[Из песочницы] Радость и грусть разработки на Qt под Android (и не только)
На хабре то и дело мелькают статьи об успешном опыте использования Qt для разработки под Android, а также под iOS и WP. Статьи наполнены достаточно большим энтузиазмом — ведь это так здорово: пишешь и тестируешь UI на десктопе, а потом просто собираешь с помощью нехитрых команд под Android, iOS, WP, заливаешь в сторы и готово. В этой же статье я хочу поделиться опытом «собирания грабель» преимущественно при разработке под Android.
Qt я использую достаточно давно, начиная с версии 4.1. Не сказать, что я «профессионально» его использую, но опыт был разный — и работы с виджетами и эволюции до версии 5.6.
Некоторые примеры проектов:
- Пульт управления караоке-центром (Android/iOS)
- Русско-Татарский словарь с кастомной клавиатурой (Android/iOS/WP), тогда ещё даже API для iOS кастомных клавиатур не было
- Cоциальная сеть с разными примбамбахами под Android (гео, блютуз, чаты, фотки, профили и т.д.)
- Приложение для быстрого заказа цветов (Android/iOS/WP)
Кроме того, на Qt написано Android приложение 2gis, на котором вы и можете проверить большинство описанного здесь.
Заранее прошу меня поправить, если что-то из описанного здесь имеет ненайденные мною пути решения (буду благодарен, если вы их укажете). Всё нижесказанное относится по большей части к Android.
Проблема №1
Первое и самое главное на сегодняшний момент: если вам нужно много работать с текстом, вводимым пользователем — не выбирайте Qt/Qml!
Крайне не люблю восклицательные знаки, но тут этот знак на своём месте: вам будет крайне сложно реализовать привычное для пользователей целевой платформы работы с полями ввода, а именно:
- Выделение текста
- Copy & Paste
Суть проблемы: баг работы с элементом редактирования текста висит аж с 2014 года, отмечен как Important и зарегистрирован пользователем с Silver подпиской, но до сих пор не исправлен. В багтрекере описан обходной путь, но если вы хотите использовать не Quick.Controls, а чистый Quick с TextEdit и TextInput — извините.
Возможно кто-то скажет, что я слишком многого хочу и TextEdit/TextInput это базовые компоненты, но, извините меня, отсутствие Copy & Paste в базовых компонентах и отсутствие его реализации в Controls не будут вам доставлять проблем до первого замечания Заказчика.
TextEdit не содержит сигналов работы с указателем, типичных для MouseArea, поэтому попытка реализовать показ контекстого меню через долгое нажатие (PressAndHold в терминах Qml) успехом не увенчается. Кроме того, попытка в лоб обернуть поле ввода в MouseArea подходит лишь для ограниченного числа сценариев, т.к. вам придётся долго и упорно реализовывать выставление курсора между буквами и словами.
Поэтому, остаётся либо лезть в исходники и кастомизировать поле ввода, либо смириться.
Проблема №2
Второе и самое любимое заказчиками приложений, содержащий социализацию: Emoji
Суть проблемы: отсутствует нативная обработка любимых всеми смайликов, что в полях ввода, что в тексте — развивайте фантазию и реализуйте сами.
Узнать, что такое на самом деле Emoji и какова нелёгкая судьба их реализации в различных ОС вам поможет статья в Википедии. По факту же, какие есть варианты:
- Использовать шрифт с поддержкой символов Emoji. Используйте FontForge для компиляции Roboto с Emoji!
- RichText с заменой символов Emoji на цветные png’шки
- Глубокая кастомизация поля ввода (можете посмотреть в исходниках телеграмма для десктопа)
Итого: либо оно выглядит некрасиво (вариант 1), либо глючит (вариант 2), либо требует отличных знаний внутренностей Qt (вариант 3 —, а если они у вас есть, вам не стоит труда решить большинство проблем).
P.S. Забавная забавность — не выставляйте никаких inputMethodHints у поля ввода, иначе встроенная Android клавиатура с Emoji (iWinn IME) у вас просто не покажется.
Проблема №3
Третье и самое раздражающее: Мерцание и BlackScreen’ы — ваши лучшие друзья.
Это будет сопровождать вас при загрузке приложения, при попытке выставить windowSoftInputMode в AdjustResize, куски чёрного экрана будут тоже периодически появлятся. Поэтому тестируйте, тестируйте и ещё раз тестируйте на реальных девайсах.
Проблема №4
Четвёртое и самое трудноловимое: Шрифты
Суть проблемы: на разных девайсах каждый год всплывает одно и то же, симптомами похожее на закрытый баг. Вы не узнаете об этом, пока счастливый обладатель андроид-девайсана начнёт жаловаться на то, что шрифт плывёт, ломается, невидимый и т.д. В основном, это китайско-корейские девайсы.
Выход здесь только один — брать исходники Qt и патчить под конкретный GPU.
Проблема №5
Пятое и самое спорное: продвинутые контролы Qml — Camera и иже с ними.
Суть проблемы: частые краши, нехватка функциональности и прочие несоответствия стандартного пользовательского опыта нативных приложений. Лечиться это всё очень просто — не стесняйтесь добавлять нативные компоненты (Activity в случае Android) в своё приложение. Да, от этого его кроссплатформенность снизится, а количество кода увеличится, но оно того стоит.
Бонус №1
Первое и самое важное: реальная кроссплатформенность.
Суть: после того, как ребята из SQLite портировали своё детище под WP, а скромный автор сего произведения указал на это ребятам из Qt, в порт Qt для WP был добавлен LocalStorage. Это счастье для всех любителей Qml.
Вы реально можете создавать приложения из одних исходников, реально под кучу платформ, при этом кастомизировать их в нужных местах исходя из возможностей и необходимостей платформы. Декларативный UI и js затягивают настолько сильно и позволяют писать настолько лаконичный код, что возвращаться после него на многословную Java + xml, либо спорный Swift + Storyboard’ы нет никакого желания.
Любые анимации, поддержка кастомных шрифтов, svg — это ли не счастье для мобильного разработчика?
Бонус №2
Второе и самое любимое заказчиками: нестандартность.
Суть: фраза от заказчика, приводящая к желанию убивать — «Сделайте как на айфоне». Теперь это не проблема, везде будет выглядеть примерно одинаково. Да, это нарушение гайдлайнов, да, это нехорошо и никогда так не делайте, но заказчик хочет так и у вас три пути — убедить его, уступить ему или отказаться от него, выбирайте сами.
Кроме того, при достаточном желании можно подхачить исходники платформы, так, как нужно именно вам. Так, в нескольких приложениях мы просто насовсем отключали клавиатуру и писали свою на базе Qt Virtual Keyboard, тогда как встроенные приложения таких возможностей не имели.
Бонус №3
Третье и самое любимое мной: скорость разработки.
Суть: в любом состоянии вы можете спроектировать UI практически любой сложности (исключая особенности взаимодействия с ОС, такие как поля ввода, обработка устройства ввода и т.д.). Если вы сам себе заказчик — то перед вами все дороги открыты.
Резюме
Начиная новый проект стоит прежде всего правильно для себя оценить границы развития этого проекта. Если в нём мало работы с нативными возможностями платформы и много нестандарта — используйте Qt. Если же наоборот — подумайте, сможете ли вы его доработать так, как вам нужно.
Спасибо за внимание! Поделитесь своим опытом использования Qt в разработке мобильных приложений в комментариях.