Зачем эксперты преподают онлайн и сколько на этом зарабатывают
Цель Нетологии — дать студентам навыки, востребованные у работодателей. Поэтому к преподаванию на курсах мы привлекаем практикующих специалистов, которые готовы делиться своим реальным опытом.
Каждый кандидат в преподаватели проходит многоэтапный отбор, и один из важных критериев — мотивация. Невероятно, но факт: большинство экспертов приходят работать на курсы прежде всего из альтруистических побуждений — чтобы поменять отрасль к лучшему и подготовить для себя квалифицированных коллег. Именно поэтому преподаватели не теряют мотивацию и продолжают помогать студентам годами.
Команда поиска экспертов Нетологии поговорила с преподавателями курсов Филиппом Вороновым, Алёной Артемьевой и Ильёй Кананыкиным. Они рассказали, почему когда-то решились на онлайн-преподавание и что оно им даёт сейчас.
Команда поиска экспертов Нетологии
Филипп Воронов
Эксперт курсов «Java-разработчик с нуля», «Тестировщик» и «Инженер по тестированию: с нуля до middle», пришёл в Нетологию в 2019 году. Совмещает преподавание с работой руководителем группы поисковой базы во ВКонтакте.
Алёна Артемьева
Преподаёт на курсах «Директор по интернет-маркетингу», «HR-аналитика и автоматизация» и «Маркетинговый аналитик: с нуля до middle», а ещё часто выступает на открытых мероприятиях и конференциях. Сотрудничает с Нетологией уже шестой год — за это время успела попробовать себя в разных экспертных ролях и курсах. Алёна — директор по аналитике и Data Science в Работа.ру.
Илья Кананыкин
Преподаёт на курсах «Менеджер проектов» и «Менеджер бизнес-процессов», в Нетологии шестой год. Работает директором по развитию и оргструктуре в EKF, ведёт собственные Telegram- и YouTube-каналы, а ещё занимается пением.
Что мотивирует начать преподавать и почему это не могут быть только деньги
При знакомстве с экспертами мы спрашиваем, почему они хотят преподавать. Нам важно сопоставить ожидания кандидата и ожидания компании, а также понимать, в каком направлении развивать эксперта в будущем. Ответы чаще всего говорят о том, что эксперты:
- хотят структурировать собственные знания, развиваться в профессии и усиливать личный бренд;
- понимают, что сегодняшний студент — их завтрашний коллега. Им предстоит работать вместе и делать общее дело. Поэтому эксперты неравнодушны к тому, какие знания получают начинающие;
- прошли долгий путь в профессии, и у них возникает потребность передать свой опыт, облегчить путь новичкам и сделать мир чуточку лучше.
Эти причины очень бескорыстные. Кажется, что хороший преподаватель действительно во многом альтруист. Но любой труд должен оплачиваться. Как возникают такие благородные мотивы и насколько важно денежное вознаграждение, выяснили у наших экспертов ↓
Почему вам захотелось преподавать? Что мотивировало?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Нетология — первая образовательная платформа, с которой я начал сотрудничать, альма-матер моего преподавания. До этого по просьбе работодателя я провёл три лекции в университете, но это было не то, чем я горел. Тогда это далось мне тяжело, а сейчас я могу за день провести две-три лекции.
Вообще, я люблю разговаривать, объяснять, и чтобы не мучить других людей своей общительностью, я подумал — почему бы не мучить тех, кто хочет, чтобы их мучили? Ещё я когда-то много сидел на Stack Overflow — сайте с вопросами и ответами по программированию. Там нужно было отвечать за тридцать секунд, было азартно и интересно.
Но кроме общения, хотелось ещё дополнительного дохода и разнообразия. Сейчас я то же самое делаю в Нетологии — общаюсь, отвечаю на вопросики, но ещё и за деньги. Я с детства хотел быть школьным учителем, и получилось, что вернулся к этому.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Я начала преподавать, когда меня позвали в Нетологию и предложили вести лекции по CRM-аналитике в рамках курса «Интернет-маркетолог». Если бы предложения не поступило, я сама, возможно, ещё долго не пошла бы в преподавание. А тогда подумала, что это будет интересный опыт, и решила попробовать.
Одним из основных стимулов для для меня было желание, чтобы как можно больше людей начало разбираться в аналитике. Низкий уровень аналитической грамотности — проблема, которая меня долго волновала и продолжает волновать до сих пор. Есть предубеждение, когда речь идёт о статистике и аналитике: статистика — это сложно и скучно, аналитика — это просто очень сложно. Мне хотелось развеять этот стереотип, объяснить, что это не так сложно и очень увлекательно и, главное, важно для бизнеса. Простыми словами, на понятных примерах. Я по профессии статистик-аналитик и знаю, каково это — иметь дело с преподавателем технических дисциплин, который не умеет объяснять сложные вещи.
А ещё было желание помочь людям развивать их бизнесы, повысить их эффективность и таким образом, возможно, повлиять на экономику России в целом. Ну, и воспитать поколение ребят, которые на ты с аналитикой и которых в перспективе я смогу нанять в свою команду.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Преподавание для меня в первую очередь было элементом признания. Признания не как певца, а как начинающего специалиста, который, как оказывается, что-то точно знает и умеет, и у него даже стоит поучиться. Я начал преподавать с института. Нетологии меня порекомендовал бывший куратор курса. Это было приятно. Я тогда был молод, и преподавание было неплохим подспорьем.
