Volvo XC60 второго поколения: автопутешествие в Тулу и обратно

Этой статьей мы даем старт эксперименту, который, надеемся, будет интересен многим нашим читателям. Раздел OnRoad, созданный несколько лет назад на iXBT.com, может быть переведен как «На дорогах» или «По дорогам». Мы каждый день ездим по дорогам, а иногда совершаем автопутешествия. И чаще всего эти путешествия проходят по дорогам России. Дорожное полотно в нашем отечестве все еще оставляет желать лучшего, но стоит признать, что часто мы уже по привычке хаем дорожников, тогда как сейчас стало возможным передвигаться между городами на собственном автомобиле с минимальной угрозой остаться без колес и подвески.

Активные автомобилисты наверняка помнят времена, когда автопутешествие из Москвы в Санкт-Петербург или обратно было серьезным испытанием, с массой населенных пунктов по пути, засадами инспекторов ГИБДД и не самым качественным дорожным покрытием. Под Торжком и Великим Новгородом качество дороги было настолько печальным, что приходилось снижать скорость до 40–50 км/ч и применять искусство фигурного вождения, объезжая многочисленные ямы, колдобины и выбоины на дороге.

Сейчас же трасса Москва—Санкт-Петербург постепенно обзаводится платным дублером, который предоставляет существенно более быструю альтернативу бесплатной дороге. Но даже если экономный водитель выберет старый путь, качество дороги не будет уже столь плачевным, а ожидание на одном единственном светофоре в Вышнем Волочке не будет растягиваться на часы.

Пробка перед въездом в Вышний Волочок в августе 2013 года

Улучшения происходят не только между двумя столицами, другие федеральные трассы тоже становятся все более пригодными для путешествий. После открытия Крымского моста путешествие в Крым из Москвы не выглядит столь авантюрным мероприятием, а в сети и на каналах YouTube есть даже фото- и видеоотчеты о путешествии в Турцию из Москвы. Поэтому посещение соседних городов на личном автомобиле уже можно всерьез рассматривать как достойную альтернативу железнодорожному транспорту, а по стоимости расходов на проезд из одного города в другой автомобиль, даже самый прожорливый, будет точно выгоднее самолета, если число путешественников превышает единицу.

Сначала эта мысль пришла мне в голову при посещении Нижнего Новгорода, прошлой осенью. В этом городе я бывал неоднократно, и пару раз до этого прекрасного города мы добирались на авто, но от очередной поездки на личном автомобиле было решено отказаться из-за утомительного участка Горьковского шоссе, федеральной трассы М-7. Хотя стоит отметить, что активные дорожные работы на этом направлении через пару лет сделают шоссе вполне пригодным для автомобильного передвижения в Нижний Новгород с достаточной скоростью и комфортом.

В этот раз на посещение города на пересечении рек Волги и Оки было решено потратить накопленные мили, а автомобиль остался дожидаться нас в гараже. Еще одним аргументом в пользу отказа от автопутешествия было наличие в Нижнем Новгороде каршеринга (сервиса краткосрочной аренды автомобилей), о котором мы также расскажем в самое ближайшее время.

Нижний Новгород

Вернуться к мысли об автопутешествии пришлось уже при планировании маршрута в Тулу, посещение которой должно было состояться незадолго до Нового года. Тула в 2018 году была объявлена столицей этого радостного праздника, и мобильность для посещения всех достопримечательностей в городе была очень важна. Тула сегодня еще не охвачена ни одним сервисом каршеринга, а в планах также было посещение поселка городского типа Одоев, расположенного от Тулы в восьмидесяти километрах.

Тогда же мы вели беседу с компанией Volvo. Скажу честно, я относился к автомобилям шведского концерна с симпатией, которая зародилась еще до того, как у меня появилась возможность стать обладателем их продукции — седана S60 2.5T AWD. Это был очень быстрый и достаточно надежный автомобиль, несмотря на обилие в сети страшилок и ужастиков о муфте Haldex, которая к четвертому поколению лишилась большинства детских болезней. А основной причиной отказа полного привода на Volvo являлось отслужившее свой срок масло и забитый грязью фильтр в муфте, что очень часто приводило к выходу из строя насоса.

Уважения ко всему тому, что делают в Volvo, прибавилось после посещения музея компании в Гетеборге. Это отличный музей в небольшом шведском городке, который впечатляет количеством представленных экспонатов. Помимо легковых автомобилей, там можно увидеть двигатель для танка, изготовленный Volvo для нужд шведской армии, газотурбинные двигатели и самолеты, произведенные для авиакосмических войск страны, а также тракторы и другую тяжелую технику.

Поэтому когда у представительства Volvo появился вариант с предоставлением Volvo XC60 на короткий период, совпадающий с нашим небольшим путешествием в Тулу, мы решили им воспользоваться. Еще одним аргументом в пользу этого автомобиля было то, что достаточно длительное время в моей семье эксплуатировался XC60 первого поколения в дорестайлинговом виде и было очень интересно сравнить, что изменилось в автомобиле с переходом на новую платформу.

Каким был Volvo XC60 первого поколения

XC60 стал первым компактным внедорожником компании Volvo, до этого у шведского производителя в линейке присутствовала только модель XC90, которая очень долго выпускалась в первозданном виде, постепенно переживая несколько стадий рестайлинга. Выход первого поколения XC60 на рынок выгодно выделил автомобиль на фоне остальных моделей компании. Внешне он выглядел достаточно стильно и современно, стандартно оснащался инновационной и уникальной в то время системой City Safety, которая отвечала за автоматическое торможение автомобиля на малых скоростях.

Надо отметить, что именно по причине наличия этой новой системы автомобиль в первые годы существования был неприлично дорог. Не готовые переплачивать за безопасность автолюбители, узнав цену XC60, уходили в автосалоны Audi и BMW и приобретали Q5 и X3. А бестселлеры тех времен Mitsubishi Outlander и, затем, Outlander XL можно было купить на 30%-40% дешевле. KIA Sportage и Hyundai Tucson тогда только накачивали мускулы, готовясь к будущей ожесточенной борьбе за рынок кроссоверов.

К чести Volvo, в компании не стали предлагать удешевленную версию легкого паркетника за счет вывода на рынок вариации XC60 без City Safety. Единственным существенным удешевлением модели стало появление в автосалонах кроссоверов с передним приводом вместо более дорогих полноприводных версий. А для совсем экономных была предложена версия D3 с мотором в 163 лошадиных силы. Постепенно компактный внедорожник стал доступнее, а со временем именно первое поколение XC60 стало самым продаваемым автомобилем в своем сегменте на рынке Европы.

Когда белый шведский кроссовер с дизельным мотором D4 и полным приводом появился в нашей семье, мне нравилось в нем почти все. Надежный и простой автомат, приличный по своим динамическим характеристикам, но в то же время достаточно экономичный дизельный мотор, просторный салон, вместительный багажник и очень высокий клиренс. Уже тогда автомобиль был нужен нам для периодического перемещения между двумя столицами, и сменивший бензиновый Outlander XL шведский кроссовер был более комфортен, удобен и динамичен.

Небольшое изменение объема багажника по сравнению с японским кроссовером было компенсировано покупкой багажника Thule на крышу.

Единственное, что меня всегда удручало в этом автомобиле, это качество дисплеев, которые устанавливались как в панели приборов перед водителем, так и на передней панели. Японские и даже корейские модели уже тогда предлагали качественную полноцветную графику, а в Volvo использовались экранчики от восьмибитных приставок.

В остальном же салон был прост, но выполнен очень качественно. Сиденья имели некоторую боковую поддержку, хотя и рассчитаны были скорее на чуть располневших шведских фермеров зрелого возраста, чем на спортивных и подтянутых молодых людей.

В 2013 году XC60 пережил небольшой рестайлинг, в ходе которого передние ходовые огни переместились из пространства между блок-фарами и решеткой радиатора в бампер, выхлопная система была видоизменена, плоские насадки более органично вписались в задний бампер, а графика на панели приборов наконец-то приобрела более подобающий 2013 году вид. В остальном же автомобиль сохранил привычный внешний вид, и для людей, не интересующихся моделями Volvo, выглядел идентично дорестайлиноговой модели.

Новый кузов

Новый XC60 текущего, второго поколения является уменьшенной версией XC90 и собирается на одной производственной линии в упомянутом ранее Гетеборге, тогда как раньше все XC60 собирались на заводе недалеко от Брюсселя. Сейчас же на бельгийском производстве делают самый маленький кроссовер Volvo — модель XC40.

По данным самого производителя, почти половина деталей XC90 и XC60 идентичны благодаря использованию модульной платформы SPA. Для тех, кто уже видел новый Volvo XC90, интерьер XC60 будет знаком, и он существенно отличается от того, что мы видели в компактном кроссовере предыдущего поколения.

Для путешествия нам достался вариант цвета песочно-бежевый металлик с двигателем D4 с двойным турбонаддувом мощностью 190 лошадиных сил в комплектации R-Design. Дополнительно в автомобиле установлены пакеты «Бизнес+», «Комфорт», «Обзор», «Безопасность», «Практичность» и Driver Support Pack R-Design. В общем, максимальный «фарш».

По поводу внешнего вида автомобиля можно спорить. Некоторых экстерьер полностью устраивает, другие же находят недостатки почти во всем. К фарам со светодиодными «молотами Тора», которые в свое время стали визитной карточкой старшего кроссовера XC90, все уже привыкли, а вот «стекающая» задняя оптика, традиционная для Volvo, в XC60 приобрела гипертрофированный характер, и многим это приходится не по нраву.

Приборы

Другое дело интерьер. Сразу бросается в глаза девятидюймовый экран-планшет. Не Tesla, конечно, но похоже.

А вот дисплей на приборной панели, хотя он, безусловно, намного лучше, чем в первом поколении, и заметно лучше, чем в рестайлинговых моделях, все же заметно уступает «планшету» на передней панели: тусклый и «пикселизированный». Большая часть информации выводится через проекцию на лобовое стекло. Видимо, поэтому инженеры (или уже маркетологи) в Volvo посчитали ненужным расточительством ставить перед водителем дисплей высокого разрешения.

К слову сказать, в большинстве моделей BMW X3/X4 и Audi Q5 дисплей в панели приборов еще проще, поэтому эту «неидеальность» автомобиля можно отнести к разряду придирок. А вот что приятно дополняет мультимедийное оснащение автомобиля — так это возможность создания Wi-Fi-точки доступа, а также предустановленное фирменное приложение «Volvo On Call» которое предлагается на условиях подписки, как большинство ПО на компьютере. Услуга предоставляет возможность удаленного взаимодействия с автомобилем, такого как предварительный прогрев двигателя и его дистанционный запуск. Журнал поездок можно просматривать на смартфоне, он покажет их продолжительность, пройденное расстояние, израсходованное топливо, время начала и окончания, начальные и конечные точки.

Салон

Высококачественные материалы отделки подчеркивает использованное в элементах интерьера натуральное дерево ценных пород — полированные вставки темного цвета. Чаще всего такой прием используют азиатские производители, и в их машинах это выглядит спорным. Куда как лучше смотрятся ставшие уже привычными алюминиевые вставки, но в XC60 такое решение смотрится хорошо, а хромированные оконечники дефлекторов воздуховодов не выглядят слишком вычурно и добавляют интерьеру приятных мелочей.

Современный интерьер сложно представить без качественной аудиосистемы, которая есть и в новом XC60. В салоне автомобиля в разных местах разбросаны аж 19 динамиков Bowers & Wilkins, которые воспроизводят хороший чистый и приятный звук. Двойное остекление обеспечивает хорошую шумоизоляцию и позволяет слушать громкую музыку, не мешая окружающим, и в то же время препятствует проникновению звуков извне в салон автомобиля, делая путешествие еще более комфортным.

Багажник

Вся наша поклажа с легкостью уместилась в багажнике — его объем составляет 505 литров. Благодаря правильной форме и не слишком большим наклонам задних стоек, визуально багажник кажется даже больше, чем у BMW X3 или Audi Q5. Хотя, к слову сказать, у кроссовера из Ингольштадта багажный отсек позволяет без проблем уместить вещи трех взрослых и одного ребенка, и для меня он является определенным мерилом вместительности и удобства среди кроссоверов среднего класса.

В движении

Итак, обустраиваемся в салоне и выдвигаемся по трассе М2 в сторону Тулы. Сиденья автомобиля, как и в предыдущем поколении, ориентированы на вальяжную езду без резких кренов, но электронные регулировки позволят добиться более комфортного положения тела водителя и пассажира на переднем сиденье. Наш путь пролегал через отрезок Московской кольцевой автодороги, на которой редко когда не встретишь пробок — не стал исключением и этот день. Что ж, самое время испытать адаптивный круиз-контроль, которым оснащен наш автомобиль.

Включаем электронного помощника и наблюдаем за происходящим. Сначала, конечно, сложно убрать ногу, зависшую над педалью тормоза, далее чем на пару сантиметров. Очень уж непривычно доверить управление автомобилем в московском потоке искусственному интеллекту. Сразу отмечаем про себя тот факт, что XC60 держит слишком большое расстояние до впереди идущего автомобиля, этим обязательно пользуются соседи по потоку и постоянно встраиваются в образовавшийся просвет. Регулировками на руле изменяем этот интервал до минимума, но все равно такое расстояние расценивается другими участниками как излишняя перестраховка, и отдельные водители все равно пытаются встроиться перед нами. XC60 на эти маневры реагирует оперативно, но все же, на наш взгляд, излишне нервно, резко притормаживая перед вклинившимся автомобилем.

Как вообще устроен этот адаптивный круиз-контроль? В радиаторной решетке и рядом с эмблемой расположен комплекс из радара и камер, который измеряет расстояние до впереди идущей машины.

Данные с радара передаются в компьютер, который сопоставляет скорость вашего автомобиля со скоростью автомобиля перед вами и, в зависимости от результата, выдает сигнал либо на ускорение, либо на снижение скорости, уменьшая подачу топлива. Для более динамичного торможения XC60 применяет торможение двигателем, понижая передачи. Если необходимо более оперативное замедление, бортовой компьютер по сигналу от комплекса задействует уже основную тормозную систему, вплоть до полной остановки авто. В пробке, если автомобиль перед вами остановился, ваш автомобиль, соответственно, совершил остановку за ним, а ожидание дальнейшего движения превысит некоторое время, XC60 автоматически встанет на ручной тормоз, и чтобы тронуться, потребуется нажать на педаль газа.

На мой взгляд, учитывая негласно принятые дистанции в московских пробках, когда соседи по потоку начинают сигналить, если перед тобой образовалось пространство более половины корпуса автомобиля, использовать систему адаптивного круиз-контроля может быть не оптимальным решением. Другое дело на трассе: если вы не собираетесь динамично ехать и опережать соседей по потоку, то использование помощника даст возможность с максимальным комфортом добраться из точки А в точку Б. Выбираем ведущего, который идет по трассе в комфортном для вас режиме, выставляем дистанцию, максимальную скорость — и всё, ноги с педалей можно убирать. Опция полуавтоматического управления Pilot Assist позволяет даже объезжать препятствие и продолжать движение с заданной скоростью, но всегда будет напоминать вам о том, что руки необходимо держать на руле. Если вы не последуете этой рекомендации, то через некоторое время бортовой компьютер настойчиво начнет рекомендовать вам остановиться и отдохнуть. Другой вопрос, что опытные водители с многолетним стажем при использовании пилотов с искусственным интеллектом все равно чувствуют себя напряженно, нога находится в зависшем состоянии над педалями, а руль то и дело приходится поправлять из опасений, что автомобиль не замечает разметку. На самом же деле разметку и знаки автомобиль распознаёт отлично, даже в темноте и даже когда на них присутствуют существенные загрязнения.

Вообще, спокойный размеренный режим езды на XC60 должен быть основным. Турбодизель D4 семейства Drive-E с технологией точного контроля впрыска топлива i-ART (intelligent Accuracy Refinement Technology) достаточно тяговит и эластичен и при этом весьма экономичен. Как и мотор D5, двигатели XC60 представляют собой алюминиевые четырехцилиндровые агрегаты объемом 2 литра рядного строения. Младший дизельный мотор развивает максимальную мощность 190 лошадиных сил при 400 Н·м тяги, старшая версия турбодизельной установки способна развивать мощность на уровне 235 лошадиных сил при 480 Н·м максимального крутящего момента. До первых 100 км/ч с места дизельные автомобили ускоряются за 8,4 и 7,2 секунды соответственно. Главное отличие дизельных моторов Volvo от распространенных сегодня двигателей с системами Common Rail — в наличии индивидуальных датчиков давления, микроконтроллеров, управляющих впрыском в каждой из четырех форсунок. Система i-ART, отслеживая давление в форсунке, позволяет точнее дозировать подачу топлива в цилиндры двигателя. Это обеспечивает повышение экономичности и плавности работы мотора.

