[Из песочницы] Правила хорошего тона при написании плагина на jQuery
Я написал уйму плагинов на jQuery. Если посмотреть код всех плагинов, сортируя их по дате публикации на github, то можно проследить эволюцию кода. Ни в одном из этих плагинов не соблюдены все рекомендации, которые будут описаны ниже. Все что будет описано, лишь мой личный опыт, накопленный от проекта к проекту.
Писать расширения на jQuery довольно просто, но если хотите узнать как написать их так, чтобы потом их было просто поддерживать и расширять, добро пожаловать под кат.
Далее пойдет некий свод рекомендаций. Предполагается, что читатель знаком с разработкой плагинов на jQuery. Но я все же приведу пример jQuery плагина, структуру которого обычно рекомендуют в соответствующих статьях.
(function ($) {
$.fn.tooltips = function (opt) {
var options = $.extend(true, {
position: 'top'
}, opt);
return this.each(function () {
$(this).after('
');
});
};
}(jQuery));
Это весь функционал нашего плагина. Он добавляет после каждого элемента выборки, div.xd_tooltips новый элемент. Это все, что он делает.
Все операции надо делать в отдельном классе
Задумав серьезный плагин, который будет расти, не нужно всю логику засовывать в анонимную функцию в метод each, как в примере. Создайте отдельную функцию конструктор (класс). Затем для каждого элемента из выборки, создавайте отдельный экземпляр этого класса, и сохраняйте ссылку на него в data исходного элемента. При повторном вызове плагина проверяем data. Это решает проблему повторной инициализации.
(function ($) {
var Tooltips = function (elm) {
$(elm).after('' + $(elm).data('title') + '');
};
$.fn.tooltips = function (opt) {
var options = $.extend(true, {
position: 'top'
}, opt);
return this.each(function () {
if (!$(this).data('tooltips')) {
$(this).data('tooltips', new Tooltips(this, options));
}
});
};
}(jQuery));
Все общие операции hide, show, destroy делайте методами класса
Когда плагин будет большим, и вы захотите использовать часть его функционала в другом плагине/коде, то будет очень удобно если у класса будут доступны открытые методы. Методы можно делать через прототипы, однако тут есть минус — нельзя использовать приватные переменные. Лучшим вариантом будет использование локальных функций, которые затем вернутся в хеше.
Примерно так:
// лишний код, и нужно следить за this
var PluginName = function () {
this.init = function () {
// инициализация
};
};
// нормально, но нет локальных приватных переменных
// и также есть проблема с this
var PluginName = function () {};
PluginName.prototype.init = function () {
// инициализация
};
// идеально
var PluginName = function () {
var self,
init = function () {
// инициализация
};
self = {
init: init
};
return self;
};
Почему третий вариант лучший?
Во первых — теперь методы внутри класса, можно использовать без префикса this. this — в неумелых руках это зло. В JS он может быть чем угодно, и очень рекомендую использовать его как можно реже.
Во вторых, когда плагин будет большим, вы решите пропустить его через uglify. Тогда в последнем варианте, все упоминания init (кроме ключа хеша self.init) будут заменены на однобуквенную переменную, которая при частом использовании метода, прилично уменьшит код.
В третьих, вам доступны приватные методы и переменные, которые вы объявите в верхнем var. Это очень удобно. Что-то вроде private методов во «взрослых» ЯП.
Из последнего правила нужно выжать еще одно:
Все инициализацию объекта также надо держать в отдельном методе init
Не делайте по возможности ничего в моменте создания экземпляра класса. Это просто опыт. Ваш плагин рано или поздно вырастет, и вам захочется использовать его код из другого места, не обязательно из jQuery. К примеру у вас в коде будет крутой парсер, и вы захотите использовать его вне всяких DOM элементов.
Тогда:
var tooltips = new Tooltips();
tooltips.parse(somedata);
Не будет ничего создавать в дереве DOM, а сделает ровно то, что нужно.
Делайте для каждого экземпляра класса отдельный экземпляр настроек
В первом примере мы сделали одну глобальную options переменную. А в scope jQuery могло попасть несколько объектов. Чувствуете чем это грозит? JS так работает, что если один из элементов, потом будет менять эти опции, то они изменятся у всех элементов. Это не всегда верно. Поэтому options подаем вторым элементом в конструктор нашего класса.
Из всего вышеизложенного, плагин будет выглядеть так:
(function ($) {
var Tooltips = function (elm, options) {
var self,
init = function () {
$(elm).after('
');
};
self = {
init: init
};
return self;
};
$.fn.tooltips = function (opt) {
return this.each(function () {
var tooltip;
if (!$(this).data('tooltips')) {
tooltip = new Tooltips(this, $.extend(true, {
position: 'top'
}, opt));
tooltip.init();
$(this).data('tooltips', tooltip);
}
});
};
}(jQuery));
Настройки по умолчанию должны быть видны глобально
В примере выше, мы соединяем настройки opt и настройки по умолчанию в виде хеша {}. Это не верно — всегда найдется пользователь, которому такие настройки не подойдут, а вызывать каждый раз плагин со своими настройками будет накладно. Конечно, он может залезть в код плагина и исправить настройки на свои, , но тогда он потеряет обновление плагина. Поэтому настройки по умолчанию должны быть видны глобально, и их можно было изменить также глобально.
Для нашего плагина можно использовать это так:
$.fn.tooltips = function (opt) {
return this.each(function () {
var tooltip;
if (!$(this).data('tooltips')) {
tooltip = new Tooltips(this, $.fn.tooltips.defaultOptions, opt);
tooltip.init();
$(this).data('tooltips', tooltip);
}
});
};
$.fn.tooltips.defaultOptions = {
position: 'top'
};
Тогда любой разработчик сможет у себя в скрипте объявить:
$.fn.tooltips.defaultOptions.position = 'left';
А не делать это при каждой инициализации плагина.
Не всегда возвращайте this
Во всех примерах выше, код инициализации сводился к тому, что мы сразу же возвращали this.each. На самом деле почти все методы (плагины) jQuery возвращают this.
Поэтому возможны такие вещи как:
$('.tooltips')
.css('position', 'absolute')
.show()
.append('1');
Это очень удобно. Но к примеру метод val, если нет параметров, возвращает значение элемента. Так и у нас, надо предусмотреть способ, по которому, наш плагин мог бы возвращать какие-то значения.
$.fn.tooltips = function (opt, opt2) {
var result = this;
this.each(function () {
var tooltip;
if (!$(this).data('tooltips')) {
tooltip = new Tooltips(this, $.fn.tooltips.defaultOptions, opt);
tooltip.init();
$(this).data('tooltips', tooltip);
} else {
tooltip = $(this).data('tooltips');
}
if ($.type(opt) === 'string' && tooltip[opt] !== undefined && $.isFunction(tooltip[opt])) {
result = tooltip[opt](opt2);
}
});
return result;
};
Обратите внимание, мы добавили второй параметр opt2. Он нам будет нужен именно для случаев вызова каких-то методов.
К примеру, для плагинов ввода/вывода актуально изменить исходное value.
$('input[type=date]').datetimepicker();
$('input[type=date]').datetimepicker('setValue', '12.02.2016');
console.log($('input[type=date]').datetimepicker('getValue'));
Используйте 'use strict'
Нет серьезно, вы еще не используете? JS прощает слишком много, и отсюда вырастает огромное количество ошибок. Использование этой директивы убережет вас хотя бы от глобальных переменных.
(function ($) {
'use strict';
//...
} (jQuery));
Кто-то скажет, что можно объявить 'use strict' в самом начале файла, но я не рекомендую этого делать. Когда проект вырастет, и его будут использовать другие плагины. А создатели тех плагинов не использовали 'use script'. Когда grunt/gulp/npm соберет все пакеты в один build файл, то вас будет ждать неприятный сюрприз.
Очень рекомендую еще JSLint для валидации кода. Я много лет использую notepad++ для разработки, и в нем нет подсветки ошибок. Может это не актуально для IDE, но мне JSLint позволяет писать более качественный код.
Используйте свой внутренний reset CSS
В начале своего CSS файла, обнуляйте весь CSS для всего плагина. Т.е. нужен какой-то главный класс, под которым будут все остальные. При использовании Less, это придаст дополнительную читабельность:
.jodit {
font-family: Helvetica, Arial, Verdana, Tahoma, sans-serif;
&, & *{
box-sizing: border-box;
padding:0;
margin: 0;
}
}
Используйте префиксы в названиях CSS классов
CSS в браузерах вещь глобальная. А предугадать в каком окружении будет ваш плагин, невозможно. Поэтому все, даже малозначительные классы, пишите с префиксом. Я очень часто видел, как вспомогательные классы disable, active, hover, полностью ломают внешний вид плагина.
Используйте современные способы сборки проекта
В комментариях верно подсказали, что ни один современный JS проект уже не живет без обновлений, автоматических сборщиков, и отслеживания зависимостей.
В коде мы наивно полагали, что jQuery к проекту уже подключен. А что если это не так. Все сломается.
;(function (factory) {
if (typeof define === 'function' && define.amd) {
// AMD
define(['jquery'], factory);
} else if (typeof exports === 'object') {
// Node/CommonJS для Browserify
module.exports = factory;
} else {
// Используя глобальные переменные браузера
factory(jQuery);
}
}(function ($) {
'use script';
// код плагина
}));
Такой скрипт по умолчанию в браузере отработает точно также как и раньше, однако при использовании Browserify и ему подобных систем, автоматически подтянет все нужные зависимости. И тут может быть не только jQuery. Любая другая библиотека.
Регистрируйте свой проект в bower и npm
Серьезные ребята не будут использовать ваш плагин, если он не будет иметь возможность обновления. Качать плагин архивом с github это уже вчерашний день. Сейчас, достаточно зарегистрироваться на npmjs.com
Затем в корне своего проекта выполнить
npm init
И следовать инструкциям. В корне проекта появится package.json
После чего команда
npm publish ./
Из того же места, опубликует плагин в npm.
И конечные пользователи смогут устанавливать его себе так:
npm install tooltips
Выполнять npm publish ./ надо будет при каждой новой версии.
Для bower ситуация почти аналогичная. Только нигде регистрироваться не надо.
Если у вас еще не установлен bower.
npm install -g bower
Затем
bower init
В корне проекта.
Когда будет создан bower.json, опубликуйте все на github, или другой хостинг.
После этого можно регистрировать пакет:
bower register jodit https://github.com/xdan/jodit.git
На этом пока все, пишите свои советы в комментариях. Спасибо за внимание!