Заблуждения о параллаксе на сайтах
Параллакс на современных сайтах применяется настолько часто, что уже стал общепринятым стандартом. Однако многие до сих пор не имеют четкого представления о том, что такое параллакс. Роб Палмер (Rob Palmer), дизайнер и креативный директор из Великобритании, в своей статье «The Troublesome Misconception of Parallax in Web Design» расставляет точки в этом вопросе, показывает, чем параллакс отличается от «просто анимации на сайте».
Параллакс — это изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.
Итак, для достижения эффекта параллакса, предмет должен занимать видимое положение и реагировать на изменения среды, в которой находится. По сути, мы говорим о восприятии глубины или стереоскопическом зрении. Оно позволяет нам объединять две отдельные сцены в одну с учетом расстояния между ними.
Давайте взглянем на несколько сайтов, на которых, как уверяют их разработчики или пользователи, применяется параллакс.
Ни на одном из них не применяется параллакс. Здесь была только имитация движения, которого никак не ожидает пользователь, и еще — скольжение двух плоскостей друг над другом на разной скорости прокрутки.
Это не параллакс. Почему? Давайте вернемся к нашему определению. Где объект? Где две линии взгляда, которые можно объединить в одну? Без выполнения этих условий нельзя говорить о параллаксе.
Как это работает в реальной жизни? Проведем простой тест, чтобы понять, как параллакс работает в обычной жизни. Вы можете проверить себя, пока читаете эту статью. В идеале нужно, чтобы сразу за столом, на котором стоит монитор, была стена. Вам нужно сесть, расслабиться и смотреть на поверхность стены так, чтобы монитор был в поле бокового зрения. Теперь поворачивайте голову влево-вправо, будто пытаетесь посмотреть, что происходит вокруг монитора (кстати, вместо него можно использовать телефон или планшет).
Теперь передвиньте устройство так, чтобы оно не попадало в поле вашего зрения, и продолжайте делать те же движения. Теперь вы видите только стену с разных углов зрения, а изменения в освещении не позволяют «включиться» стереоскопическому зрению.
Монитор расположен ближе к вам, а не к стене, поэтому вам может показаться, что он движется. Такая оптическая иллюзия дает вам ощущение глубины.
Если вы наклоните голову влево с открытыми глазами, зафиксируете своё положение и закроете правый глаз, то сможете увидеть гораздо меньший участок стены. Так устроено наше бинокулярное зрение: левый глаз смотрит на стену под более острым углом, поэтому мы не видим «полной картины». Если же, не меняя положения, открыть правый глаз и закрыть левый, вы сможете увидеть столько же, сколько видели до этого двумя глазами сразу.
Наш мозг распознает несоответствия между тем, что видят наши глаза по-отдельности. Если один из них может видеть «второй план», а второй — нет, мозг вернёт изображение на оба глаза, но уже без ощущения глубины.
На этом всё с бинокулярным зрением. Понимание того, как оно работает, важно для понимания истинного параллакса.
Итак, что вам понадобится для достижения эффекта параллакса в веб-дизайне?
Параллакс в веб-дизайне — это имитация стереопсиса из реальной жизни. Мы уже отметили, что нам нужен объект и две линии зрения, чтобы эффект параллакса заработал.
Таким образом, к сайту предъявляются такие требования:
Нужен пользователь или начальная точка отсчета. Нужен объект. Нужен фон или удаленная точка отсчета. И, наконец, действие, которое бы запускало движение. Соответственно, на некоторых сайтах из списка выше можно реализовать параллакс. Путем добавления объекта.
Визуально эффект параллакса будет отличаться от обыкновенных движущихся блоков очень существенно.
Блестящий пример параллакса — это parallax.js, где объекты и задний план не только реагируют на перемещение курсора, но и «чувствуют» угол наклона планшетов с гироскопом.
В дополнение к оригиналу Параллакс-эффект сегодня сравним по популярности, пожалуй, со слайдерами-каруселями пять лет назад. Хотя стоит заметить, что последние и до сих пор успешно эксплуатируются.
Если не пускаться в холиварные брюзжания на тему «это тру-параллакс, а это нет», можно вывести такую формулу: и параллакс и не-параллаксовая анимация делают сайт более живым.
Но так как наш блог никогда не ограничивался аргументацией вроде «потому что это красиво», то добавим к вышесказанному несколько тезисов, объясняющих…
Зачем параллакс-эффект нужен вашему сайту На самом деле причины самые простые.
Презентация в действии. Любой моушен всегда куда более презентабелен, чем статичная картинка. Пользователи рефлекторно будут обращать внимание на ваш продукт, если на сайте что-то движется. Возможности для креатива. Параллакс — всего лишь инструмент, но сколько «фишек» можно придумать на его основе! Взять хотя бы вот этот потрясающий по зрелищности пример, который мы недавно публиковали в #SOTD. Ощущение, что кадры снимали камерой, закрепленной на квадрокоптер —, но нет, это просто фотошоп и параллакс. Средство сторителлинга. Маркетологи много говорят о сторителлинге, историях как методе воздействия на целевого посетителя. Концепция «рассказа» как нельзя лучше дополняется навигацией по скроллу и эффектами параллакса в качестве декоративных и дополняющих. Еще один способ «зацепить» мобильную аудиторию. Параллакс-эффект особенно эффектно смотрится на планшетах и смартфонах с встроенным гироскопом. Наклоняя устройство, пользователь наблюдает смещение объектов в зависимости от степени удаленности — тем самым создается эффект глубины. Элементарно — такой сайт покажут коллегам и проведут на нем больше времени. Чтобы не выпасть из тренда. Конечно, совсем не обязательно слепо бежать за модой, но в таком случае нужно искать альтернативные пути выделиться. Потому что позиция «я остаюсь на месте, тем и значим» — заведомо проигрышная. Итак, спасибо Робу за статью и подробные научные доводы. Те, кто читал с планшета, могут напоследок тапнуть по картинке и поиграть с гироскопом ;)
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine