Владислав Уткин, «Технониколь»: Генеративный искусственный интеллект производственными компаниями пока не востребован

21 Июня 2024 13:2921 Июн 2024 13:29 |
Поделиться

Цифровизация производства, автоматизация технологических линий и внедрение искусственного интеллекта — российские промышленные компании все активнее идут в «цифру». Цель: обезлюдить производства, обеспечить безопасность для сотрудников и сэкономить за счет оптимизации процессов. С какими сложностями на этом пути могут столкнуться предприятия, рассказывает Владислав Уткин, ИТ-директор «Технониколь», международного производителя строительных материалов и систем.

«Сегодня бизнес может приобрести любой сервер, любое «железо»

CNews: Насколько остро сейчас стоит проблема импортозамещения программного обеспечения в коммерческом секторе? «Технониколь» удается находить отечественные аналоги?

Владислав Уткин: Для коммерческого сегмента проблема импортозамещения ПО не стоит так остро, как, скажем, для государственного. Многие цифровые продукты мы создаем самостоятельно внутри компании. Некоторые системы с самого начала были отечественными, например, всем известная »1С».

Если нам нужны какие-то продукты, потребности по которым мы не можем закрыть самостоятельно, то мы обычно смотрим в сторону открытого программного обеспечения (open source software). В этой области мы преуспели при построении архитектуры DWH. Изначальный выбор решений показал нам, что внешние ограничения не позволят нам работать с данным ПО. Мы остановили свой выбор на GreenPlum. То же касается и систем внутренних коммуникаций — ушедший из России MS Teams мы заменили собственной разработкой с open sorce движком.

CNews: Удовлетворяет ли рынок российского софта сегодня потребности крупных дистрибуторов и строительных холдингов? Каких продуктов не хватает?

Владислав Уткин: Крупные компании могут сегодня закрыть практически все потребности внутри страны. Единственная проблема будет связана с адаптацией в связи с переходом на новое ПО: в некоторых случаях придется чем-то пожертвовать, где-то вместо одного решения потребуется несколько. Все решаемо. Здесь речь идет о системах консолидации данных (Infor), BI (MS PowerBI), системах коммуникаций и совместной работы (типа