[Из песочницы] История первого места на ML Boot Camp VI
Mail.ru уже не первый год проводит чемпионаты по машинному обучению, каждый раз задача по-своему интересна и по-своему сложна. Я участвую в соревнованиях четвертый раз, мне очень нравится платформа и организация, и именно с буткемпов начался мой путь в соревновательный machine learning, но первое место удалось занять впервые. В статье я расскажу как показать стабильный результат, не переобучившись ни на публичный лидерборд, ни на отложенные выборки, если тестовая часть существенно отлична от тренировочной части данных.
Задача
Полный текст задачи доступен по → ссылке. Вкратце: есть 10 гб данных, где каждая строка содержит три json’а вида «ключ: счетчик», некая категория, некая временная метка и идентификатор пользователя. Одному пользователю может соответствовать множество записей. Требуется определить к какому классу относится пользователь, первому или второму. Метрикой качества для модели является ROC-AUC, о котором отлично написано в блоге Александра Дьяконова[1].
Пример записи в файле
00000d2994b6df9239901389031acaac 5 {"809001":2,"848545":2,"565828":1,"490363":1}
{"85789":1,"238490":1,"32285":1,"103987":1,"16507":2,"6477":1,"92797":2} {} 39
Решение
Первая идея, которая возникает у data scientist’а, успешно скачавшего датасет — превратить json-колонки в разреженную матрицу. На этом месте многие участники испытали проблемы с недостатком оперативной памяти. При разворачивании даже одной колонки в питоне потребление памяти было выше, чем это доступно в среднем ноутбуке.
Немного сухой статистики. Количество уникальных ключей в каждой колонке: 2053602, 20275, 1057788. При этом и в трейн-части и в тест части всего лишь: 493866, 20268, 141931. 427994 уникальных пользователей в трейн и 181024 в тест части. Примерно 4% класса 1 в тренировочной части.
Как видим, признаков у нас очень много, использовать их всех это явный путь к оверфиту на трейн, потому что, например, решающие деревья используют сочетания признаков, а уникальных сочетаний такого большого количества признаков еще больше и практически все из них существуют только в тренировочной части данных или в тестовых. Тем не менее, одной из базовых моделей у меня был lightgbm с colsample ~0.1 и очень жесткой регуляризацией. Тем не менее, даже не смотря на огромные параметры регуляризации, оно показывало не стабильный результат на паблик и прайват части, как выяснилось после окончания соревнования.
Второй мыслью человека, который решил участвовать в этом соревновании наверняка было бы собрать трейн и тест, агрегируя информацию по идентификаторам. Например, суммой. Или максимумом. И тут выясняется две очень интересные вещи, которые придумал для нас Mail.ru. Во-первых, тест можно классифицировать с очень высокой точностью. Даже по статистикам о количестве записей для cuid и количестве уникальных ключей в json тест значительно превосходит трейн. Базовый классификатор давал 0.9+ roc-auc в распознавании теста. Во-вторых, счетчики не имеют практически никакого смысла, практически все модели становились лучше от перехода от счетчиков к бинарным признакам вида: есть/нет ключ. Даже деревья, которым по идее не должно быть хуже от того, что вместо единицы стоит какое-то число, похоже переобучались на счетчики.
Результаты на публичном лидерборде сильно превосходил таковые на кросс-валидации. Это было связано, видимо, с тем, что модели было проще построить ранжирование двух записей в тесте, чем в трейне, потому что большее число признаков давало больше слагаемых для ранжирования.
На этом этапе стало окончательно ясно, что валидация в этом соревновании вещь совершенно не простая и ни паблик, ни информация о CV других участников, которую можно было хитростью выманить у других участников в официальном чате[2]. Что же делать? Похоже, что трейн и тест разделены по времени, что позже подтвердили организаторы.
Любой опытный участник kaggle сразу скажет Adversarial validation[3], но все не так просто. Несмотря на то, что точность предсказания теста близка к 1 по метрике roc-auc, но похожих на тест записей в трейне не так много. Я пробовал суммировать агрегированные по cuid семплы с одинаковым таргетом, чтобы увеличить количество записей c большим числом уникальных ключей в json, но это давало просадки и на кросс-валидации, и на паблике, и я побоялся использовать такие модели.
Есть два пути: искать вечные ценности с помощью unsupervised learning или пробовать брать более важные именно для теста фичи. Я пошел обоими путями, используя TruncatedSVD для unsupervised и отбор фич по частоте в тесте.
Первым, шагом, впрочем, я сделал глубокий autoencoder, но ошибся, взяв два раза одну и ту же матрицу, исправить ошибку и использовать полный набор признаков не удалось: входной тензор не вмещался в память GPU ни при каком размере dense-слоя. Ошибку я нашел и в дальнейшем уже не пробовал кодировать фичи.
SVD я генерировал всеми способами на которые хватало фантазии: на оригинальном датасете с cat_feature и последующим суммированием по cuid. По каждой колонке отдельно. По tf-idf на json как bag-of-words[4] (не помогало).
Для большего разнообразия я пробовал отбирать небольшое число фич в трейне, использую A-NOVA по трейн части каждого фолда на кросс-валидации.
Модели
Основные базовые модели: lightgbm, vowpal wabbit, xgboost, SGD. Кроме этого я использовал несколько архитектур нейронных сетей. Находившийся на первом месте публичного лидерборда участник Дмитрий Никитко советовал использовать HashEmbeddings, эта модель после некоторого подбора параметров показала неплохой результат и улучшила ансамбль.
Еще одна модель нейронной сети с поиском интеракций (factorization machine style) между 3–4–5 колонками данных (три левых входа), численными статистиками (4 вход), SVD матрицы (5 вход).
Ансамбль
Все модели я считал по фолдам, усредняя предсказания теста от моделей, тренированных на розличных фолдах. Предсказания трейна использовались для стекинга. Лучший результат показал стек 1 уровня с помощью xgboost на предсказаниях базовых моделей и по 250 признаков из каждой json-колонки, отобранные по частоте, с которой встречался признак в тесте.
На решение я потратил ~30 часов своего времени, считал на сервере с 4 ядрами core-i7, 64 гигабайтами оперативной памяти, и одним GTX 1080. В итоге мое решение оказалось довольно стабильным и я поднялся с третьего места публичного лидерборда на первое приватного.
Существенная часть кода доступна на битбакете в виде ноутбуков[5].
Хочу поблагодарить Mail.ru за интересные контесты и других участников за интересное общение в группе!
[1] ROC-AUC в блоге Александрова Дьяконова
[2] Официальный чат ML BootCamp official
[3] Adversarial validation
[4] bag-of-words
[5] исходный код большинства моделей