Зачем бизнесу супераппы: анализируем опыт "АТОМа", "Яндекс Go" и "Тинькофф"

Аналитики Gartner называют супераппы одним из ключевых технологических трендов 2023 года. И прогнозируют, что к 2027 году ими будут ежедневно пользоваться 50% людей. В России первым о запуске суперприложения ещё в 2019 году объявил «Тинькофф». Затем громким релизом стал «Яндекс Go», объединивший такси и каршеринг с доставкой посылок и продуктов. А в ближайшем будущем собственный суперапп появится у «АТОМа», с чем помогаем мы в MobileUp.

Эта статья — попытка осмыслить феномен супераппов в России. Мы расскажем, чем супераппы отличаются от экосистем и готовы ли к ним российские пользователи. А также постараемся ответить на вопрос, всем ли компаниям нужно идти по модели супераппа.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Что такое суперапп

Супераппы — это приложения, которые предлагают широкий набор функций и удовлетворяют смежные потребности пользователей. Логически они продолжают концепцию маркетплейсов и экосистем, которые объединяют множество сервисов и предоставляют доступ к ним через «единое окно».

Довольно часто происходит подмена понятий, и супераппом называют экосистему или просто большое функциональное приложение. Дальше постараемся разграничить термины и объяснить, в чём разница.

Суперапп vs. экосистема

Главным признаком цифровой экосистемы считается работа под единой учётной записью во множестве приложений. И эти приложения «не упакованы» в одно. Скажем, если с помощью одного логина и пароля вы входите в различные сервисы и переходите между ними без повторной проверки учётных данных — перед вами цифровая экосистема. Не суперапп.

Ярче всего отличие супераппа от экосистемы иллюстрирует пример «Яндекса». Изначально это был парк разрозненных приложений: Go, «Лавка», «Маркет» и др. Чтобы вызвать такси и заказать доставку, пользователю нужно было скачать два разных приложения. А наличие подписки «Яндекс.Плюс» и единого «Яндекс ID» делало такую конструкцию экосистемой.

Затем в «Яндексе» решили провести эксперимент и сделать суперапп. Точнее — превратить в него уже существующее приложение «Яндекс.Go» путём добавления туда «Лавки», «Маркета» и ещё нескольких сервисов, которые раньше жили в отдельных иконках на экране смартфона.

Суперапп vs. большое приложение

Грань между супераппом и просто приложением, предоставляющим пользователю разные возможности, не такая отчетливая, но всё-таки её можно провести.

Независимость. Сервисы внутри супераппа объединены некой глобальной экосистемной сущностью (например, общим аккаунтом) и более независимы. Иногда они могут существовать как отдельные приложения.

Удовлетворение смежных потребностей. Сервисы внутри супераппа решают набор смежных потребностей пользователя, а не одну, пусть даже большую. Они предлагают пользователю пройти по отдельным глобальным сценариям.

Наличие айдентики сервисов. Сервисы внутри супераппа имеют торговые марки, логотипы и айдентику. Могут рекламироваться и продвигаться независимо друг от друга.

Наглядный пример всего вышеперечисленного — Gmail. Внутри web-приложения есть несколько разных сервисов:

  • Gmail — почтовый клиент;

  • Google Meet — сервис видео-конференций;

  • GTasks — таск-трекер;

  • Google Keep — сервис заметок;

  • Google Calendar — календарь;

  • Google Chat — сервис обмена сообщениями.

Суперапп Gmail в одном приложении закрывает набор смежных потребностей пользователя, объединенных темой «работа»: проверка почты, управление расписанием и задачами, ведение заметок, участие в видеоконференциях, общение в чате. Все сервисы существуют в экосистеме Google как отдельные продукты, которые разрабатываются отдельными командами и зачастую продвигаются сами по себе.

По сути, веб-суперапп Gmail представляет собой «лоскутное одеяло» из разных приложений, которыми можно пользоваться как вместе, так и по отдельности. Используя их вместе, вы получаете синергетический эффект от автоматической синхронизации данных между сервисами. При этом мобильные приложения достаточно независимы друг от друга с точки зрения функциональности и сценариев использования.

Опыт российских компаний в разработке супераппов

В России первыми заинтересовались супераппами IT-гиганты и банки. Решение казалось привлекательным из-за возможности расширить аудиторию и дольше удерживать её внимание. Выше мы уже кратко упоминали об опыте «Яндекса» и его эксперименте с переходом к модели суперуппа. В этом разделе рассмотрим кейс более подробно, и разберем ещё два — «Тинькофф» и «АТОМа».

«Яндекс Go»

Первым «суперапповским» экспериментом «Яндекса» можно считать единое приложение для сервисов «Такси» и «Еда», запущенное в Казахстане летом 2019 года. После этого начались работы по превращению «Яндекс Go» в суперапп, а именно — добавлению в него сервисов «Еда», «Лавка», «Драйв», «Доставка» и «Расписания». Предполагалось, что новый «Яндекс Go» будет предугадывать желания пользователя и оптимизироваться под его нужды. Скажем, если человек часто заказывает такси, эта функция становится легкодоступной. В свою очередь функции, к которым он обращается редко, могут быть скрыты. И в результате всё это помогает уменьшить количество действий, которое нужно совершить, чтобы воспользоваться разными городскими сервисами.

1.jpg

«Тинькофф»

Суперприложение построено на базе экосистемы «Тинькоффа», включает финансовые продукты, лайфстайл-сервисы, маркетплейс с товарами и услугами партнёров и многое другое. Ключевым элементом компания называет маркетплейс: «магазин мини-приложений внутри суперприложения».

В развитии супераппа «Тинькофф» придерживается принципов гибридной системы — финансовые сервисы создаёт самостоятельно, а небанковские продукты отдаёт сторонним разработчикам.

2.jpg

АТОМ

АТОМ — бренд на стыке автомобильной инженерии и высоких информационных технологий. Прямо сейчас он активно занимается созданием российского электромобиля и параллельно с командой MobileUp разрабатывает мобильное приложение. Предполагается, что в будущем благодаря грамотному проектированию разрабатываемое приложение станет супераппом. Автомобильная индустрия богатая и сложная, и у клиентов созрела потребность получать все услуги через «единое окно».

Задача будущего супераппа — помогать клиенту на всех стадиях жизненного цикла от первого соприкосновения с брендом до продажи авто и его последующего обслуживания. Через приложение компания планирует:

  • знакомить клиентов с брендом АТОМ и его продуктами;

  • продавать электромобили и помогать с их техническим обслуживанием;

  • предоставлять удалённый доступ к управлению системами электромобиля;

  • развивать партнёрскую сеть.

Зачем компании создают супераппы

Есть несколько причин, почему компании решают идти по модели супераппа.

Расширение аудитории. Суперприложения позволяют компаниям расширять свою экосистему и предоставлять более широкий спектр продуктов и услуг. За счёт этого удаётся привлекать большее количество пользователей.

Удержание внимания. Супераппы позволяют пользователям получать доступ к разным услугам и функциям в одном месте, что упрощает им жизнь и улучшает пользовательский опыт. Чтобы вызвать такси, заказать обед или оплатить счета, человеку не нужно скачивать кучу приложений и переключаться между ними. Польза такого решения для бизнеса в том, что люди не уходят за нужной им услугой к конкурентам, а остаются внутри одной экосистемы.

Увеличение доходов. Компании могут получать дополнительные доходы через комиссии с продаж, рекламу или подписки внутри приложений и маркетплейсов.

Дополнительные возможности. Маленькие компании могут не создавать свои приложения, а встраиваться в готовые экосистемы супераппов. Тем самым они снимают вопрос поиска и привлечения клиентов, потому что клиенты приходят из экосистемы. В свою очередь суперапп получает дополнительный сервис для пользователей. Получается win-win ситуация.

Монетизация данных. Супераппы собрают больше данных о пользователях и их поведении. Эту информацию компании могут использовать, чтобы более точно настраивать рекламные кампании или улучшать продукты.

Важно отметить, что создание супераппа требует значительных инвестиций в разработку и обслуживание. Если суперприложение не найдёт достаточного числа пользователей, это может стать серьезной финансовой нагрузкой для компании.

Что важно учитывать при разработке супераппов

Создание супераппа — сложный многозадачный процесс. Но есть несколько пунктов, на которые стоит обратить особое внимание.

Цель и концепция. Слить все фичи в одно приложение — ещё не значит сделать суперапп. Важно понимать, какие цели вы преследуете и какие задачи пользователя собираетесь решать.

Архитектура и безопасность данных. Суперапп должен быть стабильным и высокопроизводительным. Также нужно учитывать возможные интеграции с другими сервисами, которые нагружают систему.

Дизайн и пользовательский опыт. Внимание к дизайну и пользовательскому опыту критически важно. Суперапп должен быть интуитивным и удобным в использовании, чтобы пользователи могли легко находить все его функции и пользоваться ими.

Синергетический эффект. При проектировании супераппа и сервисов, которые будут в него входить, нужно понять, каким образом они смогут дать синергию — заметно облегчить жизнь пользователю и при этом увеличить прибыль компании.

Вместо заключения: готовы ли российские пользователи к супераппам

Сегодня многие компании стремятся создать экосистемы и суперприложения, чтобы удерживать клиентов в своей среде, интегрировать различные сервисы и находить дополнительные каналы монетизации. Но важный вопрос:, а нужно ли это пользователям и готов ли российский рынок к супераппам? Мы спросили об этом экспертов компаний, занимающихся разработкой суперприложений, и ниже делимся их размышлениями и прогнозами.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine