваться от интересующей нас View и дописать свою логику. Во Flutter это похоже на ViewGroup, только виджет всегда наследуется от StatelessWidget или StatefulWidget. Т.е. нужно создать новый виджет и использовать в нём набор нужных вам виджетов в качестве параметров или полей.
Пример:
class CustomButton extends StatelessWidget {
final String label;
CustomButton(this.label);
@override
Widget build(BuildContext context) {
return RaisedButton(onPressed: () {}, child: Text(label));
}
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Center(
child: CustomButton("Hello"),
);
}
Intents
Вопрос:
Какой аналог Intent во Flutter?
Ответ:
Его нет. Для навигации между экранами используются классы Navigator и Route.
Для взаимодействия с внешними компонентами (например, камерой или файл-пикером) можно использовать плагины или нативную интеграцию на каждой платформе. Подробнее о нативной интеграции: Developing Packages and Plugins.
Отличия:
Во Flutter нет таких понятий, как Activity и Fragment. Есть Navigator (навигатор) и Routes (маршруты). Приложение на Flutter напоминает single-activity приложение, где разные экраны представляют собой разные фрагменты, а управляет ими FragmentManager. Navigator похож на FragmentManager по принципу работы. Он может сделать push () или pop () указанному вами маршруту. Route — это своего рода Fragment, но во Flutter его принято сравнивать с экраном или страницей.
В Android мы описываем все Activities, между которыми можем навигировать в AndroidManifest.xml.
Во Flutter есть два способа:
- описать Map с именами Route (MaterialApp);
- напрямую навигировать к Route (WidgetApp).
Пример:
void main() {
runApp(MaterialApp(
home: MyAppHome(), // becomes the route named '/'
routes: {
'/a': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page A'),
'/b': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page B'),
'/c': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page C'),
},
));
}
Navigator.of(context).pushNamed('/b');
Вопрос:
Как обрабатывать поступающие от других приложений интенты?
Ответ:
Взаимодействуя с Android-слоем приложения через MethodChannel.
Пример:
Прописываем intent-filter в AndroidManifest.xml:
Обрабатываем Intent в MainActivity и из Flutter вызываем код через MethodChannel:
package com.example.shared;
import android.content.Intent;
import android.os.Bundle;
import java.nio.ByteBuffer;
import io.flutter.app.FlutterActivity;
import io.flutter.plugin.common.ActivityLifecycleListener;
import io.flutter.plugin.common.MethodCall;
import io.flutter.plugin.common.MethodChannel;
import io.flutter.plugins.GeneratedPluginRegistrant;
public class MainActivity extends FlutterActivity {
private String sharedText;
@Override
protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
super.onCreate(savedInstanceState);
GeneratedPluginRegistrant.registerWith(this);
Intent intent = getIntent();
String action = intent.getAction();
String type = intent.getType();
if (Intent.ACTION_SEND.equals(action) && type != null) {
if ("text/plain".equals(type)) {
handleSendText(intent); // Handle text being sent
}
}
new MethodChannel(getFlutterView(), "app.channel.shared.data").setMethodCallHandler(
new MethodCallHandler() {
@Override
public void onMethodCall(MethodCall call, MethodChannel.Result result) {
if (call.method.contentEquals("getSharedText")) {
result.success(sharedText);
sharedText = null;
}
}
});
}
void handleSendText(Intent intent) {
sharedText = intent.getStringExtra(Intent.EXTRA_TEXT);
}
}
Запрашиваем данные, когда виджет начнёт отрисовываться:
import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:flutter/services.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample Shared App Handler',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
static const platform = const MethodChannel('app.channel.shared.data');
String dataShared = "No data";
@override
void initState() {
super.initState();
getSharedText();
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(body: Center(child: Text(dataShared)));
}
getSharedText() async {
var sharedData = await platform.invokeMethod("getSharedText");
if (sharedData != null) {
setState(() {
dataShared = sharedData;
});
}
}
}
Вопрос:
Какой аналог у startActivityForResult ()?
Ответ:
Ключевое слово await и результат Future-класса.
Отличия:
После вызова startActivityForResult () в Android нам нужно реализовывать обработку в onActivityResult (). Во Flutter ничего реализовывать не нужно, т.к. метод навигатора push () возвращает объект Future.
Пример:
Map coordinates = await Navigator.of(context).pushNamed('/location');
И когда на экране '/location' получили координаты, делаем pop ():
Navigator.of(context).pop({"lat":43.821757,"long":-79.226392});
Async UI
Вопрос:
Какой аналог у runOnUiThread () во Flutter?
Ответ:
В Dart реализована однопоточная модель исполнения, которая работает на изоляциях (Isolates). Для асинхронного выполнения используется async/await, с которым вы, возможно, знакомы из C#, JavaScript или Kotlin coroutines.
Пример:
Выполнение запроса и возврата результата для обновления UI:
loadData() async {
String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
http.Response response = await http.get(dataURL);
setState(() {
widgets = json.decode(response.body);
});
}
Когда ответ на запрос получен, нужно вызвать метод setState () для перерисовки дерева виджетов с новыми данными.
Пример:
Загрузка и обновления данных в ListView:
import 'dart:convert';
import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
List widgets = [];
@override
void initState() {
super.initState();
loadData();
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: ListView.builder(
itemCount: widgets.length,
itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
return getRow(position);
}));
}
Widget getRow(int i) {
return Padding(
padding: EdgeInsets.all(10.0),
child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}")
);
}
loadData() async {
String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
http.Response response = await http.get(dataURL);
setState(() {
widgets = json.decode(response.body);
});
}
}
Вопрос:
Как выполнить код в фоновом потоке?
Ответ:
Как было сказано выше — с помощью async/await и изоляций (Isolate).
Отличия:
«Из коробки» в Android можно использовать AsyncTask. В нём нужно реализовать onPreExecute (), doInBackground (), onPostExecute (). Во Flutter
«из коробки» вам просто нужно использовать async/await, об остальном позаботится Dart.
Пример:
здесь метод dataLoader () изолирован. В изоляциях вы можете запускать тяжелые операции, такие как парсинг больших JSON-ов, шифрование, обработка изображений и т.д.
loadData() async {
ReceivePort receivePort = ReceivePort();
await Isolate.spawn(dataLoader, receivePort.sendPort);
// The 'echo' isolate sends its SendPort as the first message
SendPort sendPort = await receivePort.first;
List msg = await sendReceive(sendPort, "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts");
setState(() {
widgets = msg;
});
}
// The entry point for the isolate
static dataLoader(SendPort sendPort) async {
// Open the ReceivePort for incoming messages.
ReceivePort port = ReceivePort();
// Notify any other isolates what port this isolate listens to.
sendPort.send(port.sendPort);
await for (var msg in port) {
String data = msg[0];
SendPort replyTo = msg[1];
String dataURL = data;
http.Response response = await http.get(dataURL);
// Lots of JSON to parse
replyTo.send(json.decode(response.body));
}
}
Future sendReceive(SendPort port, msg) {
ReceivePort response = ReceivePort();
port.send([msg, response.sendPort]);
return response.first;
}
Полноценный запускаемый пример:
import 'dart:convert';
import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
import 'dart:async';
import 'dart:isolate';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
List widgets = [];
@override
void initState() {
super.initState();
loadData();
}
showLoadingDialog() {
if (widgets.length == 0) {
return true;
}
return false;
}
getBody() {
if (showLoadingDialog()) {
return getProgressDialog();
} else {
return getListView();
}
}
getProgressDialog() {
return Center(child: CircularProgressIndicator());
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: getBody());
}
ListView getListView() => ListView.builder(
itemCount: widgets.length,
itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
return getRow(position);
});
Widget getRow(int i) {
return Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}"));
}
loadData() async {
ReceivePort receivePort = ReceivePort();
await Isolate.spawn(dataLoader, receivePort.sendPort);
// The 'echo' isolate sends its SendPort as the first message
SendPort sendPort = await receivePort.first;
List msg = await sendReceive(sendPort, "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts");
setState(() {
widgets = msg;
});
}
// the entry point for the isolate
static dataLoader(SendPort sendPort) async {
// Open the ReceivePort for incoming messages.
ReceivePort port = ReceivePort();
// Notify any other isolates what port this isolate listens to.
sendPort.send(port.sendPort);
await for (var msg in port) {
String data = msg[0];
SendPort replyTo = msg[1];
String dataURL = data;
http.Response response = await http.get(dataURL);
// Lots of JSON to parse
replyTo.send(json.decode(response.body));
}
}
Future sendReceive(SendPort port, msg) {
ReceivePort response = ReceivePort();
port.send([msg, response.sendPort]);
return response.first;
}
}
Вопрос:
Какой аналог у OkHttp во Flutter?
Ответ:
Во Flutter есть свой HTTP package.
Дополнительная информация:
Пока в HTTP Package реализованы не все фичи из OkHttp, поэтому многие недостающие из них вынесены в абстракции и вы можете реализовать их самостоятельно по мере необходимости.
Пример:
Чтобы использовать HTTP package, добавьте его как зависимость в pubspec.yaml:
dependencies:
...
http: ^0.11.3+16
Для выполнения запроса вызовите await в async функции http.get ():
import 'dart:convert';
import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
[...]
loadData() async {
String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
http.Response response = await http.get(dataURL);
setState(() {
widgets = json.decode(response.body);
});
}
}
Вопрос:
Как показывать прогресс выполнения?
Ответ:
С помощью виджета ProgressIndicator.
Пример:
import 'dart:convert';
import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
List widgets = [];
@override
void initState() {
super.initState();
loadData();
}
showLoadingDialog() {
return widgets.length == 0;
}
getBody() {
if (showLoadingDialog()) {
return getProgressDialog();
} else {
return getListView();
}
}
getProgressDialog() {
return Center(child: CircularProgressIndicator());
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: getBody());
}
ListView getListView() => ListView.builder(
itemCount: widgets.length,
itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
return getRow(position);
});
Widget getRow(int i) {
return Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}"));
}
loadData() async {
String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
http.Response response = await http.get(dataURL);
setState(() {
widgets = json.decode(response.body);
});
}
}
Структура проекта и ресурсы
Вопрос:
Где хранить ресурсы разного разрешения?
Ответ:
В assets.
Отличия:
В Android у ресурсов есть папка res и есть assets. Во Flutter есть только assets. Папка assets может располагаться в любом месте проекта, главное, прописать путь к ней в файле pubspec.yaml.
Дополнительная информация:
Сопоставление размеров графических ресурсов в Android и Flutter.
Android density qualifier | Flutter pixel ratio |
ldpi | 0.75x |
mdpi | 1.0x |
hdpi | 1.5x |
xhdpi | 2.0x |
xxhdpi | 3.0x |
xxxhdpi | 4.0x |
Во Flutter для использования ресурсов в коде используется AssetManager или специализированные классы, начинающиеся с Asset.
Пример:
AssetManager:
val flutterAssetStream = assetManager.open("flutter_assets/assets/my_flutter_asset.png")
Расположение ресурсов:
images/my_icon.png // Base: 1.0x image
images/2.0x/my_icon.png // 2.0x image
images/3.0x/my_icon.png // 3.0x image
Путь в pubspec.yaml файле:
assets:
- images/my_icon.jpeg
Использование AssetImage:
return AssetImage("images/a_dot_burr.jpeg");
Использование asset напрямую:
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Image.asset("images/my_image.png");
}
Вопрос:
Где хранить строки? Как их локализовать?
Ответ:
Хранить в статичных полях. Локализовать с помощью intl package.
Пример:
class Strings {
static String welcomeMessage = "Welcome To Flutter";
}
Text(Strings.welcomeMessage)
Вопрос:
Какой аналог Gradle-файла? Как добавлять зависимости?
Ответ:
pubspec.yaml.
Дополнительная информация:
Flutter делегирует сборку нативным Android и iOS сборщикам.
Посмотреть список всех популярных библиотек для Flutter можно в Pub.
Activities & Fragments
Вопрос:
Какой аналог у Activity и Fragment во Flutter?
Ответ:
Во Flutter всё — виджеты. Роль активити и фрагментов для работы с UI выполняют виджеты. А роль навигации, как было сказано в пункте про навигацию — Navigator и Route.
Дополнительная информация:
Flutter For Android Developers: How to design an Activity UI in Flutter.
Вопрос:
Как обрабатывать события жизненного цикла?
Ответ:
С помощью WidgetsBinding и метода didChangeAppLifecycleState ().
Дополнительная информация:
Во Flutter используется FlutterActivity в нативном коде, и движок Flutter делает обработку изменений состояния максимально незаметной. Но если вам всё же необходимо выполнить какую-либо работу в зависимости от состояния, то жизненный цикл немного отличается:
- inactive — этот метод есть только в iOS, в Android нет аналога;
- paused — аналогичен onPause () в Android;
- resumed — аналогичен onPostResume () в Android;
- suspending — аналогичен onStop в Android, в iOS нет аналога.
Более подробно это описано в AppLifecycleStatus documentation.
Пример:
import 'package:flutter/widgets.dart';
class LifecycleWatcher extends StatefulWidget {
@override
_LifecycleWatcherState createState() => _LifecycleWatcherState();
}
class _LifecycleWatcherState extends State with WidgetsBindingObserver {
AppLifecycleState _lastLifecycleState;
@override
void initState() {
super.initState();
WidgetsBinding.instance.addObserver(this);
}
@override
void dispose() {
WidgetsBinding.instance.removeObserver(this);
super.dispose();
}
@override
void didChangeAppLifecycleState(AppLifecycleState state) {
setState(() {
_lastLifecycleState = state;
});
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
if (_lastLifecycleState == null)
return Text('This widget has not observed any lifecycle changes.', textDirection: TextDirection.ltr);
return Text('The most recent lifecycle state this widget observed was: $_lastLifecycleState.',
textDirection: TextDirection.ltr);
}
}
void main() {
runApp(Center(child: LifecycleWatcher()));
}
Layouts
Вопрос:
Какой аналог у LinearLayout?
Ответ:
Row — для горизонтального расположения, Column — для вертикального.
Дополнительная информация:
Flutter For Android Developers: How to design LinearLayout in Flutter?
Пример:
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Row(
mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
children: [
Text('Row One'),
Text('Row Two'),
Text('Row Three'),
Text('Row Four'),
],
);
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Column(
mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
children: [
Text('Column One'),
Text('Column Two'),
Text('Column Three'),
Text('Column Four'),
],
);
}
Вопрос:
Какой аналог у RelativeLayout?
Ответ:
Виджет Stack.
Подробнее:
StackOverflow.
Вопрос:
Какой аналог у ScrollView?
Ответ:
ListView с виджетами.
Пример:
@override
Widget build(BuildContext context) {
return ListView(
children: [
Text('Row One'),
Text('Row Two'),
Text('Row Three'),
Text('Row Four'),
],
);
}
Вопрос:
Как обрабатывать переходы между portrait и landscape?
Ответ:
FlutterView обрабатывает перевороты, если AndroidManifest.xml содержит
android: configChanges=«orientation|screenSize»
Жесты и обработка touch event
Вопрос:
Как добавить слушатель onClick для виджета во Flutter?
Ответ:
Если виджет поддерживает клики, то в onPressed (). Если нет, то в onTap ().
Пример:
В onPressed ():
@override
Widget build(BuildContext context) {
return RaisedButton(
onPressed: () {
print("click");
},
child: Text("Button"));
}
В onTap ():
class SampleApp extends StatelessWidget {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
body: Center(
child: GestureDetector(
child: FlutterLogo(
size: 200.0,
),
onTap: () {
print("tap");
},
),
));
}
}
Вопрос:
Как обрабатывать другие жесты на виджетах?
Ответ:
Используя GestureDetector. Им можно обрабатывать следующие действия:
Tap
Double tap
Long press
Vertical drag
Horizontal drag
Пример:
Обработка onDoubleTap:
AnimationController controller;
CurvedAnimation curve;
@override
void initState() {
controller = AnimationController(duration: const Duration(milliseconds: 2000), vsync: this);
curve = CurvedAnimation(parent: controller, curve: Curves.easeIn);
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
body: Center(
child: GestureDetector(
child: RotationTransition(
turns: curve,
child: FlutterLogo(
size: 200.0,
)),
onDoubleTap: () {
if (controller.isCompleted) {
controller.reverse();
} else {
controller.forward();
}
},
),
));
}
}
ListViews & Adapters
Вопрос:
Какой аналог у ListView во Flutter?
Ответ:
ListView.
Отличия:
Во Flutter не нужно думать об очистке и повторном использовании элементов (чем занимается ListView/RecyclerView в Android, используя паттерн ViewHolder).
Пример:
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: ListView(children: _getListData()),
);
}
_getListData() {
List widgets = [];
for (int i = 0; i < 100; i++) {
widgets.add(Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row $i")));
}
return widgets;
}
}
Вопрос:
Как узнать на каком элементе было нажатие?
Ответ:
Оборачивая элемент в GestureDetector.
Пример:
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: ListView(children: _getListData()),
);
}
_getListData() {
List widgets = [];
for (int i = 0; i < 100; i++) {
widgets.add(GestureDetector(
child: Padding(
padding: EdgeInsets.all(10.0),
child: Text("Row $i")),
onTap: () {
print('row tapped');
},
));
}
return widgets;
}
}
Вопрос:
Как динамически обновить ListView?
Ответ:
Если у вас небольшой набор данных, то это можно сделать через setState (). Если набор данных большой, то через ListView.Builder, который является аналогом RecyclerView.
Пример:
Используя setState ():
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
List widgets = [];
@override
void initState() {
super.initState();
for (int i = 0; i < 100; i++) {
widgets.add(getRow(i));
}
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: ListView(children: widgets),
);
}
Widget getRow(int i) {
return GestureDetector(
child: Padding(
padding: EdgeInsets.all(10.0),
child: Text("Row $i")),
onTap: () {
setState(() {
widgets = List.from(widgets);
widgets.add(getRow(widgets.length + 1));
print('row $i');
});
},
);
}
}
Используя ListView.Builder:
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
List widgets = [];
@override
void initState() {
super.initState();
for (int i = 0; i < 100; i++) {
widgets.add(getRow(i));
}
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: ListView.builder(
itemCount: widgets.length,
itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
return getRow(position);
}));
}
Widget getRow(int i) {
return GestureDetector(
child: Padding(
padding: EdgeInsets.all(10.0),
child: Text("Row $i")),
onTap: () {
setState(() {
widgets.add(getRow(widgets.length + 1));
print('row $i');
});
},
);
}
}
Работа с текстом
Вопрос:
Как использовать кастомные шрифты?
Ответ:
Файл шрифтов нужно просто положить в папку (название придумайте сами) и указать к ней путь в pubspec.yaml.
Пример:
fonts:
- family: MyCustomFont
fonts:
- asset: fonts/MyCustomFont.ttf
- style: italic
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: Center(
child: Text(
'This is a custom font text',
style: TextStyle(fontFamily: 'MyCustomFont'),
),
),
);
}
Вопрос:
Как стилизовать текстовые виджеты?
Ответ:
С помощью параметров:
- color;
- decoration;
- decorationColor;
- decorationStyle;
- fontFamily;
- fontSize;
- fontStyle;
- fontWeight;
- hashCode;
- height;
- inherit;
- letterSpacing;
- textBaseline;
- wordSpacing.
Форма ввода
Более подробно написано здесь: Retrieve the value of a text field.
Вопрос:
Какой аналог у hint в TextInput?
Ответ:
Подсказку можно показать с помощью InputDecoration, передав его в качестве конструктора в виджет.
Пример:
body: Center(
child: TextField(
decoration: InputDecoration(hintText: "This is a hint"),
)
)
Вопрос:
Как показать ошибки валидации?
Ответ:
Всё так же — с помощью InputDecoration и его состояния.
Пример:
import 'package:flutter/material.dart';
void main() {
runApp(SampleApp());
}
class SampleApp extends StatelessWidget {
// This widget is the root of your application.
