[Перевод] Википедия купается в деньгах — зачем молить о пожертвованиях?
Некоммерческая организация Wikimedia Foundation (WMF), которая владеет Википедией и другими сайтами UGC, вот-вот достигнет десятилетней цели: собрать $100 млн в долгосрочном резерве Wikimedia Endowment. Это произойдёт на пять лет раньше, чем планировалось. Объём чистых активов (net assets) составляет около $200 млн по состоянию на июнь прошлого года. Сейчас уже около $300 млн. Доходы непрерывно растут. Согласно внутренним документам, за первые девять месяцев текущего финансового года фонд собрал пожертвований на $142 млн — и уже побил рекорд прошлого года.
Эта информация может удивить доноров и пользователей по всему миру, которые видели баннеры для сбора средств в Википедии. Их показывают в разное время в разных странах. В прошлом году их впервые начали крутить в Индии. В настоящее время эти баннеры показывают жителям охваченной пандемией Латинской Америки. Они создают впечатление, что WMF с огромным трудом поддерживает Википедию в рабочем состоянии… Послания жалобные: «В этот четверг Википедия действительно нуждается в вас. Это уже десятое обращение, которое мы вам показали. 98% наших читателей не жертвуют, они отворачиваются… Мы просим вас, пожалуйста, не надо скроллить от нас» (We ask you, humbly, don«t scroll away)».
Согласно примерной оценке вице-президента по разработке WMF Эрика Меллера, в 2013 году для поддержки Википедии вполне хватило бы $10 млн. Что же делает WMF с остальной суммой? Средства идут на зарплату сотням сотрудников и в резерв на чёрный день. У фонда есть амбициозные планы стать «инфраструктурой экосистемы свободных знаний». Поэтому он говорит читателям Википедии, что их деньги действительно нужны. Хотя организация сейчас богаче, чем когда-либо в своей истории.
В 2016 году WMF объявил о создании резервного фонда Wikimedia Endowment совместно с Tides Foundation. Это было в день 15-летия Википедии. Цель — накопить $100 млн в течение десяти лет в качестве «постоянного источника финансирования для процветания Википедии в будущих поколениях».
Всего через пять лет фонд собрал более $90 млн, а «начальной цели» в $100 млн достигнет в этом году благодаря крупным пожертвованиям от Amazon, Google, Facebook и других компаний вкупе с традиционными пожертвованиями, а также $25 млн от самого WMF.
Примечательно, что пожертвования в резервный фонд не включены в отчётность по чистым активам WMF ($180 млн по состоянию на июнь 2020 года) или годовой доход ($130 млн). Однако деньги, которые WMF перечисляет в этот фонд, отражаются в статье расходов («Премии и гранты»). Эти два факта скрывают, что WMF в течение последних пяти лет де-факто работает с гораздо большим профицитом, чем указано в финансовых отчётах. Отчёты показывают увеличение чистых активов за данный период «всего» на $100 млн. На самом деле общий объём средств WMF увеличился вдвое.
Wikimedia Endowment — не единственные деньги, которые Wikimedia направляет в Tides Foundation. В прошлом году, когда у WMF буквально не знала, как распорядиться огромным объёмом финансовых поступлений, а общественные мероприятия были отменены из-за пандемии, она дополнительно перевела $8,7 млн в новый фонд Tides Advocacy.
Кроме того, WMF открывает коммерческую фирму под названием Wikimedia, LLC. Она будет продавать API-сервисы крупным технологическим компаниям, облегчая им обработку контента Wikimedia, включая контент для голосовых помощников, такие как Siri от Apple и Alexa от Amazon, а также инфобоксы в поисковой выдаче Google. Все эти умные устройства Интернета вещей сейчас используют контент из Википедии, чтобы создать впечатление «всезнаек».
Проект Wikimedia LLC тревожит многих редакторов-добровольцев Википедии. Они рассматривают прибыль как потенциально развращающее влияние. И существует явное неравенство в том, что штатным сотрудникам WMF платят, в то время как волонтёры работают бесплатно. Википедия составлена из примерно трёх миллиардов индивидуальных «правок». Средняя правка в настоящее время приносит WMF около 4,3 цента в годовом доходе, и гораздо больше прибыли крупным технологическим компаниям. Википедисты с сотнями тысяч правок могут почувствовать, что кто-то другой наслаждается плодами их труда.
Наличие огромного богатства WMF особо не повлияло на внешний вид Википедии для читателя. Путешественник из 2007 года, когда Википедия вошла в топ-10 сайтов интернета, не заметит особой разницы. Но сам WMF изменился до неузнаваемости. В 2007 году в организации работало 11 сотрудников, а расходы составили $2 млн.
Перенесёмся в 2021-й. В апреле из WMF ушла CEO Кэтрин Махер, так что фонд разместил вакансию. Там указана численность сотрудников WMF более 500 человек. Топ-менеджеры зарабатывают от $300 000 до $400 000 в год. Более 40 человек занимаются исключительно сбором средств. Современные баннеры учитывают количество показов каждому человеку («Привет, канадский читатель, похоже, вы часто используете Википедию; это здорово! Нам неловко, но в этот вторник нужна ваша помощь. Это десятое обращение, которое мы вам показали…») и умоляют: «Пожалуйста, не надо скроллить от нас» (don«t scroll away) — фраза показала удивительно высокую эффективность в A/B-тестировании. В декабре прошлого года читателям, отклонившим баннер, демонстрировали плакучий смайлик.
WMF снова и снова подчёркивает, что Википедия ничего не продаёт. Но собственные объявления для сбора средств описаны как баннеры, говорящие «Мы никогда не будем показывать рекламу».
Это важный аспект пиара WMF. За несколько дней до ухода из WMF Кэтрин Махер выступила в ежедневном шоу Тревора Ноа (жена PR-консультанта WMF Крейга Минассиана из Clinton Foundation является продюсером шоу).
В интервью Ноа спросил о проблемах некоммерческой организации: правда ли не хватает денег, чтобы поддерживать Википедию в рабочем состоянии. И зачем делать то, что не приносит денег.
В бодром ответе Махер никак не упомянула огромные денежные резервы WMF. Зато подчёркнула, что отсутствие рекламы — причина, по которой Википедии настолько доверяют, см. видео с отметки 4:30:
Это видео опубликовано на YouTube в комплекте с кнопкой для пожертвований: «Помогите Википедии оставаться свободной, независимой и живой в онлайне» (Help Wikipedia Stay Free, Independent & Online). (кнопка доступна не во всех странах — прим. пер.).
Прошлым летом WMF отчитался о новых финансовых рекордах, а сразу после этого впервые в истории запустил кампанию по сбору средств в Индии, предложив читателям пожертвовать по 150 рупий (два доллара). Баннеры с надписями «Википедия действительно нуждается в вас», «Нам нужно, чтобы вы сделали пожертвование для защиты независимости Википедии», «Помогите сохранить Википедию в интернете» вызвали в Индии опасения, что Википедия умирает или может перейти на платную подписку.
Википедисты давно выражают возмущение этими баннерами по сбору средств. Википедия должна быть «Cвободной Энциклопедией», а не вызывать у читателей чувство вины. Википедия никогда не рисковала потерять серверы или свою независимость, никогда не нуждалась в показе рекламы. Каждый год WMF собирал больше, чем годом ранее, и расширял штат.
Чёрный: чистые активы (без учёта резерва Wikimedia Endowment, в настоящее время на уровне $90+ млн)
Зелёный: доход (за исключением пожертвований третьих лиц в резерв Wikimedia Endowment)
Красный: расходы (включая выплаты в Wikimedia Endowment)
Этот год не стал исключением. В течение первых трёх кварталов годовая цель WMF и Wikimedia Endowment на текущий финансовый год оказалась превышена. Её пришлось увеличить со $108 млн до $125 млн. Но эту цель также к концу марта превысили на $17 млн. Тем не менее, несколько недель спустя фонд WMF начал сбор средств в охваченной пандемией Южной Америке. Читателей просят «смиренно» пожертвовать деньги, чтобы «защитить независимость Википедии» и «показать редакторам-волонтёрам, что их работа имеет значение» (некоторых из волонтёров это совсем не радует).
Финансовая независимость WMF явно в полной безопасности. Так что же происходит? Официальный ответ WMF: денег на чёрный день не бывает слишком много. Кроме того, у WMF амбициозные планы к 2030 году «стать глобальной инфраструктурой для экосистемы свободных знаний». Организация хочет создать «справедливый мир знаний» (knowledge equity), в котором люди будут иметь такой же доступ к информации на родном языке, как и граждане первого мира на своём языке. Поэтому требуется постоянное увеличение бюджета. Для этих целей и предназначен денежный краник из Википедии, который можно открыть в любой момент.
В разгар пандемии жители Аргентины и Уругвая опасаются за свои жизни и источники средств к существованию, а WMF слёзно просит пожертвовать на независимость Википедии.
Возможно, людям лучше не видеть эти призывы.