[Перевод] Поиск инвестиций. Часть 1: если ищете средства на разработку игры
Как и многие разработчики игр, наши друзья, выпускники образовательной программы «Менеджмент игровых проектов», столкнулась с необходимостью привлечения финансирования в свой проект.
Изучая материалы по этой теме им попалась серия статей, создаваемая при поддержке Epic Games, Майком Фаттером. Оценив качество материала и потенциальную пользу для русскоязычного коммьюнити, команда Rummy Games решила перевести статью и выложить ее на нашем ресурсе.
Создание видеоигры — это совокупность непростых творческих задач.
С некоторым из них вы уже сталкивались. Вы закончили курсы программирования, прокачались в графическом или звуковом дизайне. Возможно, вы даже работали тестировщиком или имеете опыт в локализации игр. Может быть, после долгих лет работы в ААА-проекте вы, наконец, стали независимым инди-разработчиком. Но если вы ранее не изучали основы финансов, ни разу в своей карьере не сталкивались с привлечением инвестиций, или за вас это делал другой специалист, вы, скорее всего, не готовы к решению важных вопросов.
У вас классные творческие идеи. Концепция игры, немного размытая или абсолютно четкая, уже сложилась у вас в голове. Единственное, чего вам не хватает для реализации проекта — деньги. Вы понимаете, что вам необходимо финансирование, но не видите разницы между типами инвестиций и не знаете, как их получить.
Прежде, чем начать поиск ресурсов для вашей студии или проекта, важно понять, с кем вы будете иметь дело. Именно для этого мы подготовили краткий экскурс по различным видам финансирования.
Русский инвестор «питчит» стартаперов и геймдевелоперов
Венчурный капитал, бизнес-ангелы, привлечение займа, частные инвестиции… Что все это значит?
Частные инвестиции (ЧИ)
Частные инвестиции поступают от частных лиц или компаний, которые покупают доли в уставном капитале юридического лица. При этом фирма не должна быть размещена на фондовой бирже. Также такие инвесторы могут приобретать доли в открытых акционерных обществах, которые планируют сделать частными (последний вариант не свойственен для индустрии видеоигр). Как и в случае других типов капиталовложения, цель состоит в получении дохода от развития компании.
Частные инвестиции — неоднозначный тип финансирования в том смысле, что некоторые вкладчики предпочитают оставаться в тени. Другие — наоборот, более активны, они участвуют в руководстве или контролируют управление компанией. Нередко частные инвесторы вкладываются в компании, находящиеся на начальном этапе своего развития, с расчетом на рост бизнеса и дальнейшее получение прибыли.
Providence Equity Partners, Insight Venture Partners и Lightspeed Venture Partners — объединения частных инвесторов, которые поддерживают индустрию видеоигр в том числе. Существуют также фонды, которые специализируются исключительно на видеоиграх, например: Makers Fund, Kowloon Nights и Hiro Capital. Такие фонды создаются для поддержки студий и новаторов геймдева.
Венчурный капитал (ВК)
Венчурный капитал — обобщающий термин, обозначающий вложения в новые, растущие предприятия. ВК формируется на базе частных инвестиций, капиталовложений от финансовых институтов или индивидуальных инвесторов, которые хотят поддержать маленькие, но перспективные компании и помочь им раскрыть свой потенциал. ВК — рискованное мероприятие, но идеальное для молодых бизнесменов при привлечении средств на развитие. Как правило, венчурные капиталисты хотят минимизировать риски, осуществляя контроль над деятельностью компании через места в совете директоров и право голоса. Для этого венчурный инвестор может потребовать право вето при повышении зарплат, продаже интеллектуальной собственности или при принятии других важных решений, так как при голосовании на совете директоров он может остаться в меньшинстве по сравнению с основателями бизнеса.
К венчурным компаниям, инвестирующим в игры, относятся Sequoia Capital, Kleiner Perkins Caufield & Byers и Andreessen Horowitz.
Бизнес-ангелы
Бизнес-ангел — это, как правило, опытный предприниматель или топ-менеджер, сколотивший себе состояние. Чаще всего бизнес-ангелы инвестируют в области, в которых хорошо разбираются. Они ищут компании с четким бизнес-планом и мощной командой управленцев.
Термин «Бизнес-ангел», возможно, звучит альтруистично, но на деле они также ждут окупаемости своих вложений. В качестве бонуса нередко предлагают экспертное руководство, менторство, знакомство с другими инвесторами, с которыми сложно связаться самостоятельно.