Технология i-ART разработана компанией Denso. Многим автомобилистам, обслуживавшим свои автомобили самостоятельно, этот производитель известен по лямбда-зондам, которые компания начала производить под своей маркой еще в 1977 году и с тех пор стала одним из лидирующих мировых поставщиков этих компонентов. Несколько сотен миллионов данных устройств Denso измеряют состав топливо-воздушной смеси в автомобильных двигателях по всему миру.

Спустя 120 лет после изобретения дизельного двигателя компания Denso, совместно с Volvo, внедрила технологию i-ART, которую можно считать следующим этапом эволюции моторов на тяжелом топливе. Миниатюрные датчики давления, встроенные в каждую из форсунок, отслеживают процесс впрыска. Так как впрыск топлива происходит до 1000 раз в секунду, технология i-ART с высокой точностью фиксирует изменения давления и температуры топлива во всех форсунках для обеспечения оптимального управления количеством топлива и моментом его впрыска. В результате двигатель работает тише, снижается уровень выбросов вредных газов и увеличивается топливная экономичность. Силовые агрегаты, оснащенные данной технологией, по своим характеристикам принадлежат к числу самых современных в мире.

Технология i-ART

Технология i-ART оптимизирует количество впрыскиваемого топлива и момент впрыска с точностью 1/100000 секунды. За такое время болид Формулы-1, движущийся со скоростью 300 км/ч, проезжает расстояние в 1 мм. Инновационная технология i-ART позволила создать действительно умные дизельные двигатели.

Работает все это великолепие в паре с восьмиступенчатым «автоматом» Aisin, для которого характерна заметная задумчивость. В большинстве случаев мне приходилось задействовать на трассе «динамичный» режим, потому как отклик на педаль газа был неприлично долгим, а окно для обгона требовало сиюсекундной реакции. По отзывам владельцев XC60 более мощной версии D5, их автомобили исключением не являются.

А что в Туле?

До Тулы мы добрались быстро, менее чем за три часа, и заселились в самом центре города в гостиницу с говорящим названием «Центр».

Честно говоря, когда мы только собирались в Тулу, воображение рисовало мне образ провинциального городка с двухэтажными домами дореволюционной постройки и разбитыми дорогами. Встретил же нас вполне современный ухоженный город, с хорошими дорогами, современными зданиями, интересной архитектурой.

Вообще, в путешествиях по России многое меняется к лучшему, но вот чего у нас все еще явно не хватает, так это сервиса. Часто бывает заметно, что людям, работающим в сфере обслуживания, как-то неловко, что ли, угождать клиентам, делать так, чтобы им было удобно и они хотели к тебе вернуться и порекомендовать твое заведение другим. С похожей ситуацией столкнулись и мы. В гостинице «Центр» все было на очень достойном уровне: и качество номеров, и даже несколько парковочных мест у близлежащего торгового центра арендовали. Но когда ситуация чуть выходит за рамки стандартной, обслуживающий персонал действует либо слишком прямолинейно, либо вовсе не знает, как поступить правильно. Мы заранее бронировали апартаменты с одной двуспальной и одной односпальной кроватями, но буквально за день до заселения нам позвонили из гостиницы и сообщили, что номеров с тремя спальными местами больше нет, и потому для ребенка они могут предложить раскладушку. На вопрос, какие еще варианты существуют, нам ответили, что есть двухкомнатный номер, но потребуется доплата по полной цене. Регулярно путешествующие знают, что в большинстве европейских (и не только) стран в такой ситуации предложили бы бесплатный апгрейд, либо доплата составляла бы чисто символическую сумму, покрывающую, скажем, уборку номера. Как бы то ни было, это стало единственным эпизодом с налетом легкого негатива в нашей поездке в Тулу. Все дальнейшие мероприятия были насыщены только позитивными эмоциями.

Следующий день начался с посещения местного кремля — жемчужины Тулы, достопримечательности, которую нельзя обойти вниманием, даже если вы оказались в городе всего на пару часов. Тульский кремль называют древней цитаделью на границе «дикого поля», которая защищала южные рубежи Московского княжества от крымской орды. «Град камен» заложили в 1507 году по указу великого князя Василия III. В 2020 году Тульскому кремлю исполнится 500 лет.

За свою историю Тульский кремль ни разу не сдавался. В 1552 году под его стенами разгромили войска крымского хана Девлет-Гирея. Это обеспечило успех похода царя Ивана Грозного на Казань. В 1607 году в Туле восставшие крестьяне под предводительством Ивана Болотникова больше четырех месяцев оборонялись против царских войск. Город удалось захватить лишь после затопления.

В 1626 году в кремле построили деревянный Архангельский собор. Первый каменный Успенский собор возвели только в 1766 году. Почти через 100 лет, в 1862 году, на территории кремля построили Богоявленский собор, позже в нем долгое время располагался Тульский государственный музей оружия.

Также на территории кремля можно зайти в современный музейно-выставочный комплекс, который является одним из излюбленных культурных пространств туляков. На базе музея организовывается множество разнообразных мероприятий, способствующих еще более интересному времяпрепровождению в Туле.

После Тульского кремля нас ожидала интереснейшая экскурсия в Тульский музей оружия — один из старейших в России. Его основная выставка проходит в причудливом здании, чья архитектура напоминает защитный шлем древнерусского воина.

Зарождение его коллекции относится к 1724 году, когда на Тульском оружейном заводе в соответствии с вышедшим тогда указом Петра I стали »…старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на хранение».

После смены нескольких зданий, в которых находился музей, в 2012 году была построена и введена в эксплуатацию совершенно новая шестиэтажная постройка с купольным завершением в виде шлема русского воина-богатыря. Общая площадь зданий и сооружений, входящих в музейный комплекс, составляет свыше 14 тысяч квадратных метров. Экспозиционная площадь — 5,6 тысячи квадратных метров, что более чем в 5 раз превышает экспозиционное пространство старого здания. На территории предусмотрена площадка для открытого экспонирования крупногабаритных образцов вооружения и военной техники.

Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом и неплохой кафетерий с оперативным обслуживанием. Приезжая в Тулу, определенно стоит совершить экскурсию в этот музей.

Завершением дня стало посещение музея «Тульские самовары». Он располагается перед входом в Тульский кремль, в старинном здании, носящем имя императора Александра II. Культурный объект был открыт в 1990 году и с тех пор является визитной карточкой города наравне с кремлем. Экспозиция музея носит историко-бытовой характер и построена по тематико-хронологическому принципу.

Замысел экспозиции состоит в последовательном показе развития самоварного производства в Тульском крае с конца XVIII века и до наших дней, а также истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта. Важное место отведено мемориальным предметным комплексам, посвященным представителям самоварных династий — Баташевым, Фоминым, Шемариным, Тейле.

Это сравнительно небольшой, но очень интересный музей, который также должен быть в списке обязательных к посещению мест во время визита в Тулу.

Следующий день мы провели в небольшом автопробеге, который позволил испытать XC60 на легком бездорожье. Дорога в поселок городского типа Одоев находится в хорошем состоянии, и лишь в самом поселке встречаются разбитые участки.

Внедорожный потенциал автомобиля реализован посредством значительного дорожного просвета, увеличить который можно с помощью пневматической подвески с системой автоматического управления Four-C, установленной на тестируемый автомобиль. В зависимости от условий, дорожный просвет можно регулировать, выбирая предустановленные режимы с помощью колеса на панели рядом с водителем. Чтобы внедорожное тестирование носило контролируемый характер (задачи искать серьезные непролазные гущи перед нами не стояло), мы свернули с трассы в поле, приподняли кузов автомобиля над дорогой со стандартных 200 мм до 250 мм и без труда преодолели несколько ухабистых участков с наклонами и подъемами.

Надо ли говорить, что для серьезных внедорожных испытаний автомобиль не предназначен, вместе с тем на проселке или в снежной колее он точно не спасует. Если не загонять сознательно XC60 в грязь или сугробы, то полный привод с электронно-управляемой муфтой Haldex пятого поколения позволит не прибегать к помощи пресловутого трактора.

До музея Филимоновской игрушки в Одоеве мы добрались менее чем за час. За всю историю промысла это первый музей данного вида народного творчества. По словам основателей музея Филимоновской игрушки, идея его создания назрела уже давно. Основная цель — собрать и сохранить для будущих поколений материалы по истории создания и развития промысла, познакомить посетителей с уникальным народным творчеством и его создателями.

Привлечение внимания к промыслу, его неповторимой ауре позволит поддержать и развить интерес к самой игрушке. Экскурсии в музее познавательны и очень интересны, а желающие смогут пройти мастер-класс и самостоятельно раскрасить филимоновскую игрушку, как это делали много лет назад. Если вы путешествуете на машине и у вас есть свободные полдня, не поленитесь, потратьте их на путешествие в Одоев.

