[Из песочницы] BlaBlaCar стал тем, для чего не предназначался
Ни для кого не секрет: в топе сейчас «идейные» бренды, активно развивающие свою философию, позиционирующие продукт через стиль жизни, отражение принципов потребителя. Вспомним тот же Apple с его «Think different»: гораздо круче чувствовать себя бросившим вызов системе гением, чем непримечательным юзером дорогого смартфона. Успешны компании, чётко и лаконично формулирующие свою позицию, и с этим BlaBlaCar справляется:
Текст призван вызывать доверие к сервису. Однако в России принципы BlaBlaCar, предполагающие взаимопорядочность пользователей, почему-то не работают.
Вместо средства кооперации жизнерадостных и благонадёжных людей (по крайней мере, такими выглядят пользователи ресурса на фото), сайт используется как площадка приёма заказов мелкими коммерческими перевозчиками. Серьёзно, я забронировала около сотни поездок с момента регистрации на BlaBlaCar, и только в 5–10% случаев водителем оказывался человек с реальным фото, указавший в качестве контактного свой работающий сотовый! Чаще всего на телефонные звонки отвечала девушка-диспетчер или, хуже того, сам водитель, плохо понимающий по-русски (и у меня возникали серьёзные сомнения насчёт того, что этот мужчина может быть двадцатилетней «Натальей К.»).
Добавьте другие неприятные подробности, выясняющиеся далеко не сразу (вместо автомобиля — многоместный автобус с гомонящими соотечественниками водителя, отправление не в указанное на сайте время, а по мере заполнения автобуса, цена, естественно, выше заявленной), и вы не узнаете BlaBlaCar. Платформа становится источником дохода для ИП и ООО, а где коммерция, там злоупотребления. Раньше «автобусников» банили, но ничто не мешало им сменить скомпрометированный аккаунт. Теперь часть регулярных перевозчиков регистрируются честно, а остальные так и ходят «под чёрным флагом», и хотя надёжность аккаунта можно проверить мгновенным поиском по картинке, никто этим не занимается.
Ни пассажир, ни перевозчик не застрахованы — и тот, и другой могут отказаться от поездки за полчаса до отправления без ущерба для репутации (и даже отзыв отрицательный не оставишь, эта опция доступна только для тех, с кем у пользователя была поездка).
Однако несмотря на ненадёжность, ресурс пользуется популярностью — BlaBlaCar отдают предпочтение за счёт экономичности и удобства маршрутов. Компания позиционирует себя как полноценную альтернативу рейсовому транспорту, а по факту механизмы поощрения и наказания (рейтинг и отзывы) обесценены и не являются значимым критерием при выборе поездки.
И, в столь трудное и смутное время… BlaBlaCar вводят монетизацию. Проще говоря, чтобы забронировать одну поездку на среднюю дистанцию, придётся доплатить компании примерно столько же, сколько составит переплата при выборе рейсового транспорта. При одинаковой по факту цене преимущества последнего — очевидны.
Например, можно внести 149 рублей (доступ на день) и забронировать одну конкретную поездку, а водитель назавтра отклонит запрос бронирования. Без объяснений. Да, так можно. Поэтому более целесообразно покупать доступ на месяц за 199, но это выгодно при совершении трёх-четырёх поездок минимум.
Итог: гнилая мелкомасштабная коммерция. Неудачное решение — вводить агрессивную монетизацию, пока не решены проблемы верификации аккаунтов и не снижена нездоровая доля риска и авантюризма при заказе поездок через сервис BlaBlacar в России, иначе это очень напоминает поговорку «с паршивой овцы хоть шерсти клок».