[Перевод] Старый новый звук высокого разрешения
Говорят, что самым первым аудиоформатом высокого разрешения был Super Audio CD (SACD), представленный Sony/Philips в 1999 году. Вскоре после его выхода появился другой формат — DVD-Audio (DVD-A), но в ходе их соперничества так и не был выявлен однозначный победитель.
Оба формата звучали лучше, чем CD, в этом нет сомнений, но недостаточно хорошо, чтобы на долгое время завоевать сердца огромного количества любителей музыки (или популярных звукозаписывающих компаний). SACD не исчез полностью, и он все еще используется на рынке классической музыки. А вот музыкальные Blu-ray диски по-прежнему остаются редкостью.
Виниловые пластинки появились в 1948 году, предоставив лучшее качество звучания по сравнению с предыдущими пластинками на 78 оборотов в минуту. И вот, что интересно: нормально записанная пластинка звучит хорошо даже сегодня; качество звучания сравнимо с форматами SACD, DVD-A, Blu-ray и, если на то пошло, FLAC.
Я задумался над этим, когда вечером слушал пластинку «Music for Films» Брайана Ино, купленную мной в 1978 году. Имейте в виду, что я слушал её через удивительно качественные колонки Magnepan .7s поэтому мог свободно расслышать все особенности музыки и почувствовать объемность звуковой сцены. Синтезаторы, гитары, духовые и ударные наполнили мою комнату поразительным детализированным звуком — казалось, что играют реальные, настоящие инструменты. Эта 37-летняя запись была гораздо более пленительной и интересной, чем большинство цифровых записей 2015 года.
Если определением звука высокого разрешения является чистое и правдоподобное звучание, тогда, по моему мнению, его примером являются хорошо записанные виниловые пластинки, воспроизводимые на хорошем проигрывателе.
«Live» альбом Боба Марли и группы The Wailers, вышедший в 1975 году, запечатлел группу на пике её популярности. Это лучший «живой» звук, который выпустил Марли за свою карьеру. Очень напряженная ритм-секция The Wailers; экстраординарное взаимодействие ритм-гитары, баса и барабанов. Наконец, дело здесь не в разрешении как таковом, а в том, как музыка влияет на слушателя, что заставляет его почувствовать.
Я не противник цифровых форматов. У меня есть коллекция, которая насчитывает, примерно, 4000 CD-дисков и 500 SACD и DVD-A, плюс, еще несколько сотен цифровых файлов. Пластинки далеко не идеальны, они подвержены старению, что приводит к возникновению тресков, скрипов, деформациям; из-за неравномерной скорости вращения возникают детонации. Но если воспроизводить их на хорошем проигрывателе, например, VPI, Rega или Pro-Ject, то все эти недостатки уходят на второй план. По своему опыту скажу, что если использовать динамики, раскрывающие самые тонкие особенности музыки, то достоинства винила перевесят лучшие цифровые записи.
Еще в пластинках хорошо то, что их легко приобрести практически задаром в секонд-хендах или на гаражных распродажах. SACD, DVD-A и файлы высокого разрешения могут быть довольно дорогими. Винил — это самый дешёвый способ купить музыку высокого разрешения.
Наши материалы по теме: