[Перевод] Социальные сети управляют вами, но есть способы дать им отпор
Уроки от фильма Netflix «Социальная дилемма».
Социальные сети делают вас другим человеком. Они меняют то, что вы делаете, меняют ход ваших мыслей и, в конечном итоге, меняют вас. И, кажется, это чуть страшнее, чем известный и давно обсуждаемый вопрос о защите конфиденциальных данных.
Документальный фильм «Социальная дилемма» от Netflix показывает, что проблема соцсетей в действительности гораздо глубже, чем может показаться. Через интервью с инженерами, участвовавшими в их создании, нам дают понять, что характерные особенности соцсетей, вызывающие привыкание, тщательно изучаются и с успехом применяются для того, чтобы заставить нас проводить на платформах еще больше времени. Каким образом? Все просто: алгоритмы, используемые в соцсетях, умеют создавать наши идеальные психологические портреты и постепенно изменять нас в собственных интересах.
Как говорит в «Социальной дилемме» Эдвард Тафти (Edward Tufte): «Есть только две сферы деятельности, представители которых называют своих клиентов «пользователями»: торговля наркотиками и разработка программного обеспечения». Социальные платформы предлагают свои услуги бесплатно, поэтому мы думаем, что продукт, который они продают — это наше внимание, и «если сервис бесплатный, то вы и есть продукт». Однако, этим дело не ограничивается.
Это постепенное, легкое, незаметное изменение в вашем собственном поведении и восприятии. Именно это и есть единственная вещь, на которой они могут зарабатывать деньги: изменение того, что вы делаете, как вы думаете, изменение вашей личности.
— «Социальная Дилемма»
Так, собственно, в чем проблема?
«Социальная дилемма» называет три главных повода для беспокойства.
Психическое здоровье
Исследование, в котором поучаствовали 5000 человек, показало, чем чаще люди используют социальные сети, тем хуже они оценивают состояние собственного физического и психического здоровья и тем ниже их удовлетворенность жизнью
— Американский журнал эпидемиологии (American Journal of Epidemiology), 2017
Большинство инженеров, работающих в известных технологических гигантах, посещали университетские курсы, где учились использовать основы человеческой психологии с целью манипуляции нами для достижения своих собственных целей. Социальные сети успешно играют на глубинных проявлениях человеческой природы, как бы мы ни пытались этому сопротивляться. «Они соблазняет вас. Они манипулирует вами. Они хотят от вас многого», — говорит Тристан Харрис (Tristan Harris), бывший специалист Google по этике дизайна и соучредитель Центра гуманных технологий.
Тим Кендалл (Tim Kendall), бывший исполнительный директор Facebook и Pinterest, делится: «Думаю, в этом есть некая классическая ирония. Целый день я работаю над созданием чего-то такого, чьим заложником стану сам. И в некоторые моменты я ничего не смогу с собой поделать».
Психологические манипуляции вызывают особую тревогу о представителях более молодых поколений. Современные дети рождаются в мире, управляемом технологиями, который им просто не с чем сравнить.
«Мы создали целое поколение людей, выросших в среде, где главной целью общения, главной целью всей культуры, является манипуляция», — говорит в фильме писатель Джарон Ланье (Jaron Lanier).
Цена которую мы платим высока. Всё это оказывает огромное влияние на психическое здоровье детей, приводя к росту числа самоубийств и проявлений членовредительства среди подростков.
Демократия
Количество стран, проводящих политические дезинформационные кампании в соцсетях, удвоилось за последние два года
— «Социальная Дилемма»
Неожиданный поворот: социальные сети увеличивают дистанцию между людьми. Идеологическую дистанцию. В фильме рассказывается о том, что разрыв во взглядах сторонников Республиканской и Демократической партий с каждым годом увеличивается, и с каждым годом остается все меньше пространства для взаимопонимания и конструктивного диалога.