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
class SampleAppPage extends StatefulWidget {
SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);
@override
_SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}
class _SampleAppPageState extends State {
String _errorText;
@override
Widget build(BuildContext context) {
return Scaffold(
appBar: AppBar(
title: Text("Sample App"),
),
body: Center(
child: TextField(
onSubmitted: (String text) {
setState(() {
if (!isEmail(text)) {
_errorText = 'Error: This is not an email';
} else {
_errorText = null;
}
});
},
decoration: InputDecoration(hintText: "This is a hint", errorText: _getErrorText()),
),
),
);
}
_getErrorText() {
return _errorText;
}
bool isEmail(String em) {
String emailRegexp =
r'^(([^<>()[\]\\.,;:\s@\"]+(\.[^<>()[\]\\.,;:\s@\"]+)*)|(\".+\"))@((\[[0-9]{1,3}\.[0-9]{1,3}\.[0-9]{1,3}\.[0-9]{1,3}\])|(([a-zA-Z\-0-9]+\.)+[a-zA-Z]{2,}))$';
RegExp regExp = RegExp(emailRegexp);
return regExp.hasMatch(em);
}
}
Плагины Flutter
Вопрос:
Как получить доступ к GPS?
Ответ:
С помощью плагина geolocator.
Вопрос:
Как получить доступ к камере?
Ответ:
С помощью плагина image_picker.
Вопрос:
Как авторизоваться через Facebook?
Ответ:
С помощью плагина flutter_facebook_login.
Вопрос:
Как использовать Firebase?
Ответ:
Firebase поддерживает Flutter first party plugins.
Вопрос:
Как делать нативные (платформенные) вставки кода?
Ответ:
Flutter использует EventBus для взаимодействия с платформенным кодом. Подробно тут: developing packages and plugins.
Вопрос:
Как использовать NDK?
Ответ:
Написать свой плагин для взаимодействия вашего NDK-кода с Flutter. Пока Flutter не поддерживает прямое взаимодействие.
Themes
Вопрос:
Как использовать тему (Theme) в приложении?
Ответ:
Используя виджет MaterialApp или WidgetApp как корневой в приложении.
Пример:
class SampleApp extends StatelessWidget {
@override
Widget build(BuildContext context) {
return MaterialApp(
title: 'Sample App',
theme: ThemeData(
primarySwatch: Colors.blue,
textSelectionColor: Colors.red
),
home: SampleAppPage(),
);
}
}
Базы данных и локальное хранилище
Вопрос:
Как получить доступ к Shared Preferences?
Ответ:
С помощью Shared_Preferences plugin (для NSUserDefaults в iOS тоже).
Пример:
import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:shared_preferences/shared_preferences.dart';
void main() {
runApp(
MaterialApp(
home: Scaffold(
body: Center(
child: RaisedButton(
onPressed: _incrementCounter,
child: Text('Increment Counter'),
),
),
),
),
);
}
_incrementCounter() async {
SharedPreferences prefs = await SharedPreferences.getInstance();
int counter = (prefs.getInt('counter') ?? 0) + 1;
print('Pressed $counter times.');
prefs.setInt('counter', counter);
}
Вопрос:
Как получить доступ к SQLite во Flutter?
Ответ:
С помощью плагина SQFlite.
Уведомления
Вопрос:
Как показать push-уведомление?
Ответ:
С помощью плагина Firebase_Messaging.
Заключение
Новые языки программирования и фреймворки появляются практически постоянно. И на старте трудно понять, что выстрелит и будет долго жить, а что забудут уже через год. Боб Мартин в своей книге «Идеальный программист» призывает нас изучать новые языки программирования и фреймворки. Чед Фаулер в книге «Программист-фанатик» советует всегда быть на острие технологий. Но как понять, что ты не ошибся с выбором? В 2016 году я обратил внимание на Kotlin, но из-за высокой загруженности не смог уделить ему достаточно времени до второй половины 2017. На старте многие относились к нему скептически, а сейчас это один из самых популярных языков программирования, и огромное количество разработчиков создают на нём свои продукты. Я чувствую, что за те полтора года мог бы получить более глубокое понимание тонкостей языка.
В том же 2016 году появился фреймворк Flutter на языке Dart. Но рост его популярности был не такой стремительный, и только в 2018 году о нём заговорили громко. Тогда мне тоже захотелось попробовать его в действии. И мне понравилось! Время покажет, какое будущее ждёт этот фреймворк, но кажется, он очень перспективный. (И если Google Fuchsia выстрелит, то, без сомнений, Flutter не останется позади). Изучать его или нет — решать вам! В любом случае, изучение нового — отличная разминка для мозга. На этом у меня всё. Да не сломает Google ваш Play!