Вспышка Canon Speedlite 470EX-AI: «голова» с умным приводом
Можно ли удивить фотомир новой вспышкой? Казалось бы, в этой области все давным-давно не только изобретено, но и доведено до совершенства в последней функции и мельчайшей детали. Но оказывается, что прогресс технологий способен преподносить приятные сюрпризы и с импульсным светом. Именно таким сюрпризом — уверен, что не только для автора этого обзора — стала Canon Speedlite 470EX-AI. Почему? Хотя бы потому, что это первая в мире вспышка, оснащенная интеллектуальным приводом осветительной головки.
Canon Speedlite 470EX-AI спереди, сзади и сбоку, с иллюстрацией движений головки
Наименование | Canon Speedlite 470EX-AI |
---|---|
Дата анонса | 25 февраля 2019 г. |
Тип | фотовспышка с интеллектуальным управлением и моторизованным приводом |
Информация о модели | Canon Speedlite 470EX-AI на сайте производителя |
Цена в фирменном интернет-магазине | 37 990 рублей |
Розничные предложения |
Главное
- Ведущее число 47 (в метрах при ISO 100)
- Поддержка E-TTL II и E-TTL
- Интеллектуальное управление установкой угла наклона головки (AI.B) для наиболее выигрышного освещения сцены
- Освечивание сцены для объективов с фокусным расстоянием 24—105 мм без использования рассеивателя и до 14 мм с рассеивателем
- Дистанционный поджиг с помощью оптического передатчика
Изучим спецификации вспышки, представленные производителем.
Технические характеристики
Модель | Canon Speedlite 470EX-AI |
---|---|
Ведущее число | 47 при ISO 100 и объективов с фокусным расстоянием 105 мм |
Тип | E-TTL II и E-TTL авто |
Совместимость по E-TTL II/E-TTL | Canon EOS Type-A1 |
Диапазон вращения головки | 120° вверх, 180° влево, 180° вправо |
Освечивание2 | для объективов с фокусным расстоянием от 24 до 105 мм |
Освечивание с рассеивателем2 | для объективов с фокусным расстоянием 14 мм |
Установка мощности импульса вручную | 1/1—1/128 |
Длительность импульса | 1/1 — 1/950 с; ½ — 1/1210 с; ¼ — 1/1700 с; 1/8 — 1/2100 c; 1/16 — 1/2240 c; 1/32 — 1/2400 c; 1/64 — 1/2690 c; 1/128 — 1/2700 c |
Высокоскоростная синхронизация (FP) | есть |
Дистанции экспозамера | нормальный режим: 0,7—23,5 м; «быстрая» вспышка: 0,7—14,4 м (при ведущем числе 20); высокоскоростная синхронизация: 0,7—12,5 м (при 1/250 с) |
Компенсация энергии импульса | ±3 EV с шагом ⅓ или ½ EV |
Экспопамять | есть, с помощью кнопки FE lock/AE lock на камере |
Скорость перезарядки3 | нормальный режим: 0,1—5,5 c; «быстрая» вспышка: 0,1—3,9 c |
Подсветка автофокуса | ИК-прожектор или серия предварительных вспышек |
Дистанция подсветки автофокуса | в центре: 0,7—10 м; на периферии: 1—5 м |
Дистанционный поджиг | оптический (импульс в инфракрасном диапазоне) |
Углы отклонения для приема оптического поджига | ±45° влево/вправо; ±25° вверх; ±20° вниз по оси передатчика импульса |
Защита от пыли и влаги | нет |
Источники питания | 4 щелочных или никель-металлгидридных элемента AA, LR6, HR6 |
Размеры | 75×130×105 мм |
Вес (без источников питания) | 385 г |
2 Вспышка учитывает масштабирование изображения сенсорами APS-C.
3 Со щелочными элементами типоразмеров АА или LR6.
По части своего назначения, то есть для использования в качестве источника света, Canon Speedlite 470EX-AI демонстрирует всё необходимое. Мощность импульса у нее не самая высокая в ряду вспышек Canon, но ее вполне достаточно для подавляющего большинства повседневных задач, причем возникающих в практике не только фотолюбителя, но и профессионала. Регулируется все, что только можно настраивать, включая компенсацию мощности импульса и его дозирование в ручном режиме, угол наклона головки, угол освечивания сцены и проч.
Конструкция
При беглом взгляде на новинку распознать в ней нечто особенное практически невозможно. Внешне она выглядит совершенно так же, как и любой из случайно взятых аналогов.
Canon Speedlite 470EX-AI. Вид спереди
Подобно большинству современных накамерных вспышек, рассчитывающих требуемую интенсивность светового импульса путем замера освещенности сцены через объектив (Through The Lens, системы TTL), Canon Speedlite 470EX-AI имеет двухкорпусную конструкцию. Верхний корпус представляет собой осветительную головку с импульсной лампой, отражателем и рассеивателем светового потока, а нижний — блок электронного управления с отсеком для элементов питания. На передней поверхности последнего устанавливается прожектор подсветки, луч которого зачастую совершенно необходим для успешной работы системы автоматической фокусировки (АФ) камеры, а на нижней — разъем с синхроконтактом для подключения к «горячему башмаку» камеры.
Canon Speedlite 470EX-AI. Вид сзади
Сзади на головке ничего нет, а на блоке управления выделяются традиционные компоненты: ЖК-дисплей с принудительной подсветкой, пятипозиционный переключатель и сгруппированные в двух зонах остальные органы управления: справа находятся рычажок выключателя питания с промежуточным положением блокировки всех кнопок вспышки и кнопка «тест» с красным индикатором готовности заряда цепи к полноценной вспышке, слева — кнопки вызова подменю и возврата из него, а также кнопка активации интеллектуального режима с синим индикатором. Дополнительно (по отношению к аналогам) у нашей героини имеется трехпозиционный переключатель режимов работы «умной головы» (AI.B): в крайнем правом положении полностью автоматический (F, Full), в среднем — полуавтомат (S, Semi auto), в левом — ручной режим.
Canon Speedlite 470EX-AI. Вид слева
Слева на головке заметна кнопка установки угла отклонения. Ее нажатие позволяет автоматике учитывать, в каком положении находится лампа. На блоке управления под ней находится крышка отсека для элементов питания типоразмера АА. Учитывая особенности конструкции вспышки, рекомендуется использовать щелочные элементы либо никель-металлгидридные аккумуляторы.
Canon Speedlite 470EX-AI. Вид справа
Справа у новинки (как и у большинства аналогов) никаких интересных для пользователя деталей нет.
Canon Speedlite 470EX-AI. Иллюстрация изменения положения головки
Моторный привод и ручные манипуляции позволяют устанавливать осветитель под углом до 120° по отношению к оптической оси объектива, то есть в прямом смысле запрокинуть голову назад.
Canon Speedlite 470EX-AI. Иллюстрация изменения положения головки
Вдоль вертикальной оси головка может быть повернута на 120° вверх, 180° влево и 180° вправо, то есть для освечивания отраженным импульсом доступны обе боковые полусферы.
Практическая фотосъемка
Для практических занятий с Canon Speedlite 470EX-AI я использовал камеру Canon EOS 5D Mark IV и универсальный зум-объектив Canon EF 24–105mm f/4L IS II USM, диапазон которого точно соответствует диапазону углов освечивания вспышки. В меню камеры выставлял опцию центрально-взвешенного экспозамера, а на левом селекторе — съемку с приоритетом диафрагмы (Av). Как известно, в этом случае (в противовес программной экспозиции) вспышка работает в режиме E-TTL II, а не просто E-TTL. Во всех ситуациях я использовал максимальное раскрытие объектива (F4). При включении вспышки камера устанавливала выдержку 1/60 с и ISO 400.
Canon Speedlite 470EX-AI на Canon EOS 5D Mark IV с Canon EF 24–105mm f/4L IS II USM
В снаряженном состоянии, то есть с загруженными в отсек элементами питания, Canon Speedlite 470EX-AI не тяжелая и не легкая, не большая и не маленькая: по весу и размерам она вполне привычна для тех, кто привык использовать накамерный импульсный свет.
В крайнем правом положении переключателя режимов (под головкой) после включения осветителя и камеры делать ничего не нужно: вспышка сама даст «предупредительный выстрел», то есть световой импульс, который будет использован ею для замера исходных параметров освещенности. Затем Canon Speedlite 470EX-AI переведет головку в такое положение, которое, по данным ее управляющего алгоритма, способно наилучшим образом осветить снимаемую сцену.
При перекидывании камеры вертикально (для съемки в портретной ориентации) и обратно в горизонтальное («пейзажное») положение Canon Speedlite 470EX-AI автоматически изменит положение осветительной головки, сохранив оптимальный угол отражения от потолка для обеспечения наилучшего освечивания снимаемой сцены.
В крайней левой позиции переключателя режимов автоматика не управляет приводом головки, ее нужно устанавливать самостоятельно, а в промежуточном положении (полуавтомат) изменение положения головки произойдет только при двукратном нажатии кнопка спуски затвора до половины.