Этот феномен — один из симптомов болезни, которой больны мы все, и ее страшным последствием может стать угроза демократии. Но эта угроза не является результатом «взлома» нас какими-то идеологическими группами. Эти группы просто используют имеющиеся в их распоряжении инструменты. Профессор Гарвардской школы бизнеса указывает на простую, но шокирующую правду о российском влиянии на выборы в США в 2016 году: «Русские не взламывали Facebook. Они использовали инструменты, которые Facebook специально создал для добросовестных рекламодателей».
Дискриминация
Алгоритмы продвигают контент, который вызывает возмущение, разжигает ненависть и усиливает предубеждения, живущие в информации, которую мы же им даем
— «Социальная Дилемма»
Социальные сети разрушают понятие истины. Вместо того, чтобы жить в едином мире, каждый из нас проводит дни в своем собственном, специально созданном мире даже не осознавая этого. У новостных лент есть пугающий эффект — в них мы подтверждаем свои собственные взгляды на жизнь снова и снова, и это отдаляет нас от реальности.
«Конечная цель технологических компаний — 'определять аудиторию из одного человека' и извлекать максимум данных о каждом пользователе», — говорит Тристан Харрис. «Это отправляет каждого человека в свою собственную кроличью нору», или, как говорит режиссер фильма Джефф Орловски (Jeff Orlowski):»2,7 миллиарда «Шоу Трумэна», работающих одновременно».
Как следствие, мы видим, например, активизацию движения сторонников плоской Земли. Все благодаря алгоритму Youtube, который продолжает подбрасывать людям контент, совпадающий с их видением мира, даже если оно не соответствует действительности.
«Проще всего думать, что это действует на нескольких не очень умных и легко внушаемых людей, — предупреждает Гийом Шасло (Guillaume Chaslot), инженер, создавший алгоритм Youtube, —, но алгоритм с каждым днём становится всё умнее и умнее. Сегодня он убедит кого-то, что Земля плоская, а завтра он сможет убедить в чём-то и вас».
Что можете сделать вы как личность
Первый совет дает сайт «Социальной дилеммы» голосом Тима Кендалла (Tim Kendall).
Проанализируйте время, проводимое перед экраном
Оцените свой уровень цифровой активности: вы не будете мотивированы на решение проблемы, если у вас нет её полноценного осознания. Это исследование показывает, что среднестатистический человек ежедневно проводит перед экраном телефона примерно 4 часа. При этом, отвечая на вопрос о продолжительности пребывания перед экраном, эти же люди будут утверждать что провели там не более половины этого времени. Вы можете проконтролировать себя с помощью установки на телефон отслеживающих активность приложений (тайм-трекеров), которые сообщат вам сколько времени вы проводите перед телефоном и какие приложения используете. Два неплохих варианта: StayFree и YourHour.
Отключите уведомления: они отвлекают вас, держат в постоянном желании их проверить и в течение всего дня притягивают вас к телефону. Особое беспокойство вызывает факт, что среднестатистический пользователь получает 63 уведомления в день. Это означает, что если вы бодрствуете в течение 16 часов, то получаете уведомление каждые 15 минут.
Установите ограничения: воспользуйтесь еще одной полезной функцией тайм-трекеров, определите для себя дневные лимиты на использование конкретных приложений, в особенности, соцсетей и новостных ресурсов. Кроме этого можно установить для себя временные (например, не использовать телефон после 9 вечера) или территориальные (не брать телефон в спальню) ограничения.
Наведите порядок в лентах новостей
Социальные сети постоянно кормят нас невероятным количеством информации, сражаясь за наше внимания. Потратьте немного времени и пересмотрите аккаунты, которые вы отслеживаете. Все ли они все еще актуальны для вас?
Стив Бартлетт (Steve Bartlett), генеральный директор Social Chain — одного из крупнейших агентств по продвижению в соцсетях, подчеркивает важность гигиены новостных лент: «Ваша лента — это ваша библиотека, и, даже если вы этого не осознаете, она управляет тем, что вы знаете, думаете или чувствуете. Старайтесь становиться фолловерами тех, кто просвещает, вдохновляет и мотивирует. Откажитесь от чтения записей негативных, мелочных и демотивирующих людей».
Выбирайте видео на Youtube
Одна их ключевых рекомендаций, озвученных в «Социальной дилемме», это получение контроля над контентом, который мы видим. Именно мы должны его выбирать. Самый простой способ это сделать — последовать совету Жарона Ланье (Jaron Lanier): прекратите кликать на видео, которые предлагает вам Youtube.
Проверяйте факты
Существует исследование, проведенное в Массачусетском технологическом институте (MIT), которое показывает, что фейковые новости распространяются в Твиттере в 6 раз быстрее, чем правдивые. Количество фейковых новостей в лентах соцсетей просто зашкаливает.
Одна из первых вещей, которой учат будущих журналистов в университетах: всегда проверяйте дважды, даже если источник информации — ваша мама. Не доверяйте своей маме. И тем более, не доверяйте лентам новостей.
Поделитесь фильмом с другими
Фильм заканчивается шуткой «Следите за нами в социальных сетях. Шутка». Но, честно говоря, возможно, вам все же стоит написать пару слов о «Социальной дилемме» на своих страницах и рассказать лично своей семье и друзьям. Вместе мы сможем сделать несколько шагов навстречу лучшему миру. Примерно так, как описано в следующем разделе.
Что можем сделать мы как общество
Присоединиться к движению за гуманные технологии
Это движение создали Тристан Харрис (Tristan Harris), Аза Раскин (Aza Raskin) и Рэнди Фернандо (Randy Fernando), те, кто принимал участие в съемках «Социальной дилеммы». Оно посвящено «созданию условий для радикально переосмысленной цифровой инфраструктуры 21 века, которая поддерживает благосостояние людей, наши отношения, демократию и единую информационную среду».
Можете использовать их ресурсы для того, чтобы оставаться в теме. Кроме этого можно прослушать несколько тематических курсов.
Бороться с политической дезинформацией
Плагин Ad Observer был создан как часть проекта Политическая Прозрачность в Интернете (Online Political Transparency) в университете Нью-Йорка (New York University). По заявлению проекта, «онлайн-рекламу обычно видит только та аудитория, на которую нацелен рекламодатель, после чего эта реклама исчезает. Это затрудняет общественный контроль за такой рекламой и привлечение к ответственности рекламодателей, в том числе политических групп».
Установив данный плагин в свой браузер, вы внесете вклад в предоставление информации исследователям, поможете им разоблачать методы микротаргетинга, а также привлекать политических рекламодателей к ответственности.
Выводы
Не следует воспринимать эту информацию как предупреждение о конце света и полностью отключаться от сети. Что вам действительно нужно сделать, так это быть бдительными, развивать критическое мышление и начать предпринимать личные и коллективные действия по изменению ландшафта социальных сетей. Активно высказывайте свое мнение, не будьте пассивной пешкой, которую технологические гиганты используют как свой продукт.
С технологиями и социальными сетями не всё так уж плохо. Они все также дают возможность сокращать дистанцию между людьми, объединять их и распространять сообщения, которые могут помочь сделать мир лучше.
Джастин Розенштейн (Justin Rosenstein), один из разработчиков кнопки «нравится» в Facebook, говорит в фильме: «Когда мы делали кнопку «нравится», наша мотивация была такая: «Можем ли мы распространять позитив и любовь в мире?» Мы не думали о том, что подростки будут впадать в депрессию, когда им ставят мало лайков, или что это может привести к политической поляризации».
Надежда есть. Но нам нужно перестать быть такими безразличными ко всей этой ситуации. Легче думать, что у вас нет абсолютно никакой силы противостоять технологическим гигантам. И если все будут так думать, это станет правдой. Но если мы объединимся в этой борьбе, то у нас есть шанс. «Мы можем требовать, чтобы социальные сети разрабатывались исходя из принципов гуманизма», — говорит Харрис. «Мы их создали, и мы должны взять на себя ответственность за то, чтобы они изменились».
О переводчике
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.