[Из песочницы] Про удаленную работу

Где-то в недрах Хабра нашлась совершенно прекрасная фраза о том, что отношение работодателей к удаленной работе в России «в чём-то похоже на высказывания консервативной публики про людей с иной сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью». Выражение: «Я вполне нормально отношусь к удалённой работе — однажды наш сотрудник переехал, но мы продолжили с ним работать удалённо» — напоминают мне фразу: «Я вполне нормально отношусь к геям, у меня даже несколько друзей геев». То есть, вроде бы вполне прилично, но в то же время явно видно, что в иных обстоятельствах человек предпочел бы не иметь дел с указанными категориями.

etv97bxm3klgh25yfwfoiwgkoim.jpeg
Если быть более категоричным и неаккуратным в словах, то в целом, большинство руководителей боится, что эти представители нетрадиционной рабочей ориентации работать не будут и дай им только волю — все полетит в тартарары. Так что пусть уж лучше кто-нибудь другой занимается убийством бизнеса через толерастию ко всем этим модным штучкам. А мы — за традиционный офис.

Ну, мы, конечно, не можем никому запретить оставаться в тихой заводи собственных заблуждений, однако хотелось бы привести пару аргументов и наглядно показать, почему подобный образ мыслей в 21 веке — дикость, косность, а главное — мешает вашему бизнесу.

Наша история


3 года назад мы основали полностью удаленную компанию «Технофабрика» и с тех пор вполне успешно существуем на рынке. Все предсказания больших боссов о том, что удаленка — это гроб, гроб, кладбище не оправдались, за два года никто не умер и мы собираемся продолжать это безобразие и дальше.

Изначально нам показалось это решение оптимальным, так как наш ключевой партнер постоянно проживает в Аргентине, и вскоре мы поняли, что у удаленной команды есть ряд преимуществ, которые мы раньше не замечали. Выяснилось, что удаленка удобна и выгодна всем: и компании и сотрудникам, и на это есть несколько причин.

Если вы менеджер…


То вы, конечно, хотите нанимать лучших. Вы готовы тратить сумасшедшее количество ресурсов на то, чтобы находить действительно ценные кадры, предлагать им лучшие условия, вкусные зарплаты и цветастые пакеты компенсаций. Вы выманиваете их из других компаний, ищите на отраслевых мероприятиях и используете теорию шести рукопожатий с той интенсивностью, что у вашего ближнего круга уже побаливают запястья.

При этом вы ограничены только своим городом. Ну хорошо, есть еще мизерный процент тех, кто готов переехать (с семьей, детьми, котами и любимым шифоньером), что влетит именно вам в крупную сумму, вне зависимости от того, сработаетесь вы вообще с человеком или нет.
Ну хорошо. Лучших можно не только набирать извне, но и выращивать внутри. Это даже более выигрышная стратегия, потому что вы имеете лояльного квалифицированного сотрудника именно с тем набором скиллов, который именно вам нужен. «Что будет, если мы их обучим, а они уйдут? А что будет если мы их не обучим, а они останутся?» и вот это все.

При грамотном подходе и наращивании лояльности к компании (не путать с крепостным правом), такие кадры останутся с вами на долгие долгие годы и они не уйдут от вас ни за бОльшими деньгами конкурентов, ни за более удобный офис… А вот из-за переезда семьи (отдать детей в школу в другом городе, ухаживать за больными родственниками, экологическая ситуация перестала устраивать — да мало ли чего там у живых людей бывает) вы их моментально теряете.

qx3zlgx8v6thdalp39ree9ik76a.jpeg

Ни один здоровый человек при выборе между жизнью и работой не выберет работу. А если выберет — нужно подумать дважды, нужен ли вам маньяк на фулл тайм в соседнем кабинете.
Кстати, про маньяков, психопатов, агрессивных, неуравновешенных психов и других замечательных людей, которыми полнятся любые офисы, а уж в индустрии, требующей бесконечного наращивания квалификаций, почти постоянного умственного напряжения и обладающей широчайшим спектром стрессогенных факторов — количество «неуживчивых» и «сложных» людей увеличивается в разы.

Хорошая новость. При удаленной работе им не нужно уживаться вместе. Они не делят жизненное пространство друг с другом больше трети своей жизни, не притираются друг к другу с бытовой точки зрения, не конфликтуют из-за немытых чашек в кулере, разогретой в микроволновке рыбы и рингтона «крэйзи фрог». Каждый сам у себя дома открывает-закрывает окна, настраивает кондей, при желании ест прямо у клавиатуры и ковыряется в носу столько, сколько влезет.

590ah8q6riunic3qre_wrpxubko.jpeg

Сотрудники притираются друг к другу только в профессиональном плане и не обязаны вступать друг с другом в вынужденный групповой брак.

Ну и по мелочам:

Никто не будет изображать бурную деятельность, заслышав ваши шаги командора за спиной. Иллюзия того, что быть в офисе = работать быстро разбивается в практике удаленщиков, они перестают «высиживать часы» и начинают работать на результат.

Вам не нужно обустраивать офис иксбоксами, автоматами со смузи и прочими живыми уголками с попугаями. Срезая косты с никому на самом деле не нужной ерунды, можно действительно улучшить жизнь своих сотрудников. Внеочередной премией, например.

Вы работаете с людьми способными к самоорганизации и управлению собственным временем, а не служите нянечкой в детском саду строгого режима.

Если вы сотрудник


То вам не нужно делать выбор — умереть в пыльном мегаполисе от отравления выхлопными газами, стресса и соседей-психопатов, или спиться в тихом уютном провинциальном городе (пригороде) от нищеты и отсутствия возможностей. Можно жить в любой точке страны или мира — хоть в деревне под Псковом разводить овец, хоть на тайском острове тренировать мартышек приносить кокосы. При этом оставаясь востребованным специалистом, не терять скиллов и не выпадать из профессии. Продолжать делать то, что нравится за адекватные деньги и при этом находиться там, где нравится.

Не хочется уезжать из Москвы? Да кто же гонит. Но без необходимости тратить полтора часа на дорогу в одну сторону, можно внезапно освободить 15 часов в неделю или больше 60 в месяц. 60 гребаных часов в месяц! Продуктивных, ярких, замечательных часов бодрствования. Часов, которые можно провести с детьми или в спортзале или за учебой. А не в треклятой пробке.
Вы все так же общаетесь с коллегами, обсуждаете задачи, планируете спринты, делите обязанности. Но не сваливаетесь на неделю с гриппом, потому что кто-то из куашников решил героически выйти на работу, несмотря на температуру.

Вы планируете свой рабочий день сами и можете дойти до всех поликлиник и госучреждений, не тратя драгоценные дни отпуска, вам не нужна веская причина, чтобы отлучиться в течение рабочего дня и никто не вымеряет вашу продуктивность через глубину вмятины на стуле.
Можно подстроить рабочий день под личные биологические ритмы. Если вы труп с 10 до 13 и супер продуктивны с 20 до 23, никто не мешает вам работать ночью, спать утром, а в середине дня устраивать себе небольшой nap. О, человек, вкусивший счастье получасового сна в разгар рабочего вторника, не имеет пути назад…

Обычно принято обсуждать часы присутствия, тот временной промежуток в который вы доступны для звонков, вопросов, асапов и «посмотри что там в последнем коммите». Если так случилось, что любимую собаку нужно срочно вести к ветеринару именно в эти часы — никто не мешает предупредить и посмотреть все коммиты по возвращению.

При этом не нужно путать удаленку и фриланс. На удаленной работе вы постоянно трудоустроены, получаете регулярную зарплату и не задаетесь вопросом, что вы будете есть завтра, если не найдете новых заказов.

Общение с менеджментом и коллегами происходит в чатах, по почте и через видеосвязи, которую можно поставить на запись. А значит никаких совещаний в курилке и случайно брошенных мимо проходя супер-мега-важных тасок. ВСЯ рабочая коммуникация задокументирована. Все можно перечитать, переспросить и ткнуть в нужную переписку. Никаких «ну мы же все обсуждали тогда устно и все согласились». Если обсуждали — будет лог. Такая простая штука сокращает количество разгильдяйства с одной стороны и сигул-менеджмента с другой в разы.

Как это работает у нас


Когда мы только запускались, мы набрали команду из знакомых нам уже программистов, с которыми до этого мы работали в офисе. Нам казалось, что это отличная идея, так как команда уже сработавшаяся, все друг друга знают и переход на удаленный режим работы должен произойти мягко и комфортно.

Однако, мы ошибались. Умение работать удаленно — это тоже компетенция, и компетенция с каждым годом становящаяся все более востребованной на рынке.

Для удаленного сотрудника критично важно умение самоорганизовываться и быть мотивированным без менеджера, постоянно заглядывающего через плечо в твой монитор. Этимологически слово «стимул» восходит к названию палки, которой в Древнем Риме били скот по спине.

bjrzcoaplzqosomgo7u7wkiroky.jpeg

Штука в том, чтобы перенести эту метафорическую палку из рук погонщика в руки сотрудника и позволить ему управлять собственными временем, мотивацией и ресурсами.
Для этого нужен высокий уровень осознанности как сотрудников, так и управленцев. Ты не можешь дать крутому прокачанному сеньору ящик рутинной скучной работы, с которой справится и студент под присмотром, и рассчитывать на то, что у него не пропадет мотивация и вообще любое желание вкладываться в проект. Нельзя выдать недоработанное, размытое и невнятное тз, а затем месяцами мучать правками. Невозможно мотивировать удаленных сотрудниками химерами вроде миссии компании и слайдами о том, как наша работа через 20 лет изменит мир.

Мы вообще против мессианства, громких фраз о том, что наша компания призвана спасти планету или завоевать вселенную. Мы выступаем скорее за идейность, которую понимаем, как «человек должен любить то, что делает и интересоваться тем, что происходит вокруг его работы».

Большая проблема крупных компаний заключается в том, что за великой миссией часто теряются люди. Каждый занимается своим куском обязанностей, совершенно забывая о том, что есть еще и другие люди, которые будут с этим куском как-то взаимодействовать. О том, что твой код должен не только работать, но еще и быть читаемым, о том, что отчеты должны не только сходиться, но и быть репрезентативными, о том, что QA — не идейный противник, а соратник, а верстальщик тоже человек.

Если в офисной культуре это еще как-то решается тем, что всех этих людей ты, так или иначе, видишь каждый день и опасность отхватить в челюсть у кулера за кривой патч (реальная история в одной софтверной компании) как-то дисциплинирует и не позволяет совсем уж жестить, то на удаленке уважение к чужому труду нужно культивировать отдельно.
Для этого совершенно необходимо, чтобы удаленная команда знала друг друга и каждый понимал, чем занимается другой.

Для этого важно поддерживать коммуникацию, как деловую, так и личную. У нас есть несколько чатиков, отдельно по проектам и отдельно флудилка, где можно пожаловаться на погоду, рассказать про детей или прислать мемасик. Мы верим, что отношения между коллегами должны скорее напоминать клан в онлайн игрушке, где все друг другу хорошие друзья, пусть многие и не видели друг друга в живую, чем антиутопию, где одинокий человек перед монитором получает задания от обезличенного Большого Брата.

avg7szopl7a8_qrzh4tnl6uuxtc.jpeg

У нас есть практика время от времени созваниваться и узнавать, как дела. У нас есть даже специальный человек, ответственный за «погоду в доме», наша HR Юля. Она знает все дни рождения, у кого простудился ребенок и кто опять замучался переобувать машину к зиме.

Как мы набираем сотрудников и что потом происходит


Нам важна мотивированность и умение самостоятельно оценивать временные затраты на задачи. Поэтому мы всегда выдаем соискателям тестовое задание и просим оценить сроки.

Если человек после этого пропадает на неопределенное время или сдает задание позже установленного им самим срока — нам, скорее всего, не по пути.

Иногда мы идем на небольшую хитрость и, выдавая задачу, «забываем» какой-нибудь элемент — грубо говоря предоставляем макеты 1, 2, 3 и 5. Мы ожидаем, что человек не будет стесняться задавать вопросы, приходить за уточнениями и обсуждать возникшие проблемы.

У нас есть несколько принципов. Во-первых, мы никогда не работаем с джуниорами и даже мидлов стараемся не нанимать. Все наши программисты — состоявшиеся в профессии синьоры, которых не надо учить работать.

Во-вторых, новых сотрудников мы никогда не перекидываем на крупные и ответственные проекты. Сначала они зарабатывают себе репутацию ответственных и организованных людей на каких-нибудь наших внутренних задачах, или там, где мы можем себе позволить за ними несколько раз все перепроверить. И только после этого они начинают работать на тех проектах, которые сами выберут, в том числе и в ключевых для компании.

В-третьих, мы не используем системы тотальной слежки за программистами. Мы не заставляем устанавливать софт, считывающий нажатия на клавиши, движения глаз или детекторы прижатой к стулу пятой точки. Это нервирует, отвлекает от работы и вызывает дух Оруэлла. При большом желании филонить обойти можно любую репрессивную меру, а опытному менеджеру всегда очевидно и без всех этих приблуд, когда кто-то перестает работать. Например, если у тебя идет мобильная разработка одновременно на Android и iOS, и они разнятся друг с другом по срокам в пару раз — тут явно что-то не то.

Нам важно, чтобы наши сотрудники были по-настоящему увлечены тем, что делают, поэтому каждый имеет возможность выбирать себе проект и делать то, что ему кажется наиболее интересным и перспективным.

Ну и четвертое — оффлайн встречи с заказчиками у нас есть. Очень многим людям важно видеть лицо человека, которому они отдают деньги. Онлайн-сделки, контракты подписываемые людьми, которые никогда друг друга не видели и находятся на разных концах земного шара, международные трансферы больших сумм денег в несколько кликов и переговоры через континенты по скайпу только входят в обыденную реальность российского бизнеса, и, конечно, есть достаточный процент людей с опаской взирающих на «все эти ваши модные штучки». Если заказчику для того, чтобы почувствовать себя комфортно, необходимо, чтобы к нему в офис пришел живой человек в костюме — мы с радостью готовы развиртуализироваться.

lpxssyp-4tszrb2cfp3xzfy2nak.jpeg

Если нужно сходить в хороший ресторан, где можно без спешки обсудить все детали сделки — бога ради, мы всегда готовы переговоры в том формате, который понятен и привычен заказчику.

В качестве заключения


Если верить статистическим данным, что по миру, что по России, доля удаленной работы растет с каждым годом и возможно очень скоро количество удаленщиков превысит количество офисных работников, как минимум в IT сфере.

Это нормальный процесс, запущенный развитием технологий. Видеоконференции проще, дешевле и часто эффективнее личных встреч, Trello нагляднее разлинованной доски на стене, а если для выполнения задач нужен только ноутбук, подключенный к интернету, то какая разница, где этот ноутбук находится.

По данным кадровых агентств, спрос на удаленную работу среди соискателей намного выше предложения по рынку на данный момент. Это значит, что бизнес до сих пор с опаской относится к удаленным сотрудникам и, наоборот готов вкладывать деньги в переустройство офисов, создание игровых комнат, ежедневных фруктов и других бонусов и компенсаций, лишь бы оставить сотрудников в офисах.

Но, судя по тенденциям (а в 2020 году, который уже наступил, нам на прогнозировали аж 20% удаленных рабочих мест по России), все эти попытки насильно загнать персонал в офисы обречена на провал, как и любая другая интенция по возвращению в старые-добрые времена.
Будущее за удаленной работой и это будущее уже наступило. Теперь умение работать удаленно — компетенция, за которую можно нанимать на работу, а возможность предоставления удаленного рабочего места — конкурентное преимущество, за которое сотрудники выбирают вашу компанию.

Условия на рынке труда меняются вне зависимости от наших желаний и предпочтений, важно лишь то, готовы ли мы к ним или будем и дальше вкладывать ресурсы в заведомо провальную попытку вернуть время вспять.

© Habrahabr.ru