Краудфандинг или народное финансирование
Double Fine Adventure 2012 года (позже переименованная в Broken Age) — это не первый краудфандинговый проект для видеоигр, но именно благодаря ему платформа Kickstarter стала популярной среди разработчиков. Идея проста — презентуйте свою игру аудитории и предложите профинансировать ее заранее, например, за несколько лет до даты выхода. На практике краудфандинг — тяжелый и напряженный способ финансирования. Этот пузырь давно лопнул. В 2019 видеоигры получили всего 16,9 млн долларов на Kickstarter против 50 млн в 2012 году. На сегодняшний день на платформе размещено более 50 тысяч проектов в категории «игры», из которых успешно финансируются только 20 тысяч (стоит отметить, что в это число входят кампании по созданию настольных игр, которые составляют основную часть в этой категории). Краудфандинг не стал панацеей в вопросах финансирования проектов по созданию видеоигр, но остается одним из возможных вариантов для некоторых разработчиков.
Помимо Kickstarter-а существуют и другие площадки. Например, Indiegogo, которая предлагает полезную опцию в виде передачи собранных средств проектам, не достигшим поставленной цели.
Краудинвестинг или акционерный краудфандинг
Модель краудинвестинга сочетает в себе краудфандинг и классический подход к финансированию проектов по созданию видеоигр. Fig — платформа для краудфандинга и микроинвестиций, созданная в 2015 году, модель которой оказалась довольно успешной — 25 из 39 кампаний привлекли финансирование (64%). Благодаря краудинвестингу, свет увидил такие проекты, как Psychonauts 2 от Double Fine и Soundfall от Drastic Games. Платформа также принесла инвесторам прибыль в пяти из одиннадцати выпущенных игр. Fig продолжает развивать свою бизнес-модель, недавно расширившись до концепции «Открытый доступ» (Open Access). Open Access — это возможность финансирования игровых проектов на стадии раннего доступа.
Некоторые рассматривают краудфандинг и краудинвестинг в качестве исходной точки на пути к успеху, однако основатель и генеральный директор Fig Джастин Бейли предостерегает, что платформа — это не серебряная пуля, а значит, успех не гарантирован. Бейли считает, что проекты становятся успешными только после того, как разработчики наберут обороты.
«На самом деле, результативность гораздо выше, когда мы стараемся усилить то, что уже есть у разработчиков», — поясняет Бейли. «Все хотят быть сопричастными к истории успеха. И всем нравится, когда проект уже набрал обороты. Ведь сложнее всего — это сдвинуть дело с мертвой точки. Поэтому, приходя к нам, разработчику следует думать так: «Через эту платформу я смогу привлечь, до половины трафика и финансирования, которые нужны для успеха моей кампании».
Мы обсудим краудфандинг и краудинвестинг более подробно в следующих статьях.
Издатели
Работа с издателем по-прежнему остается одним из самых надежных вариантов для ряда разработчиков. Как правило, издатель предоставляет финансирование на раннем этапе разработки. Он также оказывает различные услуги (маркетинг, связи с общественностью, тестирование, локализация, отношения между сторонами и т. д.), что позволяет студиям сосредоточиться непосредственно на разработке вместо того, чтобы решать ряд нетворческих задач по продвижению продукта на рынке.
Гранты и налоговые льготы
В зависимости от географического положения вашей студии, вы можете иметь право на получение определенных видов финансирования. Канадский фонд СМИ (Canadian Media Fund) и Игровой фонд Великобритании (UK Games Fund) — два примера государственной финансовой поддержки местных компаний, работающих с цифровыми интерактивными медиа. Штат Джорджия в США и канадская провинция Квебек являются примерами региональных правительств, предлагающих налоговые льготы.
Точно так же некоторые компании предлагают премиальные выплаты или возможности финансирования для использования определенных инструментов. Выделив 100 млн. долларов, Epic Games создали инициативу под названием Epic Mega Grants, в рамках которой предоставляется финансирование для широкого круга проектов и авторов. Включая разработчиков игр и инструментов для них, студентов, преподавателей, работающих в академических учреждениях, создателей средств массовой информации, медиа-развлечений и прочего. Если вы работаете с Unreal Engine или предоставляете инструменты и ресурсы с открытым исходным кодом, подача заявки на Epic Mega Grants может стать перспективным шагом.
