Заменит ли цифровая копия оригинал водительского удостоверения?
Интеграция
В сентябре 2021 года Министерство цифрового развития совместно с МВД России начало тестировать цифровые копии свидетельства о регистрации транспортного средства. Со временем список оцифрованных оригиналов документов может расшириться еще больше.
Год назад, с 1 ноября 2020 года Россия и страны Таможенного союза перешли на оформление электронных паспортов технических средств (ЭПТС). Хотя бумажный аналог свое существование не прекратил, на новые производимые в России и ввозимые автомобили оформляют только ЭПТС. Это делает изготовитель автомобиля или официальные импортеры. В ЭПТС содержатся подробные данные об автомобиле, его технические характеристики, VIN-номер и др. Электронный документ содержит больше информации, вносить в него данные удобнее. Он позволяет серьезно сэкономить время на обработку данных. При этом практически исключены возможности технических ошибок. Каждое изменение в ЭПТС сопровождается электронной подписью, это позволяет узнать, кто именно и когда внес правку.
Постепенно список этих сведений будет расширяться. Появятся и другие электронные автодокументы. ГИБДД уже прорабатывает нормативно-правовую базу для внедрения электронного ВУ. Как отметил начальник ГИБДД России Михаил Черников, в случае успешной реализации проекта альтернативой обычному водительскому удостоверению станет электронное удостоверение.
Цифровые двойники основных документов можно будет использовать в мобильном приложении вместо бумажных документов. Со временем список оцифрованных оригиналов документов может расшириться еще больше. В планах — пилотный запуск системы электронных паспортов.
В пилотном проекте по цифровому СТС принимала участие компания «Программный Продукт», являющаяся разработчиком основной системы ГИБДД — ФИС ГИБДД-М.
В ходе реализации проекта специалисты «Программного Продукта» проделали значительный объем работ практически на всех уровнях сквозного сценария: получили данные из ведомственной информационной системы и сформировали пакеты данных подписанные ведомственной электронной подпись (цифровые СТС), совместно с сотрудниками министерства цифрового развития разработали формат пакета данных подписанных ведомственной ЭП для размещения в QR коде на любом смартфоне, обеспечили выгрузку данных в правильном виде в национальную систему управления данными, разработали специализированное мобильное приложение для ведомственного планшета и наладили систему распространения ключевой информации для работы проверки электронной подписи на СТС и наконец смогли бесшовно интегрировать все эти компоненты, чтобы сотрудник ДПС просто наведя камеру на QR код и нажав одну кнопку мог получить на экран своего планшета всю информацию по транспортному средстве и его владельцу.
В итоге, в сентябре 2021 автомобилисты получили возможность предъявлять инспекторам ГИБДД для проверки электронные СТС: вместо бумажного документа можно показать QR-код, который хранится в приложении «Госуслуги.Авто». Для проверки электронных документов инспекторы используют планшетные компьютеры со специальным программным обеспечением. Они позволяют идентифицировать автомобилиста по фотографии и получать данные о его водительском удостоверении. Мобильное приложение «Госуслуги.Авто» будет работать в пилотном режиме до конца 2021 года.
В чем же преимущества цифровые двойников автодокументов? Прежде всего — это удобство и спокойствие граждан. Например, если в семье несколько автомобилей, то можно не передавать друг другу СТС, а в перспективе — вообще не брать с собой бумажные автодокументы, будь то поездка на своем автомобиле или использование каршеринга. Кроме того, не надо будет отправлять фотографии документов юридическим лицам, которые должны проверить, например, наличие права управления транспортным средством определенной категории. Через профиль гражданин на Едином портале госуслуг сможет предоставить сведения о своем СТС или водительском удостоверении, например, в каршеринговую компанию, по аналогии с тем, как сейчас граждане предоставляют доступ Бюро кредитных историй к своим пенсионным накоплениям.
Для государства же это означает появление платформы доступа к цифровым документам федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций. Это позволяет, например, проверить права гражданина на управления транспортным средством непосредственно перед поездкой на каршеринговой машине, или у водителя такси, который получает заказы через сервис-агрегатор. Такой уровень контроля был ранее просто невозможен. Это также поможет бороться с поддельными документами.
Новые технологии — новые риски
Не повлечет ли использование таких цифровых профилей дополнительных угроз с точки зрения информационной безопасности. Многочисленные случаи масштабных утечек персональных данных пользователей вызывают определенные опасения. Безусловно, любые новые системы таят в себе потенциальные уязвимости, но государство не может и не создавать новые информационные массивы, опасаясь, что их «украдут». Новые ресурсы создаются с применением самых современных методов и средств зашиты, которые в совокупности обеспечивают их надежное использование с минимальными рисками для безопасности.
Переход на цифровые документы несет и другие риски. Будет ли система работать, например, при отсутствии связи с серверами хранения данных? На самом деле в технологии, используемой для цифровых автодокументов, наличие связи не обязательно: телефон гражданина и планшет инспектора ДПС могут обменяться данными напрямую даже если сервер окажется недоступен.
Конечно, потенциальные проблемы обладателей электронного водительского удостоверения и СТС этим не ограничиваются. Пока что нет нужной нормативной базы. И в результате гражданин может оказаться в ситуации, когда у него потребуют предъявления бумажного документа, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки.
Сейчас использование мобильного приложения в ходе эксперимента не отменяет обязанности для водителей иметь при себе регистрационные документы на автомобиль согласно Правилам дорожного движения РФ, где определен перечень документов.
Когда в МВД подведут итоги проведения эксперимента, можно ожидать изменений на законодательном уровне, позволяющих использовать электронные водительские удостоверения и другие цифровые документы как полноценную замену бумажных документов. Ведь сейчас «предъявление электронных копий документов вместо их оригиналов в пилотных регионах не предусмотрено».
Цифровые двойники — не просто копия бумажных документов
Цифровой документ — это не только сведения, которые напечатаны на обычном документе, но и инфраструктура работы с ним, функции автоматической смены статуса. Например, если гражданин по каким-то причинам будет лишен права управления транспортным средством, то цифровой документ (ВУ) на его телефоне или в цифровом профиле на ЕПГУ (Едином портале государственных и муниципальных услуг) автоматически станет недействительным.
Цифровые документы связаны с цифровым профилем гражданина, который является частью ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации). В ЕСИА входит также единая биометрический система, поэтому если у гражданина есть какой-либо цифровой документ, и при этом имеется биометрический профиль, то документ будет связан с этим профилем. Однако применение «биометрии» совместно с цифровыми документами зависит от конкретного сценария. В настоящий момент биометрия с автодокументами не используется.
Между тем со временем будут создаваться дополнительные электронные платформы, QR-коды, или можно будет использовать одно приложение госуслуг, где доступны данные свидетельства о регистрации, а также водительское удостоверение. Министерство цифрового развития разработало одно приложение — Госуслуги.Авто — которое объединило в себе работу со всеми цифровыми документами, необходимыми для использования транспортных средств в повседневной жизни: ВУ, СТС, ОСАГО, и т.д.
Все эти документы могут быть объединены в цифровом профиле гражданина, и к ним будет организован доступ коммерческим организациям и федеральным органам исполнительной власти с применением федеральной платформы разрешений. Это действительно раскроет потенциал цифровых документов.
Пока идет пилотный проект, цифровые автодокументы могут использовать только собственники транспортного средства. Но в будущем с помощью федеральной платформы разрешений граждане смогут открывать «доступ» к своему цифровому СТС тем лицам, кому они доверяют управление своим транспортным средством.
Сергей Орлов
Полный текст статьи читайте на CNews