Зеркальная камера начального уровня Nikon D5300 и «бюджетный» объектив Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II

camera-550.jpg Название Nikon D5300 Дата анонса 17 октября 2013 г. Тип Compact SLR (компактная зеркальная) Производитель Nikon Информация о камере Nikon D5300на сайте производителя Цена, корпус T-10545587 Цена, «кит» 18—140 мм T-10545588 Содержание 14 апреля 2009 года Nikon выпустил первую свою зеркалку с откидным поворотным экраном, 12-мегапиксельную Nikon D5000. Потом, после двухлетней паузы, появилась Nikon D5100. Еще через полтора года — Nikon D5200, и еще через год — героиня данного теста и обзора, Nikon D5300. Кстати, три последние фотокамеры еще остаются в модельном ряду Nikon, не списаны в архив. И купить их еще можно, причем 16-мегапиксельная Nikon D5100 примерно на 10 тысяч рублей дешевле, чем D5300.

  Nikon D5100 Nikon D5200 Nikon D5300 Дата анонса 5 апреля 2011 г. 6 ноября 2012 г. 17 октября 2013 г. Матрица CMOS 16 Мп CMOS 24 Мп CMOS 24 Мп Чувствительность ISO 100 — 6400(расшир. до 25 600) 100 — 6400(расшир. до 25 600) 100 — 6400(расшир. до 25 600) Автофокус 11 точек 39 точек 39 точек Экспозамер 420-пикс. датчик 2016-пикс. датчик 2016-пикс. датчик Экран 3,0 дюйма921 000 точек 3,0 дюйма921 000 точек 3,2 дюйма1 036 800 точек Скорость серийной съемки до 4 fps до 5 fps до 5 fps Видео 1920×108030p fps 1920×108060i или 30p fps 1920×108060p fps Процессор Expeed 2 Expeed 3 Expeed 4 Затвор 30 — 1/4000 с 30 — 1/4000 с 30 — 1/4000 с Карты памяти SD, SDHC, SDXC SD, SDHC, SDXC SD, SDHC, SDXC GPS опция опция встроенный Размеры, вес 128×97×79560 г 129×98×76555 г 125×98×76530 г Цена, корпус T-7156944 T-8494941 T-10545587 Из таблицы видно, как формировался образ D5300: сейчас в камере поселился процессор Expeed 4, видео записывает полноценные 60 кадров прогрессивной развертки в формате Full HD, а экран вырос до 3,2 дюйма и насчитывает 1 036 800 точек. Кстати, по поводу точек. Спасибо сигналу с форума, что надо разделять точки и пиксели. Действительно, бо́льшая часть производителей стала в спецификациях указывать не пиксели экрана, а субпиксели RGB и называть их точками. Зачем? Скорее всего, чтобы поразить покупателя большими цифрами. На сайте Nikon по этому поводу честно пишут: «Монитор TFT с диагональю 8,1 см (3: 2), разрешением прибл. 1037 тыс. точек (720 × 480 × 3 = 1 036 800 точек), переменным углом наклона, углом обзора 170°, почти стопроцентным покрытием кадра и регулировкой яркости».

Теперь чуть подробнее характеристики самой D5300:

Основные характеристики Объектив Сменная оптика, байонет Nikon F. В «китовом» наборе — Nikon 18–140mm f/3.5–5.6 G ED VR DX AF-S Матрица 24,2 Мп, CMOS, APS-C (23,5×15,6 мм), кроп-фактор — 1,5 Светочувствительность ISO 100 — 6400 (до 25 600 в расширенном диапазоне) Автофокус 39 точек фокусировки (включая 9 датчиков перекрестного типа) Экспозициия TTL-замер с помощью 2016-пиксельного датчика RGB Экран TFT 3,2 дюйма, 1 036 800 точек, откидной, поворотный. Охват — 100%, угол обзора до 170 градусов Стабилизация изображения В камере — нет Режимы съемки Автоматические режимы (авто; авто — вспышка выключена); Творческие режимы PASM; Сюжетные режимы (Портрет, Пейзаж, Ребенок, Спорт, Макро, Ночной портрет, Ночной пейзаж, Праздник/в помещении, Пляж/снег, Закат, Сумерки/рассвет, Портрет питомца, Свет от свечи, Цветение, Краски осени, Еда); Режимы спецэффектов (Ночное видение, Цветной эскиз, Эффект игрушечной камеры, Эффект миниатюры, Выборочный цвет, Силуэт, Высокий ключ, Низкий ключ, Рисование HDR). Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.30), RAW (NEF) 14 или 12 бит, RAW + JPEG Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p в формате MOV H.264/MPEG-4 Память Карты памяти SDHC и SDXC, совместимые с SD и UHS-I Разъемы Выход audio/video (PAL/ NTSC), совмещенный с USB, Mini-HDMI (тип С), вход внешнего микрофона, разъем для кабеля дистанционного управления MC-DC2 Источник питания Литий-ионная батарея EN-EL14a (прибл. 600 кадров, стандарт CIPA) Размеры, вес 129,6 × 99,7 × 77,9 мм; 480 г (включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные характеристики Встроенная вспышка Есть, ведущее число — 12 (ISO 100) Скорость затвора 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация 1/200 с Видоискатель Оптический, угол охвата (по вертикали/горизонтали) — прибл. 95%, увеличение — прибл. 0,82 «Горячий башмак» Есть GPS, Wi-Fi Есть, встроенные модули Автоспуск 2 / 5 / 10 / 20 с Подсветка автофокуса Есть Брекетинг По экспозиции, по балансу белого, по технологии «активный D-Lighting» Серийная съемка Непрерывная медленная: до 3 кадров в секунду.Непрерывная быстрая: до 5 кадров в секунду (JPEG и 12-разрядный RAW)или до 4 кадров в секунду (14-разрядный RAW) Форматы съемки 3:2 (6000×4000) Конструкция, дизайн, управление В качестве заглавной фотографии этой статьи можно было поместить «портрет» Nikon D5200 или D5100. И даже D5000. Дизайн камеры за пять лет существовании 5000-й серии практически не изменился. Самые заметные изменения:

у Nikon D5100 экран стал откидывался влево, а не вниз, как у D5000; у Nikon D5200 микрофон переместился поближе к «горячему башмаку» и стал стереофоническим; у Nikon D5300 на верхней панели появились иконки Wi-Fi и спутника (т. е. GPS). front-right-flash.jpg Камера очень хорошо смотрится, в руке лежит как влитая. Собственно, основные черты дизайна уже сложились задолго до появления D5300, с выходом каждой новой модели 5000-й серии меняются лишь незначительные детали. right.jpg Здесь хорошо видны управляющие кнопки слева от объектива: снизу кнопка «драйва» или «протяжки» — переключение скоростных режимов съемки. Выше — настраиваемая функциональная кнопка Fn. Еще выше — кнопка выброса вспышки. right-connects.jpg Сверху на панели разъемов расположился вход внешнего микрофона — намек на продвинутое видео.Чуть ниже — выход audio/video (PAL/ NTSC), совмещенный с USB.

Еще ниже — разъем для кабеля дистанционного управления MC-DC2 (сам кабель приобретается отдельно от камеры).

Внизу — Mini-HDMI (тип С).

back.jpg Задняя панель минималистична, ничего лишнего, только необходимое. Все кнопки на своих местах, никаких трудностей с доступом.Из того, что стоит пояснить: кнопку «i» по-другому можно назвать кнопкой вызова быстрого меню. Это изменение настроек прямо на информационном экране.

back-left-flash-screen.jpg Откидной-поворотный экран — самая главная деталь, выделяющая 5000-ю серию на фоне других зеркалок Nikon. И хотя в режиме LiveView камера заметно подтормаживает (после снимка приходится ждать полторы-две секунды, пока изображение появляется на экране), это вряд ли связано с конструкцией экрана. back-left-flash-card.jpg Бо́льшая часть органов управления находится под правой рукой. Как видите, указательный палец легко оперирует с органами на передней и верхней панели. Большой палец правой руки — с органами на задней панели.Колесо выбора режимов поворачивается легко — в принципе, его можно вращать только указательным или только большим пальцем.

front-left-flash.jpg С этого ракурса хорошо видны профиль рукоятки и лампа подсветки автофокуса. И, увы, отсутствие переднего управляющего колеса. Как и положено зеркалке начального уровня, Nikon D5300 управляется только одним колесом на задней панели.Обратите внимание на небольшой рычажок у диска выбора режимов. Это включение/выключение режима Live View.

top.jpg Диск выбора режимов, кроме творческой группы PASM и автоматической «зеленой» зоны, предлагает режим «без вспышки» и несколько самых распространенных сюжетных программ (спорт, портрет и т. д.).Кроме того, в режиме «Эффекты» камера предлагает обработку фотографий — «Ночное видение», «Цветной эскиз», «Эффект игрушечной камеры», «Силуэт», «Высокий ключ», «Низкий ключ» и т. д.

А в режиме «Сцены» можно найти не самые распространенные сюжетные программы: «Сумерки/рассвет», «Портрет питомца», «Свет от свечи», «Краски осени», «Еда» и др.).

bottom-battary.jpg Небольшая литий-ионная батарея EN-EL14a обеспечивает съемку приблизительно 600 кадров по стандарту CIPA — из всех шагов алгоритма определяющим является «каждый второй снимок делается со вспышкой, включенной на полную мощность». По дизайну, качеству сборки, удобству управления придраться к Nikon D5300 очень сложно. Основные черты этой модели сложились еще в 2009 году. И по внешнему виду камеры можно сделать ложный вывод, что она чрезвычайно проста и особенной функциональностью не страдает. Но оказывается, в меню спрятано немало настроек, которые позволяют прозвести «тюнинг» D5300, настроить камеру под себя, свои привычки, свой стиль в фотографии (я говорю о настройке пресетов Picture Control — «Стандартный», «Насыщенный» и т. д.). Давайте посмотрим на экраны меню — в основном те, что определяют сущность D5300:

Давайте подытожим осмотр камеры:

Дизан — никоновская классика. Управление удобное, без наворотов, с одним управляющим колесом. Nikon D5300 дороже младшей модели D3300 примерно на 5000 рублей. Но эта разница в цене дает нам: откидной поворотный экран, более совершенные модули экспозиции и фокусировки, прогрессивную развертку видео в разрешении Full HD с частотой 60 к/с, встроенные модули Wi-Fi и GPS. Если на поверхности камеры управляющих органов не так много, то в меню настроек предостаточно. Структура меню понятная и несложная. С помощью программирования кнопок и создания своего меню камеру можно неплохо подстроить под себя. Единственное пожелание — чтобы функциональная кнопка Fn стала многофункциональной, чтобы к ней можно было привязать несколько функций. Так делают, обеспечивая удобный интерфейс некоторых камер. Nikon D5300 и конкуренты   Матрица Макс.чувст. Дисплей Видео, стабилиз. Вес, размеры Ориент.цена, руб CanonEOS 60D 18 Мп CMOSAPS-C ISO 6400ISO 12 800* 3,0″ TFT1 040 000 точекоткиднойповоротный Full HD 30pнет

755 г145×106×77 T-6070783 CanonEOS 700D 18 Мп CMOSAPS-C ISO 6400ISO 25 600* 3,0″ TFT1 040 000 точекоткиднойповоротныйсенсорный Full HD 30pнет

575 г133×100×79 T-9332741 NikonD5200 24 Мп CMOSAPS-C ISO 3200ISO 25 600* 3,0″ TFT921 000 точекоткидной, поворотный Full HD 30pнет

555 г129×98×78 T-8494941 NikonD5300 24 Мп CMOSAPS-C ISO 6400ISO 25 600* 3,2″ TFT1 036 800 точекоткиднойповоротный Full HD 60pнет

530 г129×98×78 T-10545587 PentaxK-500Kit 18–55 16 Мп CMOSAPS-C ISO 3200ISO 51 200* 3,0″ TFT921 000 точекфиксированный Full HD 30pоптический

650 г129×97×70 T-10398917 ** Samsung NX20Kit 18–55 20 Мп CMOSAPS-C ISO 3200ISO 51 200* 3,0″ AMOLED614 000 точекоткиднойповоротный Full HD 30pнет

399 г122×90×40 T-8217439 ** SonyAlpha SLT-A65 24 Мп CMOSAPS-C ISO 12 800ISO 25 600* 3,0″ TFT921 800 точекоткиднойповоротный Full HD 50pнет

622 г132×97×81 T-7697069 * — в расширенном режиме.

** — не продается отдельно, только c кит-объективом.

Качество изображения — шумы Есть расхожее мнение, что уровень шумов и размер матрицы накрепко связаны друг с другом. Это во многом правда, но далеко не вся правда. В последний год мы могли не раз в этом убедиться, когда формат APS-C выдавал нам картинку от ужасной до почти прекрасной в одних и тех же условиях. Только камеры были разные. Давайте посмотрим, какую картинку выдаст Nikon D5300 при выключенном и включенном фильтре шумов.

Первым делом здесь придется извиниться за баланс белого. Но это тоже своеобразный тест. Понятно, что мы можем подогнать картинку совсем вручную, т. е. корректируя ручной баланс по тестовым снимкам. Но зачем? А так — хоть и бьет по глазам, но видно, что́ можно получить, следуя обычной процедуре установки баланса белого по белому или серому листу.

Что касается уровня шумов на картинке — он очень неплох для камеры начального уровня. Рабочую чувствительность каждый выбирает сам, но тот факт, что вплоть до ISO 6400 хорошо различимы мелкие детали и шкала Kodak Gray Scale похожа на себя, а не на крокодила, говорит о качестве матрицы и обработки. Шумодав работает весьма корректно, не гладит все под ноль.

Картинки «мира и деревянная линейка» еще раз подтверждают, что мелкие детали неплохо сохраняются даже на высокой чувствительности ISO 6400. Ниже на графиках видно, что разрешение на минимальной чувствительности ISO 100 находится на очень высоком уровне 0,8 линии на пиксель в центре кадра и на довольно высоком 0,7 линии на краю.

Потом, по мере роста чувствительности, разрешение плавно падает примерно до 0,5 линии на пиксель. Причем с небольшими вариациями картина повторяется и при включении/выключении шумодава, и при переходе на RAW. 0,5 линии на пиксель — весьма достойный результат для ISO 6400. И, что приятно, край кадра не сильно отстает от центра.

Nikon D5300тест «шумы«оценка разрешения JPGфильтр выкл. JPGфильтр норм. RAWфильтр выкл. graphic-jpg-low-filter-200.jpg graphic-jpg-high-filter-200.jpg graphic-raw-200.jpg Небольшая ремарка: Почему мы ограничились чувствительностью ISO 6400?

В диапазоне чувствительности производители указывают самые разные цифры, кто-то считает верхним порогом ISO 3200, а запредельную ISO 25600 оставляет в расширенном диапазоне. Кто-то пишет, что ISO 25600 входит в основной диапазон.

Это больше говорит не о технической стороне дела, а о маркетинговой политике. Что лучше: указать скромные ISO 3200 или бабахнуть потребителю по голове ISO 25600? Мало-мальски просвещенному фотолюбителю известно, что на ISO 3200 еще можно с натяжкой делать фотоснимки. А ISO 25600 лучше не трогать — там будут такие шумы, что никакой шумодав не разгребет.

Поэтому пока мы решили верхней планкой анализа считать ISO 6400. Если очень интересно, какой уровень шумов выдает Nikon D5300 на более высоких значениях «скорости пленки» — пожалуйста, в блоке «Тестовые материалы для скачивания» есть семплы, сделанные на значениях ISO 8000, 10000, 12800, 16000, 20000, 25600. Причем не только при высоком разрешении, но и при низком, на относительно длинной выдержке. Смотреть на них без содрогания сложно, и чем выше чувствительность — тем сложнее. Еще сложнее их анализировать, поскольку измерение разрешения по мирам не показывает почти ничего: линии могут быть различимы, но разноцветные пятна так портят картинку, что количественный анализ можно даже не проводить. Только качественный.

Что касается картинки, которую Nikon D5300 выдает на ISO 1600, 3200 и 6400 — она находится на достойном уровне. Особенно если учесть, что класс камеры скромный, чуть выше начального.

Оптика — Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II nikon-18-55mm-300.jpg   Производитель Nikon Подробная информация Nikon 18–55mm на сайте производителя Тип объектива с переменным фокусным расстоянием Фокусное расстояние 18 — 55 мм (27 — 82,5 мм в эквиваленте 35 мм) Минимальное расстояние фокусировки 0,28 м Диафрагма максимальная f/3,5 — f/5,6 минимальная f/22 — f/36 Стабилизатор есть Привод автофокуса ультразвуковой (SWM) Диаметр резьбы фильтра 52 мм Размеры, вес ∅66×59,5 мм, 195 г Цена T-2424300 Китовым объективом для Nikon D5300 считается AF-S DX Nikkor 18–140mm f/3.5–5.6G ED VR — он, скорее всего, больше соответствует классу камеры. Но к нам в лабораторию D5300 попала в комплекте с «младшим китом», которым комплектуются камеры 3000-й серии. Ничего страшного, с Nikkor 18–140mm мы познакомимся в ближайшем будущем. А Nikkor 18–55mm показался нам достаточно интересным, чтобы о нем рассказать. В частности, производитель обещает, что его стабилизатор может подарить фотографу до 4 ступеней EV. Посмотрим, проверим.

Nikkor 18–55mm. ЭФР = 27 мм geometry-27mm-550.jpg На коротком «фокусе» Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II мы наблюдаем умеренную «бочку» с дисторсией D = −3,88 по вертикали и D = −1,83 по горизонтали. То есть лица, находящиеся на краю кадра, будут сплюснуты по вертикали значительно сильнее. Ну, короткий «фокус» без искажений не бывает. Для недорогого объектива это приемлемый результат.

F027-graph-300.jpg F027-graph-300.jpg Разрешение в линиях на пиксель Хроматические аберрации Приятно, когда недорогой объектив показывает хороший класс. Надеюсь, великий Форум-20 меня за эти слова не покарает. Смотрите сами: разрешение в центре кадра в диапазоне f/3,5 — f/18 держится не ниже 0,6 линии на пиксель. На закрытой диафрагме f/22 опускается лишь до 0,55 линии. На краю кадра картинка сильно отстает от центра только на широкой диафрагме.

Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR IIразрешение, радиальные мирыЭФР = 27 мм f/3,5 f/8 f/16 f/22 центр кадра F027-f035-mira1.jpg F027-f080-mira1.jpg F027-f160-mira1.jpg F027-f220-mira1.jpg 0,72 линии/пиксель 0,75 линии/пиксель 0,66 линии/пиксель 0,56 линии/пиксель край кадра F027-f035-mira2.jpg F027-f080-mira2.jpg F027-f160-mira2.jpg F027-f220-mira2.jpg 0,53 линии/пиксель 0,66 линии/пиксель 0,62 линии/пиксель 0,53 линии/пиксель Что касается хроматических аберраций — они практически незаметны. Чуть выделяются на краю кадра. Это либо хорошее качество оптики (при небольшом диапазоне фокусных расстояний вполне возможно достичь такого результата), либо программная компенсация «хроматики». В любом случае чистую картинку наблюдать приятно.

Nikkor 18–55mm. ЭФР = 51 мм geometry-51mm-550.jpg На среднем «фокусе» Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II почти полностью избавляется от геометрических искажений: по вертикали наблюдается очень небольшое втягивание («подушка») с дисторсией D = 0,3, по горизонтали примерно такая же «бочка» с дисторсией D = −0,29.

F051-graph-300.jpg F051-graph-300.jpg Разрешение в линиях на пиксель Хроматические аберрации Разрешение на открытой диафрагме f/4,5 чуть опускается — до 0,4 линии на пиксель на краю кадра, зато потом вплоть до самой узкой диафрагмы f/29 остается высоким, не ниже 0,5 линии. «Хроматика» на среднем фокусном расстоянии также невысока, не превышает 2,5 процентов.

Nikkor 18–55mm. ЭФР = 82,5 мм geometry-82mm-550.jpg На максимальном фокусном расстоянии дисторсия почти пропадает. По вертикали дисторсия становится равна D = 0,67, а по горизонтали D = 0,06. Это «микро-подушка», практически незаметная на глаз.

F082-graph-300.jpg F082-graph-300.jpg Разрешение в линиях на пиксель Хроматические аберрации Разрешение неплохо держится до диафрагмы f/22, не опускается ниже уровня 0,5 линии на пиксель. На самой узкой диафрагме f/36 падает до «мутных» 0,35 линии. «Хроматика» на длинном фокусном расстоянии становится просто микроскопической, ее не видно ни в центре кадра, ни на краю.

Стабилизатор. Методика оценки эффективности стабилизатора Наша методика оценки качества стабилизатора после статьи «Полукадровые объективы для Canon» вызвала не бурю споров, но пару едких замечаний, требующих еще раз пояснить суть методики. Давайте снимем вопрос, я еще раз опишу суть методики, более подробно, чем в предыдущих статьях. А в последующих статьях буду давать ссылку на этот раздел данного обзора.

Итак, условия проверки стабилизатора:

Расстояние до мишени — 5 метров (ISO 100, выдержка в пределах f/5 — f/11, зона наибольшей резкости). Эквивалентное фокусное расстояние — 50 мм. Выдержка меняется от 1/20 секунды до ½ с интервалом ⅓ EV.Т. е. перебираются значения: 20, 15, 13, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2.5, 2 (всего 11 значений). Это минимум, но иногда, если есть подозрение, что стабилизатор очень хорошо стабилизирует, мы доходим до 1 секунды. На каждой выдержке делаются 10 снимков. Берется обычный трезвый человек (а то добрые люди на форуме подозревают, что руки у всех трясутся с похмелья), который делает 10 кадров, не применяя специальных приемов (опора тела на стену, опора локтей на тело, задержка дыхания и т. д.). То есть имитирует обычную съемку. Или просто снимает 10 кадров подряд. Мишень, которая фотографируется при проверке стабилизатора, представляет собой «таблицу офтальмолога» — набор строчек, набранных разным кеглем. Эту табличку можно скачать. Потом, при анализе всей съемки, каждый снимок получает баллы. Если без труда можно прочесть самую мелкую строчку, снимок получает 10 баллов. Если все строчки размыты — 0 баллов. Понятно, что существуют промежуточные варианты, здесь мы выбираем строчку, которую мозг трезвого человека считает почти неразмытой, и по этой строчке присуждаем снимку 1 или 4 или 7 баллов — по степени четкости снимка. В итоге каждая серия из 10 снимков получает от 0 до 100 баллов. Внимание! Количество накопленных баллов мы считаем вероятностью того, что на данной выдержке удастся сделать четкий снимок. Что нам позволяет сделать такой вывод? Давайте придерживаться двух позиций «на з»: знакомства с теорией вероятностей и здравого смысла.