Финансы — не проблема, а возможность
При подготовке к поиску финансирования самое важное — это осознание того, что ваши мотивы должны совпадать с мотивами потенциальных инвесторов. Обычно разработчики рассматривают потребность в деньгах как проблему. И, фокусируясь только на нехватке денег, многие просят помощи по поддержке проекта у друзей или семьи, хотя инвестиционное сообщество могло бы помочь уже на этой стадии.
«Я наблюдаю это каждый день, обычно это выглядит так: «Слушай, мне просто нужны деньги. Мне неважно, будут они от венчурных капиталистов, издателей или банков. Мне просто нужен мешок денег», — говорит Джейсон Делла Рокка, соучредитель Execution Labs. «Но так не пойдет».
Делла Рокка утверждает, что инвесторы ищут возможности по заработку, а не «кому бы помочь». Позиционирование финансовой потребности вашей студии или игры как проблемы вряд ли привлечет инвестора.
По словам Делла Рокка, ключ к успеху — это смещение фокуса с проблемы «нехватки денег», на возможность, которая привлечет инвестора. Поиск этих крючков начинается с объяснения преимуществ вашей команды, представления высокого уровня ваших специалистов, и концентрации на том отрезке пути, который вы уже прошли.
В конечном итоге это приводит к серьезной дилемме: привлекать займы или использовать собственные средства. Об этом мы поговорим в следующей статье.
Ваши принципы — путеводная звезда при поиске финансирования
Привлечение инвестиций — дело непростое. Здесь важно помнить, что частные инвестиции или займы — это долгосрочное предложение. Вы собираетесь работать со своим инвестором в течение нескольких лет, и очень важно, чтобы вы нашли подходящего партнера.
Такой подход может стать причиной для того, чтобы отклонить даже единственное предложение, если его условия вас не устраивают. Тем не менее, если у вас сильная студия и отличная игровая концепция, скорее всего, новое предложение появится быстро.
Крайне важно четко определить возможности, которые вы предлагаете инвестору, характер отношений, который вы хотите с ним построить, а также основные принципы, которыми вы будете руководствоваться при поиске дальнейшего финансирования.
Студии-разработчику Polyarc (Moss) потребовалось несколько лет на поиск правильного инвестора. Генеральный директор и соучредитель Тэм Армстронг рассказал, что он и его команда потратили годы, выбирая между продажей доли компании и займом.
«Проблема в переговорах по привлечению средств была связана с ограничениями или требованиями инвесторов, которые не удовлетворяли нашим интересам», — говорит Армстронг. «Нельзя сказать, хорошие были предложения или плохие, но мы были очень заинтересованы в сохранении права на нашу интеллектуальную собственность. В то время варианты займов, которые были нам доступны, этого не предусматривали».
Армстронг отметил, что существуют соглашения о привлечении займов, которые позволяют разработчикам сохранять контроль над своей интеллектуальной собственностью. Лучше обратиться к юристу за проверкой условий договоров и консультацией по вопросам собственности, контроля и использования ИС в каждом конкретном случае. В конечном итоге Polyarc привлекла частные инвестиции, сохранив контроль над своей интеллектуальной собственностью.
«Как только мы поговорили с достаточным количеством инвесторов, мы сразу почувствовали, что в компании мотивации на достижение успеха стало гораздо больше», — поясняет Армстронг. «Нам было спокойнее от осознания, что инвесторы, с которыми мы работали, преследовали схожие с нами цели, что позволяет компании дольше оставаться на плаву».
Что дальше
В следующей статье «Поиск инвестиций. Часть 2: в нужном месте, в нужное время» мы поговорим о поиске финансирования на различных этапах разработки, дадим пару подсказок о подготовке презентационных материалов, а также опубликуем советы инвесторов, которые ищут проекты и студии, похожие на ваши. А еще мы подробнее обсудим краудфандинг, краудинвестинг и работу с издателями, как способы претворения вашей будущей игры в жизнь.
P.S. Статья переведена на русский язык и отредактирована командой разработки игры Saturated Outer Space, выпускниками образовательной программы «Менеджмент игровых проектов». В настоящее время ребята ищут финансирование для своего проекта. Увидев эту статью на портале www.unrealengine.com, они решили поделиться ей с русскоязычным комьюнити. Если вы захотите отблагодарить их за перевод, то добавляйте игру в свой вишлист в Steam.
Майк Фаттер — журналист-фрилансер и консультант в игровой индустрии. Автор книги Gamedev Business Handbook («Руководство по ведению бизнеса в сфере разработки видеоигр»), а также соавтор подкаста Virtual Economy.