Остальные хитрости и премудрости сообщу по мере изложения материала.
Портрет
Первую тестовую серию я снимал в совершенно пустой комнате площадью около 9 м². Ее потолок белый, а стены бледно-кремовые. Все поверхности матовые, а это очень правильно, поскольку не дает грубых бликов ни в прямом свете, ни в отражениях.
Наиболее распространенный сюжет, когда вспышку использовать очень желательно — портретная съемка против света (на фоне окна). Попытка «вытянуть» лицо модели при традиционном способе фотографирования без дополнительного источника освещения заставляет в таких случаях ввести экспокоррекцию не менее +2 EV, но при этом, естественно, освещенные участки, например, оконной рамы, да и сам фон (картинка в оконном проеме) оказываются безнадежно пересвеченными.
Согласно классическим рекомендациям, используем вспышку. Позволим автоматике установить головку в то положение, которое предпочитает алгоритм управления, а он чаще всего предпочитает «бить» в потолок сзади и под углом.
Автоматический режим, отраженный импульс от потолка
Мы получили портрет, который с технической точки зрения выполнен отлично: безупречный мягкий свет, правильная цветопередача, проработана картинка в оконном проеме, на лице и позади фигуры нет ни грубых теней, ни «выбитых» пересветов. Конечно, с художественной точки зрения такой свет единственного источника, пусть и в отраженном виде, несколько скучноват, но все равно он отлично выявляет рельеф лица, фигуры, одежды в противоположность световому удару «в лоб», то есть прямому фронтальному импульсу.
Теперь для сравнения переключимся в полуавтоматический режим и направим вспышку в потолок и чуть вперед, как это обыкновенно делают репортажники.
Ручная установка головки в потолок и чуть вперед. Белый рассеиватель
В принципе, результат тоже очень хороший, а рельеф лица если и потерял, то совсем немного, что при таком ракурсе скорее даже желательно. Но вернемся к автоматическому режиму и сделаем еще один снимок.
Автомат. Отраженный импульс от потолка
Существенной разницы на лице выявить не удается, но верхняя одежда проработана немного лучше, а это как раз определяется выбором правильного угла отраженного света. Осмелимся предполагать, что имея в руках лишь одну вспышку и работая в отраженном свете, даже искушенный профессионал вряд ли сможет на равных конкурировать с Canon Speedlite 470EX-AI в плане выбора наиболее выгодного положения ее осветительной головки.
Останемся в том же помещении, но перейдем от окна к дальней стене и сделаем еще несколько снимков. Начнем с автоматического режима.
Автомат, отраженный импульс от потолка
С точки зрения осветителя, работа выполнена отлично. Освечивание мягкое, плавное, без резких теней, выявляющее все значащие детали сцены, а не только лицо. Можно заметить явный сдвиг автоматического баланса белого (АББ) в желтые тона (очевидно, для имитации света ламп накаливания). Производитель упоминает о том, что Canon Speedlite 470EX-AI специально вводит коррекцию цветовой температуры, дабы исключить традиционно вспышечный эффект «мертвенной голубизны» на фото, сделанных при использовании обычных вспышек. На мой взгляд, это представляет дополнительную пользу для рядового любителя, на которого, собственно, и ориентирована наша новинка, поскольку у неискушенного фотографа нередко возникают затруднения по этой части, а привычка снимать с ручным АББ и заниматься коррекцией цветности при постобработке еще не выработана.
Для контроля отключим теперь автоматическое управление и привод «умной головы» и установим вспышку так, как ее принято устанавливать, снимая в отраженном от потолка импульсе, а именно: под углом примерно 80° в направлении все-таки вперед. Пыхнем, как говорится, «в лоб».
Фронтальный импульс
Результат говорит сам за себя: экспозиция правильная, автоматика справилась, но выпали неприятные тени. Фон, то есть стена, а равно и телефон-автомат явно переэкспонированы. Это лишнее подтверждение тому, что при возможности следует все-таки пользоваться отраженным импульсом. Например, так, как на следующем фото.
Автомат, отраженный импульс от потолка
Или вот так, немного изменив ракурс.
Автомат, отраженный импульс от потолка
Даже в более щадящем окружении преимущество работы в отраженном свете очевидно. Попробуем еще раз.
Фронтальный импульс
Слишком контрастный свет. Блики на лице, тени за головой.
Автомат. Отраженный свет
Свет мягче, нет ни интенсивных теней, ни пересвеченных бликов, лучше проработан фон (жалюзи).