Люблю учить ещё потому, что мне нравится, когда у студентов горят глаза. Я сам всю жизнь не был отличником, оставался даже с тройками там, где скучно и неинтересно — не горжусь этим, но всё же. Хорошо успевал только по тем предметам, что были мне интересны и полезны. Мне повезло с преподавателями — среди них были те, что смогли разжечь во мне желание учиться. И, соответственно, быть таким же преподавателем — бесценно. Когда достаёшь в институте троечников с задних парт, они начинают тебя слушать, что-то делать, и вдруг оказывается, что у них гениальные мозги, и они самые лучшие на курсе по твоему предмету — вот это здорово. Думаю, горящие глаза — это самое ценное, что может видеть преподаватель.
Какую роль играли деньги в решении преподавать? Насколько заработок важен?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Деньги не могут быть единственным мотиватором. Их я мог заработать на основной работе — взял бы дополнительные проекты. Но тогда я бы занимался тем, что мне интересно не настолько сильно, как преподавание, в итоге тратил бы слишком много усилий. А преподавать мне очень нравится.
Деньги — дополнительная мотивация, бесплатно я бы не стал этим заниматься на регулярной основе.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
В тот момент, когда я начинала преподавать, деньги играли не последнюю роль в моей жизни, так как хотелось быстрее выплатить ипотеку. Поэтому я рассматривала различные варианты дохода, в том числе и преподавание.
Больше меня мотивировало то, что с лекции студенты выходили окрылённые. Говорили, что наконец-то им кто-то всё разложил по полочкам, и они поняли, что и как они будут делать, когда лекция закончится. Со временем роль денег начала уменьшаться, но не могу сказать, что они вообще не играют роли, потому что это затраты времени, сил и часто — нервов, которые должны оплачиваться.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Получать плату за преподавание для меня важно. Я из тех людей, кто смотрит на это объективно. Профессиональная работа должна оплачиваться — если нет какого-то другого значимого фактора, например, репутационного или социального.
Размер этих денег зависит от специфики преподавания. Есть люди, которые уходят в менторы, коучи, это становится их основной работой и единственным заработком. Там, наверное, получаются большие суммы. Но у меня основная работа есть, и я меньше фокусируюсь на преподавании. То есть, я готовлю не такие углублённые курсы, какие мог бы. Я не пишу программы курсов, хотя мог бы с моими навыками и знаниями, поэтому мой доход от преподавания ниже, чем у коучей.
Какие роли предлагает Нетология и что преподавание открывает с годами
Нетология предлагает экспертам сотрудничество в разном формате:
- авторы разрабатывают учебные программы и материалы к занятиям;
- лекторы проводят вебинары и участвуют в записи видеолекций;
- тренеры проверяют домашние задания студентов;
- дипломные руководители дают студентам обратную связь по итоговым проектам;
- кураторы (руководители) учебной программы консультируют по вопросам повышения качества учебных программ.
Можно выполнять одну роль или совмещать несколько, быть задействованным на одном курсе или на двух, трёх и больше. Мы даём экспертам возможность самостоятельно определять свою нагрузку так, чтобы им было комфортно совмещать её с занятостью на основной работе. Поэтому многие преподают в Нетологии годами.
Спросили у наших экспертов об их ролях и о том, что помогает не потерять мотивацию за столько лет ↓
В каких форматах получилось себя попробовать?
Филипп Воронов
Руководитель группы поисковой базы во ВКонтакте
Лектор, тренер, автор, руководитель курса, видеолектор — пожалуй, я перебрал все роли. Каждая хороша по-своему.
Лекторство нравится, потому что я люблю поговорить, но это эмоционально затратно. Два вебинара подряд проведу запросто, третий уже идёт тяжелее. Бывало, что и четыре в день проводил. Но без лекций я не смогу жить, просто начну доставать окружающих своими разговорами.
Тренерство нравится как раз тем, что я могу сам выбирать, когда проверяю работы студентов. Кто-то мемы в социальных сетях листает, для меня домашние работы как мемы, где-то могу посмеяться, где-то умилиться. Времени на это уходит меньше, чем на лекции. Это плюсы роли тренера.
Про авторство могу сказать, что мне нравится творить, но я не очень люблю составлять презентации. Зато через роль автора я могу улучшать курс. У меня всегда болит душа за курс. Хочется, чтобы студентам было понятно и интересно, иногда я что-то предлагаю переделать. Я не могу вести лекцию, зная, что студентам не рассказали что-то важное до этого. Это будет портить мне удовольствие от лекции, проверки домашек. Да и студентов жалко, когда домашнее задание составлено неудачно. Видно, что они стараются, душу вкладывают, плачут за монитором, а я проверю и не смогу принять такую работу. В таких случаях надо улучшать контент.
Алёна Артемьева
Директор по аналитике и Data Science в Работа.ру
Сейчас я куратор нескольких программ. На них я веду также welcome-вебинары. Это такие вводные занятия, где я рассказываю, чем занимается аналитик, где может работать, что такое статистика и так далее. Я стараюсь показать студентам, что им нужно это обучение, что оно для них полезно. Пытаюсь приоткрыть эту завесу, чтобы они начали смотреть на аналитику и статистику иначе.
Ещё я веду лекции на одном из курсов. Проверяю домашние задания и итоговые работы. А когда занятия были офлайн, я присутствовала на дипломных защитах в составе экзаменационной комиссии. Кроме того, я принимала участие в записи лекций. Это были блоки по статистике, дополнительные лекции для студентов.
Илья Кананыкин
Директор по развитию и оргструктуре в EKF
Я перебрал все форматы. Когда начинал, лекции велись очно, вебинаров было крайне мало. Позже в каких-то блоках вебинары стали записывать. Потом мы записывали целый курс по менеджменту бизнес-процессов. С этим курсом я и попробовал все роли.
Сейчас я читаю лекции, проверяю дипломы, домашки и отвечаю на тонны вопросов в Telegram, потому что люди знают, что я добрый и отзывчивый Полный текст статьи читайте на Нетология