[Перевод] Суровая действительность: Ваши стейкхолдеры не хотят анализ бизнеса

Всем привет!

Потихоньку развиваем спектр охватываемых областей обучения. Вот запускаем новый тип для нас — «Аналитик бизнес-процессов», четвёртый в пуле курсов «Маркетинг и бизнес». Поэтому начинаем обычный для нас цикл интересных статей и заметок по этой теме.

Поехали!

Уверен, с этой мыслью читатели сайта согласятся — качественный анализ бизнеса может значительно повысить его ценность на протяжении всего жизненного цикла проекта. Но позвольте задать вопрос. Встречались ли вам когда-нибудь стейкхолдеры, которые «не понимают» бизнес-анализ? Они просто хотят внедрить тактическое, небрежное решение, даже не понимая первопричину, оперативные потребности и возможности.

Слышали ли вы когда-нибудь подобное от стейкхолдеров:

  • «У нас нет времени на предварительный анализ предприятия… давайте просто начнем!»
  • «Зачем мне нужны требования? Все очень просто, мне нужна система xyz. Это мое требование. А теперь идите и делайте, и чтобы до вторника было готово, пожалуйста.»
  • «Зачем нам понимать систему «как есть» — нас должны волновать только изменения!»
  • «Почему вы продолжаете спрашивать про бизнес-цели? Это вас не должно волновать.»

decxtgsdyh3y85wupy7o-ffmnd8.png

Если же вы никогда ничего подобного не слышали, я страшно завидую! Исходя из опыта работы с организациями и практиками бизнес-анализа в Великобритании, подобное недопонимание, а в некоторых случаях и сопротивление против роли бизнес-аналитика, действительно происходит. Иногда кажется, что им вовсе не нужен анализ бизнеса.

Можно просто всем сообществом обвинить стейкхолдеров в непонимании роли бизнес-анализа. «Это глупые стейкхолдеры… почему они просто не видят преимуществ, которые им дадут структурированные изменения и анализ?» Тем не менее, я считаю, что настало время для нас, как для сообщества, изменить диалог.

Задача: Тест на Коктейльной Вечеринке

Одну из задач, с которой мы сталкиваемся при объяснении значимости бизнес-анализа, можно проиллюстрировать «тестом на коктейльной вечеринки». Предположим, вас представили новым друзьям на вечеринке — кому-то, кого вы раньше не встречали. Они не работают в сфере изменения бизнеса, фактически они никогда не работали в условиях проекта. Возможно, они шеф-повар или кондитер. Допустим, вы сказали им, что работаете бизнес-аналитиком —, а в ответ получили полное непонимание. За которым последовал вопрос: «Что это значит?»

Как бы вы объяснили им свою роль? Подумайте об этом, прежде чем читать дальше.

Некоторые называют это «питчем для лифта», и многие бизнес-аналитики (я в том числе) считают, что описать роль и ценность бизнес-анализа кратко и осмысленно, невероятно трудно. Наша зона ответственности очень широка — мы работаем над проектом от концепции до релиза — и очень сложно свести суть к короткому, но «сочному» предложению. Особенно объясняя это кому-то, не связанному со сферой изменения бизнеса.

Будто между нами кирпичная стена…

А если вы попросите 50 разных бизнес-аналитиков объяснить свою роль, то получите 50 разных описаний, каждое из которых будет верным. Несомненно, будут противоречия; определение «системного анализа» или «дизайна» меняется от компании к компании. Так что, если даже само сообщество аналитиков не может выбрать краткое и емкое определение роли, неудивительно, что стейкхолдеры в замешательстве!

Вы спросите: «Почему это важно?» История пронизана случаями дорогих провальных проектов… и мы знаем, что качественный бизнес-анализ (в совокупности с работой наших коллег по сфере — проджект-менеджеров, архитекторов, и тд) может помочь этого избежать. Но иногда кажется, что между нами и стейкхолдерами стоит кирпичная стена. Мы знаем, что могли бы им помочь… обратись они к нам раньше. Если бы они привлекли нас до того, как были приняты ключевые решения. Но они до сих пор не видят всех проблем, которые мы можем решить за них.

Вопрос на миллион долларов:

И вот мой финальный вопрос: Кто-нибудь действительно хочет бизнес-аналитика? Или проджект-менеджера, или архитектора? Противоречиво, но мой ответ — нет. Используя приевшееся клише: люди покупают дрель, не потому что им нужна дрель. Они покупают дрель, потому что хотят дыру в стене. Аналогично, люди привлекают бизнес-аналитиков и других профессионалов, потому что они хотят эффективное изменение, ценное для бизнеса и клиента. Звучит очевидно, верно?

Тем не менее, даже это дает возможность разобрать кирпичную стену непонимания. Когда мы сталкиваемся с скептицизмом, его нужно разобрать, кирпич за кирпичом, объясняя и показывая, в чем заключается наша ценность в контексте изменения, необходимого бизнесу. Затем, мы должны добросовестно выполнить это изменение.

Мы не сможем снести стену бульдозером, но надежное и стабильное выполнение работы, в совокупности с менеджментом и маркетингом стейкхолдеров, поможет начать разбирать ее, по кирпичу за раз… что ведет к более качественному раннему вовлечению и более качественному проекту и результату.

THE END

Как всегда ждём вопросы и комментарии, которые можно оставить тут или заходите к преподавателю курса Радию Веснину на его открытый урок.

© Habrahabr.ru