Беспилотник на солнечных батареях PHASA-35 совершил свой первый полёт

64wb2jxr-tbyblnsizpn4qluyky.jpeg
Источник: BAE Systems

Беспилотный летательный аппарат PHASA-35 (Persistent High Altitude Solar Aircraft 35), разработанный британской корпорацией BAE Systems и принадлежащей ей компанией Prismatic, выполнил свой первый экспериментальный полёт. По информации BAE Systems, аппарат сможет в течение года летать в стратосфере, что превращает его в промежуточное звено между самолётами и спутниками.

PHASA-35 с размахом крыльев 35 м разработан для полётов на высоте до 21 км и способен нести до 15 кг полезной нагрузки — это могут быть, например, системы навигации для оказания помощи в стихийных бедствиях, научное оборудование или техника для обеспечения связи. Он работает с помощью солнечно-электрической установки.

«PHASA-35 использует солнечную энергию в течение дня и батарею ночью. Это позволяет летательному аппарату поддерживать полет в течение года в стратосфере, верхних областях земной атмосферы, над обычным воздушным движением. PHASA-35 предлагает стабильно функционирующую и доступную альтернативу спутникам и может использоваться для работы приложений мониторинга и безопасности, для обеспечения функционирования сетей связи, включая 5G», — указывают в BAE Systems.

Помимо этого, беспилотник будет полезен при обнаружении лесных пожаров и осуществлении наблюдения над морем.

«При подключении к другим технологиям и ресурсам он предоставит как военным, так и коммерческим клиентам возможности, которые в настоящее время недоступны на существующих воздушных и космических платформах», — заявляют в компании.

Испытания PHASA-35 состоялись на полигоне Вумера в Австралии при поддержке австралийской Организации оборонной науки и техники (DSTG) и Лаборатории оборонной науки и техники Великобритании (DSTL). Проектирование и строительство беспилотника заняло 20 месяцев. Как утверждают в BAE Systems, испытания подтвердили работоспособность аппарата. Следующий тестовый полет PHASA-35 запланирован на конец 2020 года, а в течение следующегоBAE Systems начнёт первые поставки беспилотника клиентам.

Как пишет портал FlightGlobal, PHASA-35 похож по конфигурации на Airbus Zephyr S, который в 2018 году установил рекорд по времени непрерывного полёта для аппаратов в своей категории. Беспилотник продержался в воздухе 25 дней 23 часа и 57 минут. Масса Airbus Zephyr S составляет 75 кг, размах крыльев — 25 м. Этот беспилотник уже запущен в серийное производство, три таких аппарата приобрели британские военные.

Другие проекты в области высотных беспилотных летательных аппаратов, или HAPS, включают в себя, например, самолет Hawk30, разработанный компанией AeroVironment и японским оператором связи SoftBank. Hawk30 разработан для обеспечения связи и способен летать без перерыва в течение шести месяцев на высоте около почти 20 км.

Одним из первых аппаратов HAPS был NASA Pathfinder, который установил в 2001 году рекорд по высоте подъёма среди крылатых летательных аппаратов без реактивных двигателей — 29,5 км. Солнечные батареи NASA Pathfinder размещены на его 75-метровых крыльях.

Филиал Boeing Aurora Flight Sciences в настоящее время работает над своим аппаратом категории HAPS под названием Odysseus. Планировалось, что первые испытания беспилотника состоятся в апреле 2019 года, однако компания решила отложить полёт. Odysseus предназначен для изучения атмосферы Земли. Размах его крыльев составляет 74,1 м, он может выдерживать нагрузку в 25 кг. Odysseus будет способен подниматься на высоту более 20 км и поддерживать полёт в течение трёх месяцев.

Ранее франко-итальянская компания Thales презентовала автономный дирижабль под названием Stratobus. Аппарат категории HAPS способен работать на высоте 20 км и может нести полезную нагрузку до 250 кг. Длина дирижабля составляет 140 м. Как и другие HAPS, его можно использовать для наблюдения за объектами на земле или на море, для обеспечения безопасности, охраны окружающей среды (мониторинг лесных пожаров) и обеспечения связи. Испытания Stratobus назначены на 2022 год, а в серийное производство дирижабль планируется запустить к 2025 году. При этом, как отмечают в компании, в год будет строиться не менее десяти аппаратов. Стоимость одного Stratobus в зависимости от конфигурации составит €20–25 млн.

© Habrahabr.ru