Заключительным пунктом нашего путешествия стало посещение Тульской кондитерской фабрики «Медовые традиции», для чего пришлось вернуться обратно в Тулу. На фабрике нам рассказали всё о тульском прянике — легенды и истории, секреты изготовления и многое другое. Основой экскурсии стал мастер-класс, на котором мы своими руками сделали настоящий тульский сувенирный пряник именно тем способом, которым его делали более трехсот лет назад и делают по сей день. Пряники вышли вкусными и ароматными. По возвращении в Москву мы с удовольствием угощали ими своих гостей.

Там же, на фабрике, можно купить совершенно невообразимо вкусную пастилу. Слишком мала вероятность того, что вы встретите продукцию этой небольшой фабрики в продаже в крупных сетевых магазинах в других городах, поэтому если будете посещать «Медовые традиции», купите пастилы побольше, вряд ли она залежится у вас на столе.

Обратная дорога в Москву была такой же комфортной и приятной. Супруга на переднем сиденье с удовольствием наслаждалась массажными функциями пассажирского кресла, которые присутствуют, конечно же, и на водительском месте. От посещения Тулы остались только самые приятные впечатления, и, думаю, мы скоро посетим этот город снова.

Ассистент парковки и парктроник

В ходе поездки я старался испытать все возможности нового XC60, и в целом, автомобиль мне очень понравился. Неисследованной осталась только функция помощи при парковке. И, надо признаться, тут я впервые за свою долгую водительскую карьеру дал маху. Наверняка к этой особенности XC60 можно быстро привыкнуть, но если вы пересаживаетесь с другого автомобиля, то этот момент обязательно стоит учитывать.

Ассистент при парковке работает так же, как на протестированном нами ранее автомобиле Mercedes. В отличие от BMW пятой серии или Mercedes-Benz E 220 d 4Matic All-Terrain, XC60 нуждается в водителе, который должен нажимать на педаль тормоза, когда это необходимо. Помощь ассистента заключается в том, что автомобиль может сам выбрать место и заедет в него, а вот останавливаться он сам не будет! В дополнение ко всему, особенность системы заключается в том, что «парктроник» начинает истошно верещать не тогда, когда до препятствия осталось сантиметров 20–30, а в момент, непосредственно предшествующий «установлению контакта».

В результате, когда я осознал, что автомобиль сам останавливаться не будет, а парктроник уже находился в красной зоне и отчаянно подавал настойчивые сигналы, я резко нажал на тормоз, благо нога была над педалью. Машина качнулась и… «тюкнула» столбик, отделяющий тротуар от проезжей части. Итогом неудавшегося теста стала небольшая «коцка» на бампере, а мне — наука, что руководство по эксплуатации надо читать внимательнее. Тем не менее, стоит отметить, что настройки парктроника таковы, что останавливаться надо уже в желтой зоне, потому как красная зона у XC60 сигнализирует уже о непосредственном сближении с препятствием и фактическом его касании через пару сантиметров. При этом сложилось впечатление, что задняя камера передает сигнал на планшет-монитор с полусекундной задержкой. Для примера, на фотографии дерево, находящееся в десяти сантиметрах от бампера — в желтой зоне, а красная начнется, когда до дерева останется буквально 3–4 сантиметра. Панорамная камера в этом случае вряд ли будет серьезным подспорьем.

В аналогичной по сигналам парктроника ситуации на BMW, например, можно двигаться еще сантиметров 30–35.

Цена вопроса

Теперь о главном — о цене. Стоимость протестированного нами автомобиля в топ-комплектации составляет чуть более четырех с половиной миллионов рублей. Это более чем на 800 тысяч дороже аналогичного BMW X3 3,0d в несколько более скромной комплектации. За четыре с половиной миллиона баварцы смогут предложить уже X3 M4.0d 326 сил. Бензиновая «эмка» будет еще дешевле и мощнее. Более мощный Mercedes-Benz GLC 250d 4Matic, будет ощутимо дешевле, но и ощутимо проще по оснащению. Еще более мощных дизелей у Mercedes-Benz семейства GLC в России нет, а следующей ступенькой будет GLC 300, который, опять же, будет дешевле. Исследуемый Volvo XC60 может конкурирова

Полный текст статьи читайте на iXBT