[Перевод] Как рандомайзеры позволяют вдохнуть в старые игры новую жизнь
Рандомайзер Link to the Past может изменять не только содержимое сундуков и награды в игре, но и спрайт персонажа, создаваемых врагов и цветовую палитру мира!
Прохождение любимой игры детства похоже на встречу с давним другом. Ты чувствуешь облегчение, зная, что находится в сундуке, из какого куста выскочит враг, что за секретная тактика позволяет с лёгкостью победить неприятеля. Такая успокаивающая тесная связь становится очевидным выбором, когда ты хочешь расслабиться в игре.
Но что если к знакомому игровому процессу добавить немного перца? Пройдя игру несколько раз и запомнив её, как нам вернуть ощущение приключения и исследований, которое испытывали при первом прохождении? Небольшое, но активно развивающееся сообщество сцены эмуляции ретро-игр ищет ответ на этот вопрос благодаря использованию модов и хаков, называемых «рандомайзерами».
Кто-то говорит, что нельзя улучшить совершенство. Но мод для Final Fantasy VI под названием Beyond Chaos доказывает, что это возможно. В нём Йоши стал новым King of Figaro, а Мастер Чиф оказался его братом-близнецом.
С помощью популярного «Universal Pokemon Randomizer» можно превратить Бидрила в начального покемона, знающего атаку покемонов призрачного типа Steel Wing.
Благодаря мощи рандомайзера Кент из Fire Emblem для GBA может теперь осуществить свою тайную мечту и стать вместо рыцаря бардом!
Перемешай колоду и сдавай
В простейшем случае моды-рандомайзеры просто перемешивают данных в игровом ROM так, что каждое прохождение становится новым и непредсказуемым опытом. Так, рандомайзер The Legend of Zelda: A Link to the Past может менять предметы, находимые в сундуках, модифицировать награды, получаемые за квесты в подземельях, и даже заменять спрайт Link на один из многочисленных вариантов, созданных фанатами (лично мне больше всего нравится спрайт из Mega Man X). А можно пойти ещё дальше — менять точки выходов из различных игровых дверей или даже разбросать ключи к боссам определённого подземелья по всему миру (а не помещать их в само подземелье)!
То, что зарождалось как небольшая ниша, теперь эволюционировало в отдельный жанр ретрогейминга. На сайте «БОЛЬШОЙ список рандомайзеров видеоигр», созданном в 2016 году, сегодня представлены сотни модов для рандомизации игр, начиная от Metroid Prime, Golden Sun и Earthbound до Faxanadu, Adventure Island и Doom. Список еженедельно пополняется новыми пунктами, и если вашей любимой игры в нём нет, возможно, скоро она появится.
Различные моды рандомизации обеспечивают разные уровни рандомизации, но самой стандартной является идея перемешивания расположения вещей или обнаруживаемых навыков/способностей. Некоторые моды сохраняют задуманную структуру игры, но меняют награды и предметы, находимые по пути. Другие полностью модифицируют способ прохождения игры.
Две игры одновременно
Самые экстремальные рандомайзеры устроены таким образом, что игрок за одно прохождение должен пройти две игры. В моде Super Metroid x Link to the Past Randomizer игрок использует специальные рандомизированные двери для перемещения между мирами Хайрула и Зебеса, а сбор предметов в одном помогает прохождению в другом. Есть очень большая вероятность того, что дядя Линка даст игроку ботинки высокого прыжка, которые затем позволят Самус добраться до меча где-то в глубинах Norfair.
Рандомайзеры добавляют почти бесконечную реиграбельность надоевшим играм — в каждом прохождении игроки должны преодолевать новые преграды. Они проверяют навык и знания игры, а не просто используют мышечную память, натренированную долгими годами. Ограничивая возможность игрока положиться на свой «автопилот», моды возвращают его к изначальным задачам: быстрой адаптации и решению проблем.
Однако глубокое знание базовой игры всё равно полезно в рандомайзере, хотя оно всего лишь помогает понять, какие новые возможности открываются при нахождении каждого предмета. Возможно, вам придётся сражаться со сложным врагом, имея более скудные ресурсы, чем обычно. А может, потребуется сохранить в живых члена группы с особым навыком, который едва может пережить один удар врага.
Даже если у вас остались только смутные воспоминания о классической игре, существует множество ресурсов и руководств, способных вам помочь. Это могут быть руководства для начинающих по базовым стратегиям для прохождения рандомайзера или полномасштабные трекеры, показывающие, какие области становятся доступными при получении новых предметов.
Мне нравится смотреть
Впервые я наткнулся на сообщество любителей рандомайзеров ретро-игр пару лет назад, когда увидел на Twitch стрим The Legend of Zelda: A Link to the Past (LttP), которую поначалу с трудом узнал. В ней был персонаж, не похожий на Линка, находящий предметы в сундуках, в которых их быть не должно. Поиск в Google объяснил мне, что происходит, и зародил во мне интерес к этому странному новому миру свежего ретро-геймплея. С тех пор я попробовал рандомайзеры для множества игр серии Castlevania, Super Metroid, Fire Emblem, Ocarina of Time и Final Fantasy (4, 5, 6). С каждым новым модом я всё глубже погружался в кроличью нору рандомайзеров.
Когда я начал общаться с другими людьми, интересующимися сценой рандомизации, оказалось, что многие узнавали о ней через Twitch. Некоторые обнаруживали эту концепцию благодаря случайным запросам в Интернете, но в последнюю пару лет большинство приходило в сообщество после просмотра живых стримов. Они смотрели и малоизвестных стримеров, и крупномасштабные благотворительные стрим-мероприятия наподобие Awesome Games Done Quick, RPG Limit Break и недавно прошедшего спидран-мероприятия Questing For Glory 3. А благодаря тому, что в расписании Awesome Games Done Quick 2020 появились рандомайзеры LttP и Mario 64, с этими модами познакомится совершенно новая группа зрителей.
Один из самых популярных сегодня на стримах рандомайзеров — фантастический «Free Enterprise» для Final Fantasy IV. Начав с двумя случайными персонажами, предметом и воздушным судном, вы приступаете к охоте за сокровищами в открытом мире, чтобы обнаружить предметы, необходимые для полёта на Луну и победы над Зеромусом!
Октябрьское мероприятие SpeedGaming Live доказало, что у прохождения рандомайзеров есть потенциальное будущее в качестве киберспорта.
Ежедневные прохождения »Link to the Past Rando» — это известное мероприятие на нескольких Twitch-каналах SpeedGaming, которое смотрят сотни людей.
Некоторые из самых популярных рандомайзеров, в том числе Super Metroid, Zelda и рандомайзер Final Fantasy IV с открытым миром, заработали популярность в основном благодаря сообществу спидраннеров. Одним из таких рандомайзеров стал Final Fantasy IV: Free Enterprise. Мод Free Enterprise, впервые выпущенный в 2018 году, позволяет игрокам вырваться из строгой структуры повествования оригинальной игры и принять участие в охоте за сокровищами в открытом мире в поисках предметов, в конечном итоге отправляющих их к последнему боссу игры. Спустя месяц после выпуска мода на Discord-сервере Free Enterprise было больше пользователей, чем на сервере, посвящённом спидрану оригинальной Final Fantasy IV. Спустя год после выпуска игра появилась на Awesome Games Done Quick 2019 — крупнейшем благотворительном видеоигровом мероприятии мира.
Для сообщества рандомайзеров привычными стали турниры и соревнования, крупные мероприятия проводятся множеством организаторов, в том числе Challonge, SpeedRunsLive и SpeedGaming. Осенью 2017 года организаторы турнира по LttP Rando обнаружили, что спрос на их мероприятие гораздо выше, чем они ожидали. После заполнения первоначального лимита в 100 участников им пришлось организовать дополнительный турнир на 150 человек. К весне 2018 года в том же турнире было уже 512 зарегистрированных игроков, и если бы ПО позволяло, их, скорее всего, было бы больше.
Сегодня, зайдя в любой момент на SpeedRunsLive, вы скорее всего увидите несколько соревнований по рандомайзерам, а крупнейшие организуемые сайтом турниры LttP Randomizer собирают более 100 игроков. Ежедневные соревнования по LttP стабильно привлекают на SpeedGaming сотни зрителей, а ежегодное мероприятие SpeedGaming Live, в котором в октябре впервые появились турниры по рандомайзерам, имело призовой фонд в 3 000 долларов.
Эти числа не испугают таких монстров киберспорта, как Fortnite или League of Legends, но, по крайней мере, они показывают возможность того, что однажды эта концепция вырастет из нишевой до прибыльного массового спорта.
Но даже если не принимать во внимание количество зрителей, все — игроки, разработчики, организаторы мероприятий — согласны с тем, что этот развивающийся класс модов вдохнул новую жизнь в привычные старые игры. Возможность переигрывать старые игры и получать каждый раз новое приключение воссоздаёт ощущение чуда и исследований, которое возникало, когда ты впервые вставлял в приставку картридж или диск.
Ностальгия — сильная вещь, и хотя рандомайзеры никогда полностью не заменят ощущения от любимых нами игр, они способны снова и снова раскрывать их с новых сторон.
Выражаю особую благодарность участникам сообществ SpeedGaming, RPG Limit Break, Free Enterprise и LttP Rando, ответившим на мои вопросы и поделившимся своим опытом.