[Перевод] WebRTC и Electron: тренд для desktop-приложений
В блоге на хабре мы стараемся рассказывать интересные истории из собственного опыта: телефония и браузеры, телеком, автоматизация звонков, видеоконференции — все эти истории. Но наш давний знакомый Цахи, автор bloggeek.me и мировой спец по WebRTC, настолько хорошо пишет, что его просто нельзя не переводить. Его новая статья, вышедшая неделю назад, про поддельные desktop-приложения, которые на самом деле обернутые в Electron веб-страницы. Многие такое видели — Slack, Discord и прочие товарищи вешают на свои страницы огромную кнопку «Скачайте наше desktop-приложение», а там — обернутая в .exe или .dmg веб-страничка. Которая иногда сделана удобнее, чем «хардкорные» WinAPI и Cocoa решения. А еще эти штуки умеют звонить голосом и видео. Под катом, традиционно для Цахи, много картинок, ссылок и интересных выводов от опытного программиста-телекомщика, ушедшего в популисты-аналитики. Перевод мы традиционно адаптируем для Хабра, а не слово-в-слово. Цахи любит заковыристые обороты…
Для WebRTC мобильная и desktop-разработка сейчас развивается в разных направлениях. И в направлении desktop-разработки набирают популярность решения, собранные на платформе Electron.
В старые добрые времена люди жаловались, что WebRTC не поддерживается во всех браузерах. Про мобильные устройства жаловались меньше, так как библиотека от Google позволяла использовать WebRTC в нативных Android и iOS приложениях.
А что сейчас? Все современные браузеры поддерживают WebRTC. У нас есть Chrome, Firefox, Edge и Safari со своими реализациями WebRTC.
Проблемы? Ни про один из браузеров нельзя сказать, что он »100% готов» к использованию для голосовых и видеозвонков:
- Chrome использует Plan B и собирается перейти на Unified Plan (разные варианты согласовать несколько медиапотоков, например видео с камеры и шаринг экрана);
- у Firefox все хорошо, кроме его популярности;
- Edge не поддерживает Data Channel (передача произвольных данных в дополнение к голосовым и видео потокам) и с популярностью еще хуже чем у Firefox;
- Safari не поддерживает VP8 (только H.264 для видео) и глючит чаще, чем хотелось бы.
Что может сделать разработчик с этим зоопарком?
Использовать adapter.js. Или плагин. Или игнорировать несколько браузеров из списка.
А может быть использовать для desktop тот же подход, что и при мобильной разработке? Сделать не веб-страницу, а приложение? Если это то, что вы собираетесь сделать, то вы не одиноки.
Самый популярный способ сделать desktop-приложение в 2018 году — это воспользоваться Electron. Есть другие способы, такие как CEF или разработка нативного приложения, но Electron является безусловным лидером. Приведу пример трех компаний, которые используют Electron (и WebRTC) для своих desktop-приложений:
#1 — Slack
Очень популярное приложение для общения в команде. Я использовал его в браузере последние три года, но перешел на desktop-версию приложения на обоих своих компьютерах: Ubuntu desktop и Windows 10 ноутбук.
Почему я так долго не использовал приложение? Потому что я не люблю их устанавливать.
Почему я его теперь установил? Потому что теперь мне нужно все время отслеживать 3 и более Slack-аккаунтов. Это означает по вкладке на каждый аккаунт в моем браузере. А в desktop-приложении каналы не «отъедают» табы. Вопрос не в памяти или производительности, а скорее в юзабилити и когнитивной нагрузке. Я стараюсь держать Хром на диете с небольшим количеством табов.
Как к приложению относятся в компании Slack? На последнем «Kranky Geek» команда Slack выступила с интересным докладом о своих текущих планах. Примерно минута видео посвящена Electron, смотреть начиная с 2:30
В видео не попала часть доклада с вопросами и ответами. На вопрос о политике поддержки браузеров Andrew MacDonald из Slack ответил, что они сейчас сосредоточены на разработке desktop-приложения, а не браузерной версии. Конечно, проверяют что все работает в Хроме, но тратят сильно меньше усилий на поддержку остальных браузеров. И сильно больше на desktop-приложение.
Кроме «одного окна» для всех проектов, desktop-версия Slack предлагает расширенные возможности по общению во время демонстрации своего экрана. Посмотреть как оно работает стало для меня хорошим поводом попробовать desktop-версию приложения.
В том же видео Andrew отмечает, что с имеющейся у него командой разработчиков он не смог бы обновлять собственное решение так же быстро, как это делает команда Electron. Для них это «as is» решение, которое позволяет использовать WebRTC для коммуникаций и не беспокоиться с обновлениями.
#2 — Discord
Что-то вроде Slack, но по-другому. Социальная сеть для геймеров. И не для геймеров. Авторы делают все, что в их силах, чтобы пересадить вас с привычного и комфортного браузера в их desktop-приложение.
Вот так выглядит домашняя страница Discord:
Для браузера «призыв к действию» предлагает либо открыть веб-приложение, либо скачать desktop-версию. Для мобильных устройств предлагается только скачать приложение.
Но самое интересное в другом.
Яркая, зеленая кнопка призыва к действию предлагает сделать самое простое — открыть веб-приложение. Вы выбираете имя пользователя и опционально email с паролем. А теперь, когда вы «подписались на сервис», самое время еще раз предложить скачать приложение:
И даже если вы откажетесь, то получите верхний баннер. Здоровая оранжевая штука на этом скриншоте:
Discord полностью функционален в браузере, но авторы очень, очень, ну просто очень хотят пересадить вас с чертова интернета в свое desktop-приложения.
И это у них получается.
#3 — TalkDesk
У TalkDesk собственные причины использовать Electron. Это приложение для организации контакт-центра, которое интегрируется с CRM и другими системами. Для этого вы можете:
- использовать TalkDesk desktop-приложение (или веб-приложение);
- установить TalkDesk расширение для Хрома для интеграции с CRM;
- установить «Callbar» приложение Chrome для «standalone» использования без необходимости держать открытым браузер.
Третья опция скоро повторит судьбу птички Додо, вместе с другими приложениями Chrome (примечание переводчика: Google отказывается от приложений Chrome). TalkDesk решила эту проблему, выпустив Callbar Electron.
То, что мы здесь видим, несколько отличается от предыдущих двух примеров. Там, где Slack и Discord стараются всеми правдами и неправдами пересадить пользователей с веба на desktop-приложения, TalkDesk старается просто быть везде. Использование HTML5 и Electron для них — это хорошая возможность не писать с нуля еще-одно-приложение и переиспользовать части своего существующего веб-приложения.
Они не одиноки
Я знаю еще много компаний, которые используют Electron для своих WebRTC-решений с голосовыми и видеозвонками. Они делают это по следующим причинам:
- это хороший способ поддерживать совместимость с Internet Explorer (и Safari) не делая ничего;
- они хотят «нативное» приложение потому, что им нужен больший контроль над системой, нежели это может предложить браузер. При этом они хотят все плюсы кросс-платформенной разработки на HTML5/JS;
- пользователи работают с их решением весь день, и браузер с его вкладками перестает быть лучшим интерфейсом;
- они не хотят, чтобы браузер ограничивал их возможности;
- стабильность обновлений: для desktop-приложений компания сама решает, когда предложить пользователям обновиться. Конечно, большинство компаний так же поддерживают веб-версию, так что это не самая главная причина.
Добавьте к этому вендоров CPaaS (Communication Platform as a Service), которые поддерживают Electron. Например, Vidyo.io и TokBox. Они делают это не потому, что «модно», а потому, что этого хотят их пользователи.
Такой сдвиг в сторону Electron приложений затрудняет оценку популярности WebRTC. Если общение перетекает из Хрома (будем честны, для браузеров большинство общения через WebRTC идет через Хром) в приложения, то вся собираемая Гуглом статистика превращается в тыкву. Тем не менее, это делает Хром еще более популярным, так как Electron построен на Chromium.
Мы можем ожидать еще большую поддержку Electron среди вендоров для WebRTC коммуникаций. Это «огненный» тренд.