[Из песочницы] Сисадмины. Поколение NEXT

Некоторое время назад, мне довелось в рамках совместного проекта пообщаться с представителями мелкого интегратора Москвы. В том числе, я ради интереса поговорил с ребятами, которых называли отделом системных администраторов. Средний возраст — 26 лет, многие имеют по 3–4 сертификата от Microsoft или даже Oracle. Занимаются биллинговой системой одного очень крупного оператора России. Это лицевая часть, солидная, но существует и другая, теневая сторона, которую обычно прячут от посторонних глаз и о которой я узнал исключительно потому, что пообщался с работниками. Наиболее полно эту часть характеризует диалог, который состоялся у меня с таким «администратором»:(Я) — Представляешь, Алексей, сисадмин в одной дружественной конторе вот уже две недели не может настроить автоматический shutdown серверов при пропадании питания.(админ) — А зачем их отключать-то?(Я) — В смысле? Ну пропало электричество, UPS держит питание конечное время, потом отключается.(админ) — Ну, я считаю, что сервер должен работать постоянно. Не нужно его автоматически отключать.(Я) — Что, простите? А как бы ты решил эту задачку? Пропало питание (строители рубанули кабель) во всем здании, есть UPS, но они держатся в течении 20–30 мин, потом отключаются. Как быть?(админ) — Ну пусть UPS присылает мне на почту или смс уведомление о том, что пропало питание, а я уже буду думать, отключать или нет.(Я) — И даже в три ночи пусть присылает? И даже если ты лезешь по горе где-нибудь в Альпах? На этом наш диалог закончился, потому что этот мега-сертифицированный «админ» оказался всего лишь «собакой Павлова», наученный на какие кнопки нажимать. Как только его поставили перед простейшей, но незнакомой задачей, он моментально стушевался и потерялся в трех березках.

Вспомнил я об этой истории потому, что недавно искал сисадмина в небольшую организацию. Контора мелкая, всего 60 человек и нужен был грамотный админ, с головой, способный самостоятельно решать кучу нестандартных задач. Денег предлагали вполне нормально (для Москвы) и я не видел особых сложностей с поиском. Как же я ошибался.

Уже не буду упоминать, какие резюме мне присылали. Это вообще отдельная тема для статьи. Простейший пример довольно часто встречающегося резюме:

Название компании: ООО «Вася Пупкин и Сыновья«Должность: системный администраторДолжностные обязанности: занимался системным администрированием.

Такие писульки я отметал сразу. Как и многие другие, по очень многим параметрам. Иногда для оценки резюме у меня уходило 5–10 сек. Но повторюсь, тема ошибок в резюме айтишников заслуживает вообще отдельной статьи, которую я, может быть, чуть позже напишу. В этот раз я хотел рассказать о непосредственно собеседованиях и реакциях.

В результате, из сотен присланных резюме, на собеседования я пригласил примерно 15 человек. У них были правильно и красиво оформленные CV, до них можно было дозвониться (кстати, если вы ищете работу, то указывайте способ связи, который гарантировано работает) и они не начали еще по телефону канючить «фууу, пользователи… я их так не люблю…». 15 человек. Всем им я задавал всего две простейшие задачки на логику и внимательность. В одной предлагалось развернуть антивирусную защиту на некоторых серверах, во второй — выбрать способ бекапирования. Так как условия были весьма размытыми, то кандидат должен был включить мозг и принять верное техническое решение, а я смотрел, как он мучается выходит из положения. Так вот, примерно 12–13 человек из 15 вставали в ступор еще на этапе «ставить антивирус на DC или нет». Многие говорили «А зачем на сервере антивирус? Только лишняя нагрузка». А другой, когда я упомянул почему-то Windows NT 3.51, сказал, что «такой операционки нет, NT была только 4.0». Повторюсь, это люди с хорошей историей работы, которые называют себя «системными администраторами». У многих сертификаты от MS, 1C и прочих «бауманских курсов». И когда пятый или шестой кандидат поразил меня фразой «ну вы же не ставите условия, вы меня что-то техническое спросите», то я вспомнил про свой опыт общения с админом того интегратора.

Когда я начинал профессионально работать в 1993 году, то «системный администратор» означало «администратор системы», человек, который систематизирует хаос и строит основу для всей IT структуры: строит сеть, настраивает сервера, планирует логику работы. Уже позже это понятие разделилось на «сетевой инженер», «серверный инженер» и прочих «инженеров», а «системный администратор» скатилось до «helpdesk» (речь про Россию). Но сейчас получается, что это уже даже и не хелпдеск, это вот такие болванчики-попугаи, которым в различных госконторах или интеграторах понадавали сертификатов, научили как считать маску сети без калькулятора, научили, какие кнопки нажимать (особенно Microsoft это обожает) — и выпустили в мир. После чего они могут работать только в таких же МакДональдсах от IT, какими и являются многие интеграторы России.

Честно говоря, мне очень обидно за подобную тенденцию. Эта смешанная с разочарованием обида и подвигла меня на написание этой статьи. Надеюсь, что ее прочтет хотя бы несколько молодых людей, которым еще не искалечили психику у интегратора и в будущем они смогут стать настоящими спецами, а не учеными мартышками.

Всем приятного дня.

© Habrahabr.ru