Даже самый умный автомат не исправит того, что наделает свет. Вот иллюстрация фронтального импульса в, казалось бы, очень благоприятном интерьере.
Фронтальный импульс
Задник экспонирован правильно, а лицо пересвечено, плоское. Фактура меха сильно подпорчена.
А вот пример съемки в отраженном свете.
Отраженный импульс
Экспозиция правильная везде, свет мягкий, хорошо подчеркнуты рельеф лица и фактура воротника.
Если в отраженном свете снимать нельзя, то следует вручную ввести коррекцию мощности импульса, чтобы сохранить детали в светах. Я по старой памяти уменьшал на полторы-две ступени.
Фронтальный импульс, −2 EV
Но все-таки портрет — это слишком уж идеальные условия для работы: всегда можно попросить модель изменить ракурс, наклон головы, смотреть туда или сюда — короче говоря, позировать активно. Обратимся к другой ситуации, когда договориться с предметом съемки невозможно по определению. Займемся исследованием свойств Canon Speedlite 470EX-AI в условиях, максимально приближенных к боевым — при фоторепортаже.
Репортаж
Чтобы не позволять укрепиться идее, будто в любом сюжете можно использовать лишь тот свет, который дан заранее, и обойтись без дополнительных источников, полагаясь на хорошую переносимость сенсором камеры высоких ISO и высокую светосилу оптики, вновь приведу характерный пример.
Контровой свет. Без вспышки
Отлично проработан задник! Все, что происходит за стеклянными дверями, видно превосходно. Вот только никого из детей на переднем плане узнать нельзя.
Вот что можно получить в этой сцене без дополнительного света путем коррекции экспозиции.
Коррекция +4 EV
Оговорюсь: экспокоррекцию я проводил при постобработке. Не стоит укорять меня за то, что после этого по всему полю кадра вылез назойливый шум — я знал, на что иду. Мне хотелось проиллюстрировать не этот эффект, а совсем другое. Даже если бы шума не было вовсе, «поднятые» тени все равно сместили бы акцент с детей на теперь уже пересвеченный фон. Ведь условия освечивания сцены не изменились, и хотя лица стали различимыми, к такому результату все же стремиться не следует.
Воспользуемся теперь Canon Speedlite 470EX-AI. Правда, светлого потолка в музее Великой Отечественной войны не предусмотрели (он здесь черный), но пыхнуть «в лоб» можно всегда.
Фронтальный импульс
Что и говорить, в этой сцене как раз не хватало вспышки. И пусть на дверном стекле появилось ее отражение, пусть избыточно освещен фон, — это все равно намного лучше, чем без Canon Speedlite 470EX-AI. Выводы очевидны.
Есть и другие ситуации, не столь красноречивые, когда Canon Speedlite 470EX-AI окажет неоценимую помощь. Правда, в таких ситуациях сама мысль о дополнительном источнике света может поначалу и не прийти в голову.
Подсветка теней
Напомню о сценах, освещенных естественным светом (солнце) с выраженными контрастными тенями, которые пусть и добавляют оригинальности, но мешают фотографии в части ее документальности. Эти тени необходимо подсветить, и вновь на высоте окажется Canon Speedlite 470EX-AI.
Без вспышки
Canon Speedlite 470EX-AI в автоматическом режиме
Результат весьма интересен по сути: мы потеряли в художественной выразительности (первый снимок), зато приобрели в документальной составляющей, так как на втором фото видно больше деталей. Замечу, что при съемке репортажа это зачастую важнее.
Вот еще один пример, снятый на открытом воздухе.
Без вспышки
Canon Speedlite 470EX-AI в автоматическом режиме
Вновь нам помогает подсветка импульсом Canon Speedlite 470EX-AI.
Интерьер
Подсветка помещений — естественная, хотя и второстепенная работа любого осветительного оборудования во время съемок репортажа. Разумеется, вспышка, как наиболее распространенный инструмент, используемый для такой цели, очень часто оценивается с позиций эффективности ее работы для освечивания интерьера.
Без вспышки
В приведенном примере охват сцены достаточно велик, поскольку зум-объектив использован в широкоугольном положении (24 мм). В подобной ситуации фигура докладчика довольно мелка, и ее трудно сделать сюжетным центром композиции. Поэтому есть смысл подчеркнуть тематику доклада (или всего мероприятия), тем более что баннеры, уведомляющие о деталях, хорошо различимы. Можно также намекнуть на то, что в зале отнюдь не аншлаг, и большинство зрительских мест пустует. Посмотрим, что даст нам использование Canon Speedlite 470EX-AI.
Canon Speedlite 470EX-AI. Фронтальный импульс
Цели достигнуты, не правда ли? И даже фигура докладчика визуализирована намного более отчетливо, чем на фото, снятом без использования вспышки. Активнее работают в кадре и стулья, и стены, и потолок.
Вот еще пример переключения акцента, на этот раз при съемке в контровом свете. В такой ситуации использование Canon Speedlite 470EX-AI безусловно оправдано.
Без вспышки
Используем фронтальный импульс.
Canon Speedlite 470EX-AI. Фронтальный импульс
Как видим, в результате подсветки глубоких теней исчезает гнетущее впечатление, вызванное драматической графичностью, возрастает кажущийся объем помещения, а в композиции кадра проявляется совершенно иная, позитивная нота.
Впрочем, подсвечивать тени следует с оглядкой, нельзя рассчитывать на получение удачного результата в абсолютно любых условиях. Взглянем на примеры ниже.
Без вспышки
Canon Speedlite 470EX-AI в автоматическом режиме
Мне представляется, что использование вспышки на этот раз пошло во вред тональному решению, создаваемому на первом снимке точечными источниками света и мягкими тенями. Белый баннер «Italia» превратился в невнятное светлое пятно, объем на снимке уменьшился.
Зато нередки случаи, когда Canon Speedlite 470EX-AI позволяет кардинально изменить сюжет фотографии, причем предвидеть и рассчитать этот эффект без проб и достаточного опыта весьма затруднительно. Первое фото сделано при обычном свете, вспышка выключена.
Без вспышки
Теперь фронтальный импульс с помощью Canon Speedlite 470EX-AI в автоматическом режиме.
Canon Speedlite 470EX-AI в автоматическом режиме
Детали, попавшие в поле зрения камеры, узнаваемы без труда на обоих снимках, но при беглом взгляде трудно сказать, что это фото одного и того же интерьера. Разумеется, планировать и дозировать такой эффект непросто, и я уже упомянул об этом, но очень часто есть смысл держать вспышку наготове и использовать ее для подобных экспериментов.
Напоследок рассмотрим пример еще одного полезного свойства импульсного света. В случае фото ниже мысль об использовании Canon Speedlite 470EX-AI вряд ли придет на ум: освещение сцены сквозь фонарь стеклянного потолка более чем достаточное — откровенно говоря, оно такое же, как на открытом воздухе. Первое фото делаем при выключенной вспышке.
Без вспышки
А теперь дадим фронтальный импульс.
Canon Speedlite 470EX-AI в автоматическом режиме
Понятно, что осветлилось пространство у воды, исчезли тени в этой области. (В скобках замечу, что это вряд ли пошло на пользу снимку.) Однако посмотрим на воду: рябь не ее поверхности теперь визуализирована намного отчетливее, она даже начинает играть в кадре самостоятельную роль. Об этой выгоде использования Canon Speedlite 470EX-AI даже в таких ситуациях, когда о ней и не вспомнишь, я, собственно, и хотел рассказать.
Галерея
Фотографии, приведенные в обзоре, а равно и не вошедшие в него, собраны в галерею без дополнительных разъяснений и комментариев. Данные Exif сохранены; доступ к ним можно получить при загрузке оригиналов снимков.
Итог
Первая в мире вспышка, автоматически управляющая положением осветителя, — отличный помощник фотографа. Она позиционируется как изделие для любителей, которым помогает освоить работу с импульсным светом тотчас после установки вспышки на камеру. Автоматическое управление моторным приводом головки безошибочно определяет наилучшее положение осветителя при съемке в отраженном свете, позволяет забыть о пробах и ошибках и заняться исключительно творческой работой. Точность расчетов весьма высока, и фотографии получаются почти безукоризненными по стилю освещения и выбранным параметрам экспозиции. При перебрасывании камеры из горизонтального положения в вертикальное автоматика самостоятельно изменяет положение головки для сохранения оптимального освечивания сцены. Помимо этого Canon Speedlite 470EX-AI предоставляет пользователю возможность производить настройки самостоятельно, вручную корректировать мощность импульса и вводить поправки к расчетным параметрам. Мы полагаем, что новинка будет полезна и профессионалу, особенно если речь идет о фоторепортаже и предстоит использовать единственную вспышку, установленную на камере.
Авторский альбом фотографий, снятых при помощи Canon Speedlite 470EX-AI, можно полистать на ixbt.photo.
Благодарим компанию Canon за фотовспышку, камеру и объектив, представленные для тестирования
Полный текст статьи читайте на iXBT