Зум-объектив Canon RF 24-105mm f/4-7.1 IS STM: фотографический практикум

Наш традиционный обзор Canon RF 24–105mm F4–7.1 IS STM уже опубликован. К сожалению, специфика практического использования этого оптического инструмента не была раскрыта там с должным тщанием и как бы осталась «за кадром», поскольку изобилие подробностей сильно перегружает обзор. Впрочем, еще не все потеряно, и для полноты картины я предлагаю читателю ознакомиться с настоящим материалом.

Начнем с очевидных вещей. Стандартные зумы — едва ли не самые востребованные оптические инструменты в арсенале любой фотосистемы. Но объективы профессионального класса, особенно светосильные, нельзя назвать дешевыми, легкими и компактными. Поэтому наряду с оптическими инструментами 24—70 мм F2,8 и 24—105 мм F4 производители выпускают и более доступные модели, несколько «урезанные» по характеристикам по сравнению с топовыми аналогами. Таковым и является наш герой.

Благодаря тому, что производитель решил пожертвовать светосилой, ему удалось значительно уменьшить массу стекла в составе Canon RF 24–105mm F4–7.1 IS STM и выиграть по сравнению с Canon RF 24–104 F4L IS USM более 300 г в весе (395 г против 700 г), 18 мм в длине и 7 мм в диаметре. Последнее обстоятельство, кстати, дало возможность уменьшить и поперечник используемых светофильтров (67 мм против 77 мм).

Как и у других представителей класса бюджетной оптики, в приводе фокусировки нашего героя вместо высокоскоростного кольцевого ультразвукового мотора (USM) используется линейный шаговый двигатель (STM), корпус не герметизирован, а в комплект поставки не вложена штатная бленда. Но все упомянутое позволило удержать цену ниже отметки $400 (у Canon RF 24–104 F4L IS USM она составляет без малого $1100), а это очень существенное обстоятельство.

Мне представляется весьма важным включение в оптическую схему бюджетного инструмента асферической линзы, позволяющей повысить резкостные характеристики, а также оснащение объектива полноценной оптической стабилизацией изображения с эффективностью до пяти ступеней по длительности выдержки при съемке с рук без «шевеленки».

Органы управления Canon RF 24–105mm F4–7.1 IS STM. Объяснения в тексте

Объектив снабжен универсальным кольцом (1) и переключателем режимов его работы (А) между назначенной функцией (положение Control) и ручной фокусировкой (Focus). Естественно, имеется трансфокатор (2) и выключатель оптической стабилизации (Б). Структура поверхности (тип рифления) у колец 1 и 2 отличаются — это легко определяется пальцами на ощупь (при работе без перчаток) и предоставляет дополнительное удобство в тех случаях, когда фотограф всецело поглощен процессом визирования сцены через окуляр видоискателя и не хочет или не может отвлекаться на визуальный контроль за органами управления объективом.

Единственные метки на корпусе — значения фокусного расстояния. Шкалы дистанций и шкалы глубины резкости нет.

Отмечу, что упомянутое универсальное кольцо стало общим приобретением беззеркальной оптики Canon RF. Оно же, кстати, имеется и у фирменного адаптера для установки объективов с байонетом Canon EF на беззеркальные фотоаппараты производителя. Для того чтобы назначить этому кольцу желаемую функцию, следует воспользоваться меню камеры. Для съемки я пользовался аппаратом Canon R5.

Назначение функции кольца управления. Фото Canon Asia

В меню для кольца управления доступны следующие опции регулировки: диафрагма (Av), выдержка (Tv), ISO, экспозиционная поправка (экспокоррекция).

Выбор функции кольца управления. Фото Canon Asia

Позиции со стрелкой, направленной вниз, работают только при нажатии кнопки спуска затвора до половины. В других случаях кольцо управления активно всегда при включении камеры. Я часто пользуюсь экспокоррекцией, поэтому выбрал в качестве функции кольца именно этот вариант.

Согласно моим измерениям, максимальное раскрытие диафрагмы у Canon RF 24–105mm F4–7.1 IS STM при разных ФР составляет:

  • F4 при 24—26 мм
  • F4,5 при 27—36 мм
  • F5 при 37—50 мм
  • F5,6 при 51—62 мм
  • F6,3 при 63—79 мм
  • F7,1 при 80—105 мм

По большому счету это означает, что использовать объектив предпочтительнее всего для фотографирования пейзажей и интерьеров при 24—36 мм, а это несложно сделать и на пленэре, и в помещении. Репортажная съемка при «бытовом» искусственном свете сильно затруднена серьезным снижением светосилы в диапазоне ФР 51—105 мм. Оптическая стабилизация, конечно, выручит в такой ситуации, но для фотографирования динамичных сюжетов непременно потребуется достаточно короткая выдержка, чтобы избежать «смаза» картинки, а максимально возможное раскрытие диафрагмы F7,1 заставит заметно поднять ISO.

24 мм; F11; 1/1000 c; ISO 100

Центральная резкость достаточно высока, а вот краевая заметно ниже, даже при диафрагмировании до F11. Это заметно при анализе одного и того же (в приведенном примере — среднего) плана на снимках.

Если же смещать акцент на другие планы и подчеркнуть перспективу, то краевое снижение резкости привлекает внимание гораздо меньше.

26 мм; F13; 1/100 c; ISO 100

Внутрикамерная обработка снимков практически избавляет картинку от хроматических аберраций. Ниже привожу JPEG из камеры.

38 мм; F8; 1/800 c; ISO 100

При съемке в помещении нехватку светосилы приходится компенсировать оптической стабилизацией объектива и повышением ISO.

105 мм; F7,1; 1/25 c; ISO 1000

Здесь стабилизация демонстрирует эффективность на уровне двух ступеней по длительности экспозиции. При раскрытии F4 такой снимок можно было бы сделать при ISO 400 с аналогичной выдержкой.

Художественный портрет доверять нашему герою нецелесообразно при любом освещении, даже специальном: максимальное раскрытие диафрагмы при ФР 50 мм составляет F5, а при традиционном «портретном» диапазоне фокусных (85—100 мм) — и того меньше, F7,1. Это не позволяет получить достаточное размытие заднего плана.

Впрочем, для традиционного любительского подхода при естественном освещении хватает и заявленных возможностей.

24 мм; F8; 1/320 c; ISO 100

На первый план выступает возможность четырехкратного зумирования сцены, облегчающая компоновку кадра.

82 мм; F8; 1/250 c; ISO 100

105 мм; F8; 1/160 c; ISO 100

В ряде случаев при съемке на дальних дистанциях, когда фотографу хочется оставаться незамеченным, фокусного расстояния 105 мм оказывается явно недостаточно, и приходится использовать композиционные ухищрения.

105 мм; F9; 1/250 c; ISO 100

Это не упрек объективу, а естественное ограничение всякого зума 24—105 мм.

При работающем АФ и ФР 24 мм минимальная дистанция фокусировки Canon RF 24–105mm f/4–7.1 IS STM составляет 20 см, что позволяет иногда получить забавную картинку.

24 мм; F8; 1/200 c; ISO 100

Здесь же можно оценить и бокэ, которое в стандартных сценах при аналогичном раскрытии попросту не формируется.

В режиме ручного наведения на резкость и при минимальном ФР Canon RF 24–105mm f/4–7.1 IS STM предоставляет возможность снимать макро на МДФ 13 см. Это означает, что от передней плоскости объекта до кромки объектива остается менее 1,5 см. Производитель называет эту функцию «центральное макро», поскольку вся периферия кадра будет демонстрировать выраженную нерезкость.

Я снимал в этом режиме нижнюю сторону жесткого диска форм-фактора 2,5″ для портативных ПК. В качестве осветителей использовал два импульсных источника с отражателями на расстоянии по 5 см справа и слева от объекта. 24 мм; F16; 1/100 c; ISO 100. Макро на МДФ 13 см. Ручная фокусировка. Передний край объектива на расстоянии 1,4 см от плоскости объекта. Приведу пару снимков: без профиля коррекции и с корректирующим профилем.

Без приложения профиля

С коррекцией при помощи профиля объектива

Коррекция профилем позволяет лишь исправить геометрию (выраженную бочкообразную дисторсию), но ничего не может поделать с сильной нерезкостью периферии кадра.

Следующий снимок сделан при рассеянном дневном свете на дистанции 18 см при ФР 24 мм; F8; выдержка 6 c; ISO 100. Макро. Ручная фокусировка. Передний край объектива на расстоянии 3 см от плоскости объекта.

Без приложения профиля

С коррекцией при помощи профиля объектива

Здесь признаки дисторсии несколько меньше, но периферийная нерезкость столь же сильно выражена.

На мой взгляд, функция «центральное макро» — вещь полезная и даже может найти применение в некоторых ситуациях, однако ее довольно сложно реализовать при МДФ 13 см, а получить высокое качество изображения все равно не удастся.

Альбом фотографий, снятых при помощи Canon RF 24–105mm f/4–7.1 IS STM в связке с камерой Canon R5, можно полистать на ixbt.photo.

Заключение

Canon RF 24–105mm f/4–7.1 IS STM — бюджетный объектив, обладающий невысокой светосилой, которая отчасти компенсируется эффективностью оптической стабилизации и возможностью работы на более высоких ISO. Впрочем, вторая опция зависит не от оптики, а от используемой камеры. К сильным сторонам модели следует отнести прежде всего ее наименьшие цену, вес и размеры среди всех зумов 24—105 мм, которые можно использовать на полнокадровых беззеркалках Canon. Качество изображения в центре кадра хорошее, а на краях заметно снижение резкости. Впрочем, никто не обещал, что бюджетный объектив будет сравним с профессиональным инструментом L-серии. Несмотря на очевидные компромиссы в плане конструкции, комплектации и качества изображения, Canon RF 24–105mm f/4–7.1 IS STM вполне можно использовать по назначению, особенно в традиционной практике фотолюбителя.

Благодарим компанию Canon за объектив и фотокамеру, предоставленные для тестирования

Полный текст статьи читайте на iXBT