[Перевод] Размышления менеджера по продукту

Менеджер по продукту — странная профессия, существующая в Кремниевой долине. Ты — это мини-CEO. Но не совсем. Ты умеешь всё, но ни в чём не достиг мастерства. У тебя — вся власть, и никакой власти. У тебя — вся ответственность, и никакой ответственности. Все эти утверждения верны, и в то же время не верны.

Нет, серьёзно, быть менеджером по продукту, МП, это ощущать себя героем дзенского коана, на который ты вроде бы нашёл ответ, но на самом деле никакого ответа не находишь.

Я был МП для SaaS в большой компании пять лет. Настало время рассмотреть всё, что я узнал (кое-что), что я не узнал (много всего) и где я облажался (многократно). Интересно, что когда я начинал работу, я постоянно натыкался на объявления по найму МП, где говорилось об обязательном пятилетнем или даже десятилетнем опыте работы. И теперь, через пять лет, я понимаю, почему.

Не переживайте, если технари вас ненавидят. Вас все ненавидят. Привыкайте.


Не могу представить себе взаимоотношений, которые были бы в большей степени настроены на противостояние с самого начала. Вы говорите технарям, что делать –, но у вас нет власти, и вам, видимо, надо убеждать их при помощи какого-то искажения реальности (которое было у Стива Джобса, и который был лучшим МП в мире. Ну разве он не был замечательным парнем?).
Технари автоматически видят в вас врага. Почему? Потому, что вы заставляете их работать. И часто не над тем, над чем бы они хотели. А если не заставляете, то выглядите в их глазах бесполезным и некомпетентным.

Если вы даёте им слишком много работы, они отказываются. Если не даёте — у вас нет «видения» для достаточно сильной мотивации команды. А это становится особенно интересным, когда другие МП начинают выкрадывать ваши ресурсы.

И ведь не только технари — все винят вас во всём.

«Где функция, которую я запрашивал три года назад?»

«Почему дата релиза именно такая? Это ведь ты её назначил?»

«Почему я нахожу эту ошибку после твоего релиза? Ты что, тестирование не проводил?»

«Клиент желает поговорить с МП, они недовольны продуктом».

Так или иначе, ненавидеть вас будут все. Клиенты, технари, поддержка, другие МП. Все.

Ну и ладно — если вы хорошо работаете, то иногда (иногда) у вас будет выходить хороший продукт. А в этом случае те, кто вас ненавидят (ну, некоторые из них) будут вам немножко симпатизировать.

Не принимайте по наследству продукт другого МП


С ним вы примете все ошибки дизайна, всё, что они отложили из-за чрезмерной сложности. все проблемы, которые они не исправили. Поздравляю — теперь это ваши проблемы.

Мне кажется, что МП должны вымирать быстрее всех. Как вы можете не потерять мотивацию, если вам дают шмат угля и требуют превратить его в алмаз?

Вам редко выпадет шанс построить что-то с нуля целиком. У меня такой шанс за пять лет был только два раза, и лишь один раз я увидел выход продукта. Если вам перепадёт такой шанс — берите его. Потому что ничто не сравнится с ощущением, когда вы сделали что-то и оно добилось успеха.

Посещайте scrum-встречи и общайтесь с технарями


Не знаю, почему многие МП считают необязательным посещение scrum. Как вы ещё узнаете, над чем ребята работают? Как вы узнаете, что им мешает и задерживает релиз? Как ваша команда будет доверять вам и может быть будет не ненавидеть вас, если увидит, что вы стараетесь наравне со всеми?

Самое главное — влиться в команду технарей. Пятиминутный разговор стоит 20-страничного емейла.

Вы — это всё


На старте вы — это инженер по продажам, CSM, поддержка и всёостальноечтонадосделать. Пожалуй, я никогда не занимался только лишь чистой технической работой и чистыми продажами. И в такое время вы просто стараетесь заполучить следующего клиента, а не сидеть в башне из слоновой кости и выдумывать стратегию развития.

А на другом конце спектра — большая компания и куча людей для всех задач. И тогда у вас есть возможность сидеть и выдумывать стратегию развития. Но проблема в том, что вы уже не в первых рядах. Вы уже не присутствуете при каждой продаже, и можете потерять связь с происходящим.

Не теряйте связи — хороший МП с удовольствием приветствует любое взаимодействие с клиентом, даже неприятное. Это единственный способ быть в курсе. Кому вы проигрываете? Что клиенты думают о продукте? Почему им нужна помощь? Они вообще его используют? Самая удивительная вещь для меня — клиенты, которые оплатили продукт, но не использовали его.

Не знаю, стал ли я лучшим МП за последние пять лет, но я точно узнал очень много всего, что могло бы сделать меня лучшим МП, чем я был вначале. И в ответ на мой дзенский коан я скажу:

выпускайте продукт и делайте клиентов счастливыми.

Это всё, что нужно стараться делать. А всё остальное приложится.

© Megamozg