Зеркальная фотокамера Nikon D5500 и объектив Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor

и объектив Nikon 18–105mmf/3.5–5.6G AF-S ED DX VR Nikkor camera-550.jpg Название Nikon D5500 Дата анонса 6 января 2015 г. Тип Compact SLR (компактная зеркальная) Производитель Nikon Информация о камере Nikon D5500на сайте производителя Цена (только корпус) T-11891121 Цена (кит 18–55) T-11891122 Содержание Не так давно в нашей лаборатории побывала еще нестарая зеркалка Nikon D5300, выпущенная в конце 2013, примерно полтора года назад. Nikon D5300 — вполне боевая камера, находится в действующей линейке. Больше того, ее предшественница D5200 тоже находится в действующей линейке Nikon. Так что героиня нашего теста не призвана заменить старые модели. А если смена произойдет, то будет неспешной. Пока камеры прекрасно уживаются на рынке, каждая занимает свою нишу. D5300 — относительно недорогая компактная зеркалка с откидным, поворотным экраном. D5500 — относительно дорогая и еще более компактная зеркалка с откидным, поворотным и сенсорным экраном. И, соответственно, цель нашего обзора и тестирования — понять, насколько D5500 оправдывает немалый прирост в цене, на сегодняшний день — примерно 16 000 рублей.

  Nikon D5300 Nikon D5500 Дата анонса 17 октября 2013 г. 6 января 2015 г. Корпус Пластик с углеродным волокном Матрица CMOS APS-C 24 Мп Чувствительность ISO 100 — 12 800(до 25 600)* 100 — 25 600 Автофокус 39 точек (9 кросс-точек) Экспозамер TTL, 2016-пиксельный датчик Экран 3,2 дюйма1 040 000 точек (720×480)откидной, поворотный 3,2 дюйма1 040 000 точек (720×480)откидной, поворотный, сенсорный Скорость серийной съемки ≈5 fps Видео 1920×108060p fps Процессор Expeed 4 Затвор 30 — 1/4000 с, X-sync 1/200 c Карты памяти 1 слот: SD/SDHC/SDXC Wi-Fi / GPS / USB встроенный модуль / встроенный модульUSB 2.0 встроенный модуль / опцияUSB 2.0 Размеры, вес 125×98×76 мм530** г 124×97×70 мм470** г Цена, корпус T-10545587 T-11891121 * В скобках — в расширенном режиме.

** Включая вес батареи и карты памяти.

Как видно по таблице, найти 10 отличий у Nikon D5300 и D5500 можно, хотя у камер очень много общего: тот же процессор, параметры затвора, возможности видео, разрешение экрана, видоискатель, автофокус и датчик экспозиции. Одно отличие не в пользу D5500 — у новой камеры нет встроенного модуля GPS. Скорее всего, матрицы двух камер одинаковые (общее число мегапикселей — 24,78).

На фоне всех этих совпадений становится непонятно, почему верхняя чувствительность у D5300 — 12 800 единиц ISO, а у D5500 — 25 600 единиц? За счет чего удалось поднять устойчивость к шумам? Или это просто маркетинговый трюк? Впрочем, скоро мы разоберемся, есть ли у D5500 преимущества, тест «Шумы» это покажет.

Но и различия D5300 и D5500 существенные. Прежде всего, это расширение функций экрана, он стал сенсорным. И, конечно, значительное уменьшение веса и размеров. Настолько значительное, что D5500 можно напрямую сравнивать не только с предшественницей, но и с крутыми беззеркалками.

Фотокамера Сенсор Размеры (мм) Вес (г) Цена Panasonic Lumix DMC-G6 Four Thirds 122 × 85 × 71 390 T-10710506 Fujifilm X-T1 APS-С 129 × 90 × 47 440 T-10687078 Nikon D5500 APS-С 124 × 97 × 70 470 T-11891121 Olympus OM-D E-M 5 Mark II Four Thirds 124 × 85 × 38 496 T-12114518 Olympus OM-D E-M1 Four Thirds 130 × 94 × 63 497 T-10498016 Panasonic Lumix DMC-GH4 Four Thirds 130 × 94 × 63 550 T-10710506 Хорошо, что мы знаем, что Nikon D5500 — зеркальная камера, а остальные в этой таблице — беззеркальные. В противном случае можно было бы подумать, что здесь собраны модели одного типа, только одна из них — с чуть удлиненной 70-миллиметровой «мордочкой».

Да, зеркало выдает зеркалку, требует дополнительной толщины. Но! 38 и 70 мм — большая разница. 47 и 70 — не такая большая. А 63 и 70 — совсем небольшая. Формируя облик D5500, Nikon дал сигнал рынку, что разница в размерах компактных зеркалок и крутых беззеркалок минимальна, а разницы в весе просто не существует. Что различия не столь заметны и критичны.

При этом в активе зеркалок остается фазовый автофокус и оптический видоискатель. А в пассиве — более крупная и тяжелая оптика. И еще — пластиковый корпус. Что касается качества съемки — оно, скорее всего, находится на одном уровне. И уровень этот пока называется «то, на что способна зеркалка среднего класса». Впрочем, до тестовой части мы доберемся через некоторое время, а пока рассмотрим «паспортные» характеристики Nikon D5500.

Основные характеристики Объектив Съемная оптика. Байонет Nikon F. Формат оптики — DX. Кроп-фактор 1,5. Матрица 24 Мп, APS-C, CMOS Светочувствительность ISO 100 — 25 600 Автофокус Фазовый АФ-датчик Nikon Multi-CAM 4800DX, 39 точек фокусировки (включая 9 датчиков перекрестного типа). 1-, 9-, 21- или 39-точечная динамическая АФ, 3D-слежение, автоматический выбор зоны АФ. Экспозициия Управление экспозицией 2016-пиксельный датчик RGB. Матричный замер: 3D цветовой матричный замер II (с объективами типа G, E и D). Центровзвешенный замер: 75% измерений в круге диаметром 8 мм в центре кадра. Точечный замер: замер в круге диаметром 3,5 мм (около 2,5% кадра), центрированном по выбранной точке фокусировки. Экран TFT 3,2 дюйма, 1 036 800 точек, откидной, поворотный, сенсорный. Охват — 100%, угол обзора до 170 градусов Видоискатель Оптический, поле зрения ≈95%, увеличение 0,82х. Стабилизатор изображения Нет Режимы съемки Авто, PASM, сюжетный программы, художественные эффекты. Серийная съемка До 5 кадров в секунду. Затвор От 1/4000 до 30 секунд с шагом ⅓ или ½ EV, X-sync = 200 c. Выдержка от руки, длительная выдержка. Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.30), RAW (12 или 14 бит), RAW + JPEG. Видео Full HD 1920 × 1080 60p в формате MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding). Источник питания Литий-ионный аккумулятор EN-EL14a (прибл. 820 кадров, оценка по стандарту CIPA). Память Карты памяти SD / SDHC / SDXC. Размеры, вес 124 × 97 × 70 мм; 470 г (включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные характеристики Встроенная вспышка Есть. Ведущее число ≈12. Разъемы USB 2.0; выход HDMI (разъем HDMI типа C); видеовыход NTSC, PAL; аудиовход (стереофонический мини-джек 3,5 мм); поддержка дополнительного стереомикрофона ME-1. «Горячий башмак» Есть Подсветка автофокуса Есть Брекетинг По экспозиции, по D-Lighting, по балансу белого. GPS / Wi-Fi Опция / встроенный модуль Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с, 20 с (от 1 до 9 экспозиций). Форматы съемки 3:2 После внимательного изучения паспортных характеристик вырисовывается такая «бухгалтерия»:

Разница в цене Nikon D5500 и D5300 — примерно 16 000 рублей. Суммарное уменьшение размеров — 8 мм. Уменьшение веса — 60 грамм. Ресурс аккумулятора вырос на 220 кадров (по стандарту CIPA). Nikon D5500 лишилась модуля GPS, но приобрела сенсорный экран. Здесь, конечно, надо учитывать, что цена D5300 отчасти определяется старыми запасами, сделанными до падения курса рубля. И в общем баланс сходится. И еще остается надежда, что качество картинки удалось поднять. Мы это скоро проверим.Конструкция, дизайн, управление Nikon D5500 смотрится намного изящнее предшественницы. И дело здесь не только в уменьшении веса и размеров. Если производитель хочет подчеркнуть компактность камеры, его дизайнеры всегда ищут решения, подчеркивающие компактность. Что-то вроде старого секрета портных — «платье с полосками сверху-вниз делает фигуру более стройной». И, как правило, дизайнерская задача решается блестяще. Nikon D5500 заточена под образ «зеркалка-беззеркалка». В ней читаются традиционные черты Nikon, но вместе с ними и новые, «беззеркалкалочные».

front-3.jpg Даже с этого ракурса видно, насколько невелика толщина корпуса D5500. Это обеспечивает очень заметный выступ рукоятки и очень удобный хват.По характеру покрытия сразу не скажешь, что корпус камеры пластиковый. Вообще, Nikon умудряется даже недорогие камеры сделать довольно солидными. А в случае D5500 формы, элементы дизайна подчеркивают, что камера — не из дешевых.

front-1.jpg Спереди на рукоятке мы видим еле заметный датчик инфракрасного пульта ДУ. За рукояткой — «глазок» подсветки АФ.А репетира диафрагмы слева от объектива мы не найдем. Создатели серии D5XXX решили обойтись без него. Жаль, отсутствие репетира — признак «бюджетности», а D5500 уже сложно называть бюджетной.

front-right1.jpg Справа от объектива мы видим три полезные кнопки (не считая главной — кнопки отсоединения объектива). Верхняя выбрасывает встроенную вспышку и корректирует мощность импульса (разумеется, с помощью управляющего колеса).Чуть ниже расположилась многофункциональная Fn-кнопка. А внизу — кнопка переключения «серийная съемка / таймер / пульт ДУ».

right1.jpg Идем дальше, к разъемам. Здесь все скромно и по делу. Верхний — для подключаемых аксессуаров, в частности, для проводного пульта ДУ.Дальше идет вход внешнего стереомикрофона. А внизу комбинированный разъем USB 2.0 и A/V out.

back-right1.jpg Дальше — основная фишка серии Nikon D5XXX: откидной поворотный экран. По разрешению и размерам экран такой же, как у D5300 — RGB, 720×480 точек, 3,2 дюйма.Но у D5500 экран стал сенсорным. Это дает немалые преимущества, облегчает выбор точки фокусировки и «шпионскую» съемку. Да и в режиме Play листать и увеличивать фотки пальцами очень удобно.

back1.jpg Задняя панель D5500 мало изменилась по сравнению с D5300. Единственно, что появилось нового — кнопка Info, меняющая набор информации на экране во время съемки и воспроизведении. Эта кнопка переместилась с верхней панели.И еще один скрытый элемент — «индикатор глаза». Дисплей автоматически выключается, когда глаз (или иное тело) приближается к видоискателю.

Небольшое пояснение (на всякий случай). Крайний левый элемент (сверху) — это еще один датчик инфракрасного пульта ДУ. А кнопка «i» вызывает «быстрое» меню настройки.

back-left1.jpg Разъем micro-HDMI расположен на правой стороне. Под ним — слот для карты памяти.Обратите внимание на форму колеса управления — это типичный «беззеркалочный» дизайн (традиционный для зеркалок — выступающее из корпуса зубчатое колесико). И насечка на диске выбора режимов стала менее заметной.

top3.jpg Этот ракурс также хорошо демонстрирует, что толщина D5500 невелика. Пожалуй, размер D5500 можно назвать оптимальным для камеры среднего уровня — он позволяет сделать органы управления удобными, не «мельчить». Он обеспечивает очень удобный хват. При этом камера получается заметно меньше и легче, чем Midsize SLR вроде Canon EOS 70D или Nikon D7200. top2.jpg Диск выбора режима съемки предоставляет варианты: «Автоматический», «Автоматический без вспышки», EFFECTS (художественные эффекты), PASM (классика, творческие режимы) и SCENE (сюжетные сцены).Очень удобный рычажок переключения обычного режима и Live View остался в том же виде, как у D5300.

bottom1.jpg Обратите внимание на профиль толщины камеры, здесь хорошо видно, насколько сильно выступает рукоятка.Еще одна сильная черта D5500 — высокий ресурс аккумулятора. По стандарту CIPA камера может сделать 800 кадров на одной зарядке. У D5300 этот запас намного ниже — порядка 620 кадров.

При всем желании хоть к чему-нибудь придраться, это очень сложно сделать. Никоновский дизайн остался безупречным, новые элементы прекрасно вписались в классику. Работать с камерой очень удобно. Она прекрасно лежит и в крупной, и в детской руке. Проверено. Давайте посмотрим, появились ли какие-нибудь новые элементы в меню камеры?

Прежде чем перейти к тестам, можно подвести предварительные итоги:

Nikon D5500 сильно отличает от предшественницы. Камера не только стала меньше и легче, она поменяла дизайн и стала более современной. Стала внешне напоминать не только зеркалку, но и беззеркалку. Изменения пошли на пользу. D5300 была у нас не так давно, она удобна в работе, но D5500 удобнее. Довольно полезное приобретение D5500 — сенсорный экран. Он существенно расширяет возможности управления. Очень радует выросший до 800 кадров ресурс аккумулятора. Меню камеры переработано в лучшую сторону. В частности радуют раздел «Недавние настройки» и образные подсказки при выборе параметров съемки. А пожалеть можно разве что о «пропавшем» модуле GPS. Если он вам сильно нужен, придется задуматься. Модуль-опция, конечно, не столь удобен, как встроенный. Но посмотрите на характеристики камер-конкурнтов, у каждой GPS стал опцией. Скорее всего, мода прошла, и возможность отслеживать координаты съемки стала маловостребованной.

Nikon D5500 и конкуренты   CanonEOS 750D CanonEOS 70D NikonD5500 NikonD7100 PentaxK-S2 Sony AlphaILCA-77M2 Матрица 24 Мп APS-CCMOS 20 Мп APS-CCMOS 24 Мп APS-CCMOS 24 Мп APS-CCMOS 20 Мп APS-CCMOS 24 Мп APS-CCMOS Автофокус 19 точек (19 крестовых) 19 точек (19 крестовых) 39 точек (9 крестовых) 51 точка (15 крестовых) 11 точек (9 крестовых) 79 точек Экспозамер 7560-пикс.RGB + IR 63 зоны RGB 2016-пикс. RGB 2016-пикс. RGB 77 зон RGB 1200 зоны RGB Чувствительность 100 — 12 800до 25 600* 100 — 12 800до 25 600* 100 — 25 600 100 — 6400до 25 600* 100 — 51 200 50 — 51 200 ЖК-экран 3,0″ RGB1 040 000откидной, поворотный, сенсорный 3,0″ RGB1 040 000откидной, поворотный 3,2″ RGB1 036 800откидной, поворотный, сенсорный 3,2″ RGBW1 228 800фиксир. 3,0″ RGB921 000откидной, поворотный 3,0″ RGBW1 228 800откидной, поворотный Видоискатель ≈95%0,82x ≈98%0,95x ≈95%0,82x ≈100%0,94x ≈100%0,95x TFT 2 359 296≈100% 1,09х Затвор 30–1/4000 сХ-sync 1/200 с 30–1/8000 сХ-sync 1/250 с 30–1/4000 сХ-sync 1/200 с 30–1/8000 сХ-sync 1/250 с 30–1/6000 сХ-sync 1/180 с 30–1/8000 сХ-sync 1/250 с Стабилизатор нет нет нет нет оптический оптический Серийная съемка ≈5 fps ≈7 fps ≈5 fps ≈6 fps ≈5,5 fps ≈12 fps Wi-Fi / USB / GPS встроенныйUSB 2.0опция встроенныйUSB 2.0опция встроенныйUSB 2.0опция опцияUSB 2.0опция встроенныйUSB 2.0опция встроенныйUSB 2.0опция Видео 1920×108030p 1920×108030p 1920×108060p 1920×108060i 1920×108030p 1920×108060p Запас аккумулятора 440 кадров 920 кадров 820 кадров 950 кадров 410 кадров 480 кадров Размеры, вес 132×101×78555 г 139×104×79755 г 124×97×70470 г 136×107×76765 г 123×91×73678 г 143×104×81726 г Ориентировочная цена Ориент.50 000 руб. T-10407893 T-11891121 T-9279079 T-12298598 T-10813801 * — в расширенном режиме.

Качество изображения — шумы Итак, у Nikon D5500 и D5300 много различий, но процессор один и матрица, по всей видимости, одинаковая. Вопрос, который возник уже при первом знакомстве с D5500, — за счет чего удалось поднять верхний предел чувствительности?

Впрочем, вместо бестолковых вопросов нам лучше получить толковый ответ прямо сейчас, благо есть возможность сравнить тестовые снимки D5300 и D5500.

Думаю, приведенные «вырезки» точно отвечают — D5500 шумит меньше, чем D5300. Как этого удалось достичь, может, матрица все же другая? Вопрос интересный, но не самый важный. Главное, что даже на ISO 12 800 мелкие символы остаются хорошо читаемыми, а на ISO 1600 картинка почти чистая. Даже ISO 3200 можно считать рабочей чувствительностью.

Впрочем, давайте посмотрим на другие «вырезки». Серая карта дает немало информации, но для полной картины желательно рассмотреть разные фрагменты стенда, снятые на свету, в полутьме, с включенным и выключенным шумодавом.

Довольно часто у меня спрашивают: «А вот этот фотоаппарат, какая у него рабочая чувствительность? Насколько можно задирать ISO?» И каждый раз я либо произношу усредненную цифру, чтобы человек получил ориентир. Либо начинаю долгий рассказ, что в разных условиях шумы накапливаются и выглядят по-разному. Что многое зависит от количества света — то есть от выдержки, которая может быть короткой или длинной, длинная накапливает шумы намного успешнее, чем короткая. Многое зависит от фактуры изображения, некоторые сюжеты даже ISO 800 переносят с трудом, а некоторые неплохо держатся на ISO 6400 и выше. А еще есть постобработка и плагины. Что некоторые мастера вообще не признают слово «шумы»…

Nikon D5500тест «шумы«оценка разрешения RAWфильтр выкл. JPGфильтр вкл. resolution-raw-300.jpg resolution-jpg-300.jpg Некоторым ориентиром могут служить графики разрешения — зависимости разрешения от чувствительности в светлой сцене и в темной. В центе кадра и на краю, на снимках RAW и JPG. Если взять порог качества на уровне 0,6 линий на пиксель, рабочая чувствительность Nikon D5500 в светлых сценах лежит в пределах 3200 — 6400 единиц ISO. А в темных сценах — в пределах 800 — 1600 единиц. И это подтверждают тестовые снимки, это подтверждают снимки в Галерее. Кстати, тестовые снимки сделаны почти на всех значениях ISO от нижнего до верхнего и скачать их можно в блоке «Тестовые материалы».

Оптика — Nikon 18–105mm f/3.5–5.6G AF-S ED DX VR Nikkor nikon-18-105mm-1-300.jpg   Формат Nikon DX Подробная информация Nikon 18–105mmна сайте производителя Тип объектива с переменным фокусным расстоянием Фокусное расстояние 18 — 105 мм (27 — 157,5 мм в 35-мм экв.) Минимальное расстояние фокусировки 0,45 м (во всем диапазоне увеличения) Диафрагма f/3,5 — f/5,6 — максимальнаяf/22 — f/36 — минимальная Стабилизатор есть, эфф. ≈3,5 EV Привод автофокуса SWM — ультразвуковой Диаметр резьбы 67 мм Размеры, вес ∅76×89 мм, 420 г Цена T-3543276 Мы немного изменили формат тестирования оптики. Во-первых, мы «запихнули» разрешение и «хроматику» на один график. И хотя это принципиально разные характеристики, обе они измеряются в процентах. Разрешение — в процентах от теоретически возможного, 1 линии на пиксель. Хроматические аберрации наша тестовая программа считает как процент подкрашенных пикселей в пределах специальной мишени, «ловушки» для хроматических аберраций.

Следующее изменение формата: если камера может снимать в RAW, мы не используем JPG (внутрикамерный JPG всегда снижает разрешение). И, кроме того, хроматические аберрации в JPG порой исправляются без уведомления фотографа. Что само по себе хорошо, но исправленные аберрации — это уже характеристика камеры, а не объектива.

В любом случае главные характеристики, которая мы снимаем в тесте объектива — это разрешение в центре и на краю кадра. «Геометрию» и «хроматику» можно исправить, порой довольно успешно, с нулевыми последствиями. И не только в постобработке — сейчас многие камеры оснащены соответствующими корректорами. А вот разрешение исправить не получится. Картинку можно «отшарпить», но это другая история.

ЭФР = 27 мм field-300.jpg graph-300.jpg Сначала о геометрии. На коротком фокусе мы видим очень заметную «вертикальную бочку» с дисторсией D = — 3,58 по вертикали и D = — 0,84 по горизонтали. Это ни хорошо, ни плохо, на широком угле «бочка» всегда присутствует, а ее геометрия говорит не о технических возможностях производителя, а о его намеренном решении так или иначе исказить пространство. В данном случае инженеры Nikon решили ввести сильную отрицательную дисторсию по вертикали и почти незаметную по горизонтали — универсальное решение, хорошо подходящее для пейзажей и относительно безвредное для групповых портретов.

Разрешение Хроматические аберрации Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра resolution-center.jpg resolution-edge.jpg chrom-center.jpg chrom-edge.jpg На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,5 — f/5,6 — f/9, нижний ряд: f/11 — f/15 — f/22 Краткая сводка по работе Nikon 18–105mm на минимальном «фокусе», ЭФР = 27 мм:

Уровень хроматических аберраций заметен на краю кадра, но не слишком велик, не превышает 7%. Разрешение и в центре кадра и на краю держится на высоком и очень высоком уровне. На широкой диафрагме разрешение в центре не опускается ниже 0,6 линии на пиксель. На узкой — ниже 0,5. Разрешение на краю кадра отстает от центра в среднем на 0,1 линии на пиксель. ЭФР = 52 мм field-300.jpg graph-300.jpg На фокусном расстоянии 50 мм мы наблюдаем заметную «подушку» — по вертикали более заметную (примерно 2), по горизонтали менее заметную (примерно 1). Здесь уже вряд ли можно говорить о художественном эффекте, вносимом дисторсией, на «портретном расстоянии» чем ближе дисторсия к нулю, тем лучше. Но для недорогого объектива это неплохой результат.

Разрешение Хроматические аберрации Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра resolution-center.jpg resolution-edge.jpg chrom-center.jpg chrom-edge.jpg На всех скриншотах: верхний ряд: f/4,5 — f/7,1 — f/11, нижний ряд: f/14 — f/22 — f/29 Краткая сводка по работе Nikon 18–105mm на «фокусе» 52 мм:

Приемлемые геометрические искажения. Разрешение и в центре кадра и на краю продолжает держаться на высоком и очень высоком уровне. На самой широкой даже на краю кадра находится на уровне 0,65 линии на пиксель. И только на диафрагмах уже f/22 падает ниже 0,5 линии. Но это неизбежное влияние дифракции, неизбежное «замыливание слишком узкой дырки». Уровень хроматических аберраций на 50 мм не радует. «Хроматика» заметна даже в центре кадра — на широкой диафрагме держится на уровне 5%, но постепенно сходит к нулю. А на краю кадра, напротив, по мере закрытия диафрагмы растет от 7 до 13 процентов. Это много! ЭФР = 93 мм field-300.jpg graph-300.jpg На фокусном расстоянии 93 мм «подушка» становится более заметной по вертикали — порядка 2,5, по горизонтали остается слабо выраженной. Разрешение остается высоким до диафрагмы f/20, а потом закономерно снижается — до 0,4 линии на пиксель на самой узкой f/36.

Разрешение Хроматические аберрации Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра resolution-center.jpg resolution-edge.jpg chrom-center.jpg chrom-edge.jpg На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,3 — f/8 — f/13, нижний ряд: f/16 — f/25 — f/36 Краткая сводка по работе Nikon 18–105mm на «фокусе» 93 мм:

Приемлемые геометрические искажения. Разрешение остается высоким на широкой диафрагме, заметно снижается только после закрытия диафрагмы до f/20. Уровень хроматических аберраций продолжает оставаться заметным в центре кадра (порядка 3%) и очень высоким на краю (от 9 до 14%). ЭФР = 157,5 мм field-300.jpg graph-300.jpg На на длинном фокусе (ЭФР = 157,5 мм) геометрические искажения чуть уменьшаются, но по сути остаются прежними — мы наблюдаем «подушку» с вертикальной дисторсией больше 2.

Разрешение Хроматические аберрации Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра resolution-center.jpg resolution-edge.jpg chrom-center.jpg chrom-edge.jpg На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/7,1 — f/11, нижний ряд: f/14 — f/22 — f/36 Краткая сводка по работе Nikon 18–105mm на «фокусе» 157 мм:

Геометрические искажения остаются на приемлемом уровне, а разрешение — на высоком на широкой диафрагме и не опускается ниже 0,6 линии на пиксель, пока диафрагма не уменьшается до f/20 — f/22. А уровень хроматических аберраций продолжает оставаться очень высоким. В центре кадра по мере закрытия диафрагмы он растет от 5 до 10 процентов, на краю — от 10 до 20. То есть мы наблюдаем очень сильную «хроматику». Стабилизатор Методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300. По нашей оценке, стабилизатор Nikon 18–105mm f/3.5–5.6G AF-S ED DX VR Nikkor эффективно работает на выдержке ¼ секунды. Это дает фотографу приблизительно 3,7 дополнительные ступени.

stabilizator.jpg Производитель на основе стандарта CIPA оценил эффективность стабилизатора чуть скромнее: «Система подавления вибраций предоставляет расширенные возможности съемки с рук и позволяет использовать выдержки на 3,5 ступени длиннее обычных». В любом случае наша проверка подтверждает высокую эффективность стабилизатора. Если в дополнение к его возможностям использовать приемы стабилизации при съемке (задержку дыхания, опору локтей на туловище и т.д.), можно точно получить 4 дополнительные ступени.

Итак, подведем итоги тестирования объектива. Плюсы Nikon 18–105mm:

достойная точность и скорость фокусировки (по результатам тестирования автофокуса D5500, по результатам съемки Галереи); высокий уровень разрешения во всем диапазоне фокусных расстояний, на всех диафрагмах шире f/20; приемлемый, невысокий уровень геометрических искажений; высокая эффективность стабилизатора; очень разумная, невысокая цена. Минусы Nikon 18–105mm:

очень заметный уровень хроматических аберраций не только на краю кадра, но и в центре; размытие кадра, качество бокэ — среднее (по результатам съемки для Галереи). Но в целом, Nikon 18–105mm — очень неплохой объектив, один из лучших по соотношению качество/цена. И к Nikon D5500 подходит не хуже, чем официальный «кит» 18–55mm. Хотя если вас волнуют «хроматика» и качество размытия фона, имеет смысл подыскать объектив подороже, который будет больше соответствовать возможностям Nikon D5500.

Особенности Nikon D5500 Автофокус Нашу новую методику по оценке скорости и точности автофокуса я подробно изложил в статье о Canon 7D Mark II. Но сейчас хотелось бы озвучить еще несколько моментов, поскольку на форуме были высказаны довольно дельные сомнения и предложения:

Повторюсь, методика еще сырая. Поэтому ее результаты не надо воспринимать как окончательный диагноз. Когда у нас накопятся измерения по многим камерам, можно будет делать в вывод о вменяемости (адекватности) методики или, напротив, о ее невменяемости. А пока мы накапливаем наблюдения и радуемся, что немного криво, с допущениями, без 100-процентного теоретического обоснования, но методика работает, показывает результаты, похожие на правду. А это не так мало для начала. На форуме было замечание: «Вы снимаете серию, но здесь есть одно лукавство — AF не глупая и для последующих кадров использует данные, полученные от первого кадра, т.е. фокусировка может отрабатывать быстрее».Ответ: дело в том, что мы снимаем не серию, а три кадра в покадровом режиме. Причем каждый кадр снимается только после «писка» автофокуса. Не думаю, что в покадровом режиме АФ запоминает данные предыдущей съемки. Еще одно ценное замечание на форуме: «В вашей методике слишком много «ручных» действий, что сразу режет точность (или адекватность) численных измерений. Может, стоит внести элемент автоматизации в процесс? «Ответ: да, в методике довольно много ручных действий, она изначально поставлена как практическая задача для фотографа и камеры: «Приблизиться к объекту, сделать как можно больше четких снимков. Условия съемки: недостаточное освещение, объект слабо выделяется на темно-сером фоне». Согласитесь, для человека это задача простая: его действия — спокойно сделать три одиночных кадра, причем каждый кадр делается только после «писка» автофокуса. Потом сделать шаг (не быстрый, не медленный, обычный) и повторить три кадра…

Здесь не надо быть ни опытным, ни квалифицированным, ни еще каким-нибудь особенным фотографом. Здесь не ставится задача скоростной съемки, просто не надо терять время: шаг, полунажатие кнопки «спуска», чтобы камера поймала фокус, сразу после сигнала АФ — полное нажатие.

От человек здесь зависит очень мало, вся сложность съемки возложена на камеру. Поэтому в измерениях образуется почти постоянная величина — действия фотографа. И переменная величина — действия камеры, особенно заметная в режиме Live View, когда процесс растягивается на 2 минуты, и виноват в задержке отнюдь не человек.

Если мои слова звучат недостаточно убедительно — скачайте и послушайте фонограмму съемки. Посмотрите в звуковом редакторе, как распределены действия фотографа и как — действия камеры. Конечно, в действиях фотографа могут быть задержки и, напротив, убыстрения. Но они усредняются, пока фотограф сделает 30 кадров. Насколько я успел прочувствовать методику, сейчас ее расклад примерно такой:

Допустим, мы замерили 30 секунд — время, необходимое на съемку 30 кадров и 9 шагов. Из них 10 секунд приходится на действия человека (сделать 9 шагов, 30 раз шевельнуть пальцем, дождаться сигнала, снова шевельнуть пальцем); Но 20 секунд — это все, что связано с камерой, это время зависит от умения камеры в полутьме нащупать слабоконтрастный объект в центре кадра. Когда этот опыт повторяется, мы получаем общий разброс плюс-минус 1,5 секунды. Действия человека несовершенны, но при осреднении плюс приходится на минус много раз и суммарная погрешность оказывается не так велика. По нашим оценкам (оценки взяты не с потолка, это анализ тайминга испытаний и репетиций) — из 10 секунд, что приходятся на действия человека, погрешнось составляет 1 секунду, плюс-минус 0,5 секунды. А вот действия камеры менее стабильны — каждый, кто работал с автофокусом в полутьме, это хорошо знает. В нашем раскладе время, необходимое камере, чтобы сделать 30 снимков с помощью фазового АФ, составляет 20 секунд плюс-минус 1 секунда. Погрешность действий камеры оказывается в два раза больше погрешности действий человека. Итак, мы имеет 30 секунд — длительность всего процесса. Максимальное отклонение — 1,5 секунды. Это 5% в плюс или 5% в минус, всего 3 секунды. То есть, по нашим оценкам, максимальная погрешность при измерении скорости фазового автофокуса не превышает 10%. Это не так плохо. И в принципе можно даже не разбираться, кто виноват — человек или камера. Но на долю камеры приходится 65—70 процентов погрешности, а на долю человека — 30—35 процентов. При измерении скорости контрастного автофокуса, когда на 30 снимков уходит примерно 120 секунд, наша общая погрешность снижается в 4 раза — становится порядка 2,5 процентов. И тогда на действия человека приходится меньше 1 процента. Так что пока мы не видим неоходимости делать лабороторного робота, который заменит фотографа и повысит точность измерений на 3,5 процента максимум. Пока самое слабое место методики — ее ограниченность. Методика позволяет оценить скорость и точность малодинамичного объекта (именно такой является неподвижная мишень по отношению к движущемуся фотографу с камерой). Пока ни о какой следящей фокусировке речь не идет. Речь не идет даже о возможности поймать объект, находящийся не в центре кадра. Но мы сначала должны построить фундамент, чтобы хоть как-то «ловить» возможности автофокуса, а потом уже на этом фундаменте строить здание.

mazanka.jpg nofocus.jpg Пример смазанного кадра Пример плохо сфокусированного кадра Еще одно потенциально слабое место методики — возможность «мазанки», ведь фотограф не стоит на месте, двигается, и камеру может непроизвольно дернуть. Зашита от «мазанки» заложена в методике — мы работает на выдержке 1/100 секунды при фокусном расстоянии 50 мм. И в том ритме, что у нас выработался, когда разброс времени на весь процесс не превышает 2–3 секунд, «мазанка» встречается крайне редко, примерно 1 кадр на 100.

Причем, что приятно, визуально она отличается от неточного фокуса. Примеры «мазанки» и «плохого фокуса» приведены на иллюстрации. Это довольно темные кадры, поскольку автофокус тестируется при пониженном освещении, но разобать их можно. Смазанный кадр мы обычно выключаем из выборки, даем ему среднее значение. Или, если можно на глаз определить степень сфокусированности, определяем ее на глаз.

Впрочем, хватит присказки, пора переходить к результатам. В таблице собраны баллы, которые камера может набрать за 30 кадров (максимум — 300 баллов). И время, которое ей и фотографу потребовалось, чтобы сделать 30 кадров. Например, в первой ячейке данных Nikon D5500 — это 250 баллов / 36 секунд.

Тип АФ, условия съемки Nikon D5500 Canon EOS 7D Canon EOS 7D Mark II Фазовый АФ, -1EV 250 / 36 249 / 24 252 / 25 Фазовый АФ, -2EV 226 / 40 211 / 27 211 / 28 Контрастный АФ, -1EV 279 / 114 277 / 118 286 / 62 Контрастный АФ, -2EV 253 / 119 245 / 116 265 / 62 Пока в нашей базе только три камеры, но уже есть что с чем сравнивать. Как видите, фазовый автофокус Nikon D5500 чуть медленнее, чем АФ Canon EOS 7D и Canon EOS 7D Mark II. Работу, на которую у них ушло 24—25 секунд Nikon D5500 выполняет за 36 секунд. А при совсем низком освещении, ему приходится трудиться 40 секунд. Думаю, это нормальная скорость АФ зеркалки среднего уровня. А обе модификации Canon 7D находятся выше среднего уровня.

Что касается контрастного автофокуса Nikon D5500 — он работает приблизительно так же точно и медленно, как АФ Canon 7D. На серию из 30 снимков уходит примерно 2 минуты. Но точность фокусировки при этом высокая — примерно 275 баллов из 300 возможных.

Гибридный АФ Canon EOS 7D Mark II на этом фоне выглядит чемпионом. Он немного точнее и в два раза быстрее.

Чтобы не запутаться в цифрах, мы ввели понятие рейтинга, отдельно для фазового АФ, отдельно для контрастного или гибридного. Сейчас нам кажется разумным просто просуммировать набранные баллы и поделить их на затраченные секунды. Вполне возможно, через некоторое время мы сочтем разумным изменить формулу, но пока:

Рейтинг Nikon D5500 Canon EOS 7D Canon EOS 7D Mark II Фазовый АФ 6,3 9,0 8,7* Контрастный АФ 2,3 2,2 4,4 * Рейтинг фазового АФ Canon EOS 7D Mark II оказался ниже, чем у Canon EOS 7D. Хотя именно в нашей задаче 19-точечный модуль EOS 7D мог оказаться более эффективным, чем 65-точечный EOS 7D Mark II.Продолжаем наблюдения! Скорость серийной съемки С измерением скорости серийной съемки все гораздо проще. Nikon D5000, как это принято у зеркалок Nikon, «стреляет» сотнями кадров. После первой сотни камера готова «отстрелять» еще сотню, стоит лишь отпустить и снова нажать кнопку спуска. Скоростных режимов у Nikon D5000 два: L (непрерывная медленная) и H (непрерывная быстрая). Тихая съемка возможна только в покадровом варианте.

L — непрерывная медленная съемка JPG RAW RAW + JPG скорость / количество кадровдо заполнения буфера 2,98 fps / 100 2,82 fps / 100 3,03 fps / 8 скорость / количество кадровпосле заполнения буфера 2,98 fps / 100* 2,82 fps / 100* 2,39 fps / 92 * После повторного нажатия кнопки спуск. При съемке RAW в низкоскоростном режиме время от времени в съемке возникают короткие затухания (перекачка из буфера на карту). Но в среднем по

Полный текст статьи читайте на iXBT