Как происходит импортозамещение RPA на практике: кейсы и примеры
За последние несколько лет, на фоне активного интереса к импортозамещению программных и аппаратных решений в России, разработано большое количество решений и технологий от узконаправленных сервисов до многофункциональных платформ и операционных систем. Значительных успехов удалось добиться и в области роботизации бизнес-процессов. О конкретных кейсах и причинах перехода на российское ПО в крупных компаниях рассказывает Артур Буляков, заместитель генерального директора компании Рондем, разработчика платформы Primo RPA.
Что на самом деле подталкивает компании к импортозамещению ПО
Тема импортозамещения в области программного обеспечения активно обсуждается в нашей стране, начиная с 2015 г., постепенно набирая обороты. Этому способствуют два фактора.
Первый из них — законодательный. Он проявляется в усилении давления со стороны государства в виде инициатив Минцифры и указов правительства РФ об ограничениях закупки иностранного ПО для ряда организаций и о сроках перехода на преимущественное использование отечественного ПО, внесенного в соответствующий Реестр Минцифры. Так, например, банки и финансовые организации должны перейти на преимущественное использование отечественного ПО в 2023–2024 гг. с постепенным выводом из эксплуатации иностранных решений по мере истечения сроков действия лицензионных соглашений.
Второй фактор — существенный прогресс в разработке и применении отечественных технологических решений . Речь об активном развитии российских программных решений, которые не только приблизились по функциональным возможностям к ведущим иностранным платформам, но и в ряде областей стали обгонять их. И это очень важно, поскольку ранее проекты импортозамещения для тех или иных задач могли останавливаться на этапе проработки просто потому, что заместить было нечем. Или российский аналог обладал существенными недостатками, что делало невозможным его применение.
Для кого актуален вопрос импортозамещения и почему
На сегодня вопрос импортозамещения актуален в первую очередь для задач органов исполнительной власти, компаний с государственным участием. То есть для тех компаний и организаций, для кого санкционные риски являются наиболее критичными.
Но не только. Импортозамещение актуально и для коммерческих компаний практически любого размера. Помимо санкционных факторов, связанных с возможностью блокировки лицензий или сервисов вследствие внешних для компании политических факторов, не менее важными являются:
- Экономические факторы. Стоимость иностранного ПО привязана к курсу валюты и меняется вместе с ним. Соответствующие риски проявляются не только в виде потенциальной высокой стоимости решения на входе в проект, но и относительно сложном финансовом планировании продления и расширения лицензий в последующие после внедрения годы. Условно, из года в год вы получаете примерно одинаковый объем выгод от внедренного решения, но стоимость его может существенно колебаться в соответствии с курсом валюты и уменьшать соответствующий экономический эффект. Иногда очень значительно.
- Уровень комфорта в поддержке и взаимодействии. Ведущие иностранные вендоры обычно обладают качественной, но формальной службой поддержки. Это хорошо для большинства ситуаций. Но иногда случаются события, требующие нетипового подхода к решению. И в этот момент компания может столкнуться с ответом западного вендора в стиле «российский рынок для нас не более чем 1% от мирового, и мы не сможем поменять процессы под вас». Российские вендоры в большинстве своем находятся ближе к заказчику, и для них доля российского рынка в продажах существенно выше, чем доля иностранных рынков. Поэтому они готовы учитывать потребности именно российских компаний в своих планах развития и зачастую выходить за рамки стандартных программ поддержки в интересах скорейшего решения проблем заказчика.
Импортозамещение в сфере RPA
Тематика RPA в мире появилась в конце нулевых годов и стала активно развиваться, начиная с 2015 г. В России, по нашему опыту, активный рост интереса к практическому применению технологии начался в 2018 г.
На тот момент российских решений RPA, адекватных по функциональным возможностям ведущим иностранным платформам типа UiPath, Automation Anywhere, просто не существовало. Сейчас же некоторые российские платформы ощутимо подтянулись по функциональности к лидерам рынка. И в чем-то, учитывая особенности российского рынка, стали отличаться от них в лучшую сторону.
В первую очередь, это касается поддержки «из коробки» российских платформ и технологий — работа с 1С, поддержка распознавания за счет интеграции с российскими OCR Dbrain и Yandex Vision и других. Это очень важно для российских компаний, поскольку наличие такой поддержки трансформируется в большую скорость и меньшую себестоимость внедрения RPA. В конечном итоге RPA позволяет снизить период окупаемости ROI соответствующих проектов.
На примерах крупных российских компаний разберемся, как нам удалось заменить иностранные платформы роботизации на Primo RPA.
Пример перехода на Primo RPA
В конце 2020 г. по экономическим соображениям в одной из крупных компаний было принято решение перейти на другую платформу роботизации. Появилась потребность в кратчайшие сроки перенести критичные бизнес-процессы с западной платформы на отечественную.
Заказчик протестировал на своей площадке несколько российских решений и выбрал Primo RPA как наиболее технологичную и соответствующую своим требованиям.
Сроки по миграции были крайне сжатые, но за два месяца получилось качественно и, главное, в срок выполнить работы по миграции четырех критичных процессов на Primo RPA. Высокая скорость миграции была достигнута благодаря встроенному в Primo RPA конвертору роботов из формата других платформ — миграция выполнялась за несколько часов, поскольку большая часть шагов проходила в автоматическом режиме.
Основной сложностью при миграции было наличие большого количества кодовых вставок на языке VB.NET в исходных роботах, т.к. их конвертация в C#.NET выполнялась вручную. На сегодня новые роботы успешно работают в промышленном контуре, а компания продолжает роботизировать процессы на нашей платформе.
О внедрении RPA Primo RPA в бизнес-процессы крупного банка
В 2020 г. крупный банк обратился с запросом для участия в пилотировании и отборе российских платформ с целью минимизации рисков и снижения себестоимости роботов в рамках стратегии импортозамещения.
Primo RPA приняло участие в масштабном пилотном проекте наряду с другими отечественными платформами. В ходе пилотного проекта оценивались технические возможности платформы, соответствие требованиям ИБ, стоимость владения и возможность переквалифицировать своих разработчиков.
Важными критериями проверки технических возможностей были:
- структура проекта робота,
- уровень SLA поддержки платформы,
- взаимодействие с web-приложениями, desktop-приложениями, специфичными desktop-приложениями (например, SAP), с различными БД, WebAPI, службами очередей, удаленным рабочим столом,
- интеграция с MS Office, OCR (в том числе ABBYY FlexiCapture),
- возможность и удобство создания кодовых вставок и т.д.
При проверке соответствия требованиям ИБ анализировали:
- систему логирования, в том числе защиту от изменения\удаления логов,
- взаимодействие с системами ИБ (антивирусная защита, система предотвращения вторжений, подсистемой аутентификации),
- настройки ролевой модели,
- защиту информацию при передаче и хранении (в том числе в оперативной памяти)
- и другие параметры.
Надежность вендора оценивали по времени присутствия на рынке, количеству реализованных проектов, по размеру сообщества, наличию академии для обучения и т.д.
Стоимость владения оценивали на горизонте одного, трех и пяти лет как совокупность трех факторов:
- стоимость аппаратной части,
- стоимость лицензий технической поддержки,
- стоимость разработки типового процесса.
По результатам пилотного проекта и комплексной экспертной оценки в качестве отечественной импортозамещающей платформы было выбрано решение Primo RPA.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что, как в случае с оперативным переходом, так и в случае с крупным банком, где запуск второй платформы прорабатывался и планировался в течение долгого времени, использование отечественной платформы Primo RPA не наложило никаких технических ограничений на разработку роботов.
Более того, как показала практика проектов, роботизация функций российских информационных систем в Primo RPA осуществляется быстрее, чем в зарубежных аналогах. Это, в свою очередь, позволило снизить себестоимость разработки роботов и дало возможность избавляться от ручного труда в тех процессах, где это было невозможно по экономическим причинам, поскольку кейс с учетом стоимости зарубежных платформ «не сходился».
Совокупность этих факторов позволила компаниям уменьшить объем ручного труда и сделать свой бизнес еще более эффективным.
Полный текст статьи читайте на CNews