Есть эмпирическое правило, что выдержка в секундах, равная обратному значению ЭФР в миллиметрах — это правильная выдержка. Т. е. если мы снимаем с ЭФР=50 мм, то выдержку надо ставить не длиннее 1/50 секунды. Это правило вывела практика, его можно не критиковать, это ориентир. У одних руки крепче, у других слабее, но за ориентир можно держаться любыми руками. И корректировать его под свои возможности. В голове при этом обычно появляется мысль: «Если я фотографирую на 1/20, а правило требует 1/50, то я слегка рискую. Рискую, что снимок не получится. Вероятность получения четкого снимка снижается, допустим, с 0,9 до 0,5». Не уверен, что у всех голова генерит именно эти слова, но примерный ход мысли — он такой. Это одна из привязок к здравому смыслу.

Теперь давайте привяжемся к теории вероятностей. Если вероятность получения четкого снимка 0,9 (без градаций — либо четкий, либо нечеткий), то вероятность, что в серии из 10 снимков нам выпадет счастье сделать либо 10, либо 9, либо 8 четких, равна 0,93 (теорема Бернулли и сложение трех вероятностей). По-другому можно сформулировать так: если вероятность получения четкого снимка равна 90 процентов, то мы с вероятностью 0,93 набираем от 80 до 100 баллов.

Теперь давайте посмотрим, есть ли соответствие между вероятностью получения четкого снимка P и вероятностью P1 — того, что мы в серии из 10 снимков наберем число баллов от Р−10 до Р+10. Напомним, что за 5 четких снимков мы получим 50 баллов, а за 8 — 80 баллов.

P — вероятность четкого снимка (в процентах) P1 — Вероятность того, что мы наберем количество баллов от Р−10 до Р+10 90 0,93 (вероятность попадания в интервал 80 — 100) 80 0,77 (вероятность попадания в интервал 70 — 90) 70 0,70 (вероятность попадания в интервал 60 — 80) 60 0,67 (вероятность попадания в интервал 50 — 70) 50 0,66 (вероятность попадания в интервал 40 — 60) 40 0,67 (вероятность попадания в интервал 30 — 50) 30 0,70 (вероятность попадания в интервал 20 — 40) 20 0,77 (вероятность попадания в интервал 10 — 30) Как видите, вероятность везде немаленькая, соответствие есть даже при скромной серии из 10 снимков. Понятно, что если бы на каждой выдержке мы снимали по 100 кадров, степень соответствия была бы еще более высокой. Но здесь мы сталкиваемся с очень простым ограничением — по времени, по трудозатратам.

Давайте, чтобы разобраться, чуть упростим задачу. Предположим, что мы проводим испытания сериями по 10 кадров по ряду выдержек 15, 13, 10, 8, 6, 5 (через ⅓ EV). Предположим, что для каждой выдержки существует вероятность получения четкого снимка P. Отобразим эту зависимость на графике — это ожидаемый результат, синяя линия:

stabilizator.jpg При этом для каждой выдержки существует вероятность Р1, что мы попадем в интервал (P−10; P+10), эту вероятность из верхней таблицы мы напишем в скобках рядом с выдержкой на оси абсцисс. Наилучший результат P+10 мы обозначим зеленой линией, наихудший P−10 обозначим оранжевой.

Разумеется, в каждой серии из 10 кадров нам может повезти или не повезти. Вероятность того, что мы выйдем за пределы интервала (P−10; P+10), обозначим как Q1 = 1 − P1. Вероятность, что мы поднимемся выше зеленой линии, равна Q2 = (1 − P1)/2. Такова же вероятность, что мы опустимся ниже оранжевой линии.

Эти вероятности невелики, но и не так малы, чтобы ими пренебрегать. А вот вероятность, что нам слишком повезет два раза подряд, что мы на двух выдержках будем держаться выше зеленой линии, уже совсем невелика. Для выдержек (15–13) это (1 − 0,93)×(1 − 0,77)/4 = 0,004025. И для остальных выдержек такая вероятность «двойного успеха» или «двойного неуспеха» не превышает 3%. Такой вероятностью можно пренебречь.

Это значит, что реальная кривая, полученная в серии испытаний, будет колебаться около ожидаемого результата, и если даже выйдет за пределы зеленой и оранжевой линий, то ненадолго. Теория вероятностей вернет ее оранжево-зеленую «трубку».

Теперь попробуем определить, насколько сильно мы можем ошибиться с определением пороговой вероятности. Допустим, мы поставим перед собой задачу: определить выдержку, на которой вероятность получения четкого снимка равна 80%. Допустим, эта вероятность точно приходится на выдержку 1/10 секунды (но мы об этом не знаем!).

Допустим, что именно на выдержке 1/10 нам сильно «повезло», и мы получили 90 баллов вместо 80. Но на следующей серии из 10 снимков нам не должно слишком сильно повезти (вероятность этого слишком мала). И наша реальная кривая будет стремиться к синей линии или даже к оранжевой, как показано красными стрелками на графике. В любом случае на следующей выдержке мы должны оказаться рядом с порогом 80 баллов. И наша ошибка не превысит ⅓ EV.

Как человек, немного знакомый с математикой, я понимаю, что это не строгое доказательство. Здесь, по идее, надо ставить гипотезу о распределении случайной величины, а потом по критерию «хи-квадрат» просчитывать, сколько надо сделать снимков в каждой серии, чтобы быть уверенным, что гипотеза соответствует реальности с выбранной пороговой вероятностью. А с 10 кадрами в каждой серии не распрыгаешься. Но как человек, немного знакомый с практикой и здравым смыслом, я понимаю, что могу пользоваться статистической выборкой из 11 серий по 10 испытаний в каждой так же успешно, как эмпирическим законом «подели единицу на фокусное расстояние — получишь пороговую выдержку».

И напоследок. Стандарт CIPA, созданный для определения эффективности стабилизатора, построен иначе. Там камера устанавливается на вибрирующую платформу и «трясется» по заданной программе, с заданной амплитудой и формой вибрационных воздействий. В интервале выдержек от 1/500 секунды до 4 секунд делаются серии снимков. При этом известно, насколько должен быть размазан снимок с выключенным стабилизатором, это можно рассчитать. После экспериментов идет анализ — проверка того, насколько реальная размазанность меньше, чем теоретическая. И в итоге делается вывод, что стабилизатор эффективен, допустим, в диапазоне до 3 ступеней EV.

stabilizator1.jpg Думаете, в таком подходе все гладко? Стандарт до сих пол не принят в окончательно виде, существует только в черновой версии. Насколько я знаю, основная причина (основная критика стандарта) — невозможность установить степень соответствия вибрации платформы и поведения камеры в руках человека. Здесь можно строить догадки, приводить доводы, но стопроцентно утверждать, что тест на вибрирующей платформе — то же самое, что и тест в фотографической практике, невозможно. Хотя бы потому, что движение камеры вверх-вниз — не единственное возможное и не единственное существенное. Гораздо важнее вращательные движения камеры и в плоскости матрицы, и в плоскостях оптической оси (вертикальной и горизонтальной).

Так что стандарт CIPA будет дорабатываться, пока не будет уверенности, что движения вибрационной платформы хоть в какой-то мере соответствуют движениям фотографа. Возможно, когда-нибудь мы перейдем на методику CIPA, если стандарт будет открытым, если можно будет изготовить платформу по образу и подобию той, что прописана в стандарте, и скачать набор воздействий, подаваемых на платформу. Но пока мы предпочитаем нашу альтарнативную проверку эффективности стабилизатора. Кстати, с каждым новым прогоном камеры или объектива мы убеждаемся, что методика работает, дает ориентиры для практики. Даже когда кривая испытаний получается ломанной, никто не мешает ее усреднить.

Если у вас возникнут мысли, как можно улучшить методику, мы открыты к конструктивному диалогу. Предлагайте, дополняйте, уточняйте, пишите — будем только рады.

Стабилизатор — Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II А теперь — результаты проверки стабилизатора Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II. Здесь, как обычно, количество баллов, набранных на разных выдержках, падает по мере увеличения выдержки. Если на 1/20 секунды мы получили четкими почти все снимки, то на 1/8 секунды бо́льшая часть снимков четкая, но есть и «проколы». При выдержке ½ секунды «проколов» больше, чем четких снимков. Короче, кривая снижается от 100 баллов до 0. А порог 0,7 (70 баллов), наш ориентир, приходится на выдержку ¼ секунды. Приблизительно! Как раз в районе ¼ мы наблюдаем явный статистический выброс, но можем его мысленно сгладить. Или не мысленно: в MS Excel есть замечательная фукнция «Добавить линию тренда». На графике такая линия (полином 3-й степени) как раз и показывает ожидаемый результат.

stabilizator.jpg Итак, мы застолбили выдержку ¼ с как надежную. Утверждаем, что вероятность получения четкого снимка на этой выдержке примерно равна 0,7 — при съемке с расстояния 5 метров и ЭФР=50 мм. Это типичная ситуация, в которой эмпирическое правило «дели на фокусное расстояние» требует выдержку не короче 1/50 секунды. Если мы увеличим эту выдержку на 4 ступени, то получим ⅓ секунды. Это совсем рядом с ¼, где наш график пересекает линию 70 баллов. По нашей оценке получается, что эффективность стабилизатора равна 32⁄3 супеней EV. Наша проверка не противоречит испытаниям по стандарту CIPA — производителем заявлена эффективность в пределах 4 ступеней.

Особенности Nikon D5300 Скорость, автофокус Если методика для тестирования стабилизатора у нас сложилась, то вменяемой методики для проверки скорости автофокуса пока нет. Надеюсь, со временем она появится (задумки есть). А пока можно сказать, что Nikon D5300 с объективом Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm — нормальная зеркалка полусреднего уровня. Вы едва ли почувствуете разницу, снимая на Nikon D5300 и, допустим, Canon EOS 600D или 700D. Что касается скорости в режиме Live View — она, увы, такая же тормознутая, как у упомянутых конкурирующих моделей. При съемке. А при выдаче отснятого кадра — еще более тормознутая. Кадр появляется на экране примерно через полторы-две секунды после нажатия на спуск. С чем связана эта задержка — непонятно. Не бог весть как это страшно, но при съемке в Live View заметно тормозит общий процесс. Короче, не есть хорошо.

Идем дальше, к скорости серийной съемки. Обычно зеркалки при съемке JPG (даже максимального разрешения) щелкают до бесконечности. С Nikon D5300 получилось не так. За 34 секунды камера отщелкала 100 кадров (2,94 fps) и замолчала, не возобновила съемку. Тогда мы изменили тактику. Второй раз, когда камера замолчала после 100 кадров за 34 секунды, мы отпустили и сразу нажали кнопку спуска. И камера отщелкала еще 100 кадров за 34,5 секунды (2,9 fps). Потом снова пришлось отпустить и нажать кнопку спуска, и Nikon D5300 еще раз отщелкала 100 кадров за 34,5 секунды. Вот такая хитрая картина. Возможно, «зависание буфера» удастся исправить в новых версиях прошивки, а может, это фирменный стиль — камера отщелкивает серии по 100 кадров, можно не считать.

При съемке RAW мы уже были подготовлены. Первые тринадцать кадров камера отщелкала со скоростью 3,09 fps. Потом остальные кадры, 87 штук, отщелкались за 42 секунды (2,38 fps). При съемке RAW остается та же общая картина: камера снимает сериями по сотне кадров. После того, как она замолкает, достаточно отжать и снова нажать кнопку спуска, и Nikon D5300 отщелкает еще одну сотню.

  JPG RAW RAW + JPG Серийная съемка / количество кадровдо заполнения буфера 2,94 fps / 100 3,09 fps / 13 3,08 fps / 8 Серийная съемка / количество кадровпосле заполнения буфера 2,9 fps / 100* 2,29 fps / 87 1,85 fps / 92 Скоростная съемка / количество кадровдо заполнения буфера 4,45 fps / 100 3,68 fps / 7 3,97 fps / 6 Скоростная съемка / количество кадровпосле заполнения буфера 4,42 fps / 100* 2,34 fps / 93 1,88 fps / 94 * — после повторного нажатия кнопки «спуск».

Думаю, общая картина ясна. Nikon D5300 всегда «стреляет» сотнями. В случае с JPG сотня отщелкивается с единой скоростью. И буквально через секунду камера готова отщелкать еще сотню, если мы отпустим и снова нажмем кнопку спуска.

В случае RAW и RAW+JPG первые кадры идут в скоростном режиме, а остающиеся (сотня минус первые) дощелкиваются гораздо медленнее. Собственно, обычно камеры так и работают. Единственное, что настораживает — Nikon D5300 замирает после сотни кадров. Но очень радует, что следующую сотню камера готова отщелкать буквально через секунду.

И, увы, сложно не заметить, что до обещанной скорости 5 fps камера при съемке JPG не добралась. Возможно, эту скорость удастся получить в уменьшенном разрешении. Но испытания мы всегда проводим в полном разрешении при лучшем качестве JPG.

Испытания проводились с объективом Nikon AF-S DX Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6 G VR II и со скоростной картой SanDisk Extreme Pro 16 ГБ (95 МБ/с). Фонограммы испытаний можно скачать в разделе «Тестовые материалы для скачивания» — в аудиоредакторе по ним можно не только услышать, но и увидеть «щелчки» камеры и посмотреть, как они привязаны к шкале времени.

Видео Видео Nikon D5300 снимать умеет. Основная особенность камеры: во время видеосъемки нажатие на кнопку спуска не приводит к созданию фотографии (жаль!), но приводит к подстройке фокуса, причем довольно быстрой и точной. Собственно, и автофокус работает очень неплохо, но его можно быстро поправить. Поскольку сенсорного экрана у D5300 нет, то такая возможность — не лишняя. Правда, на видеозаписи остается небольшое подергивание — как раз в момент «помощи».

Встроенный микрофон

Полный текст статьи читайте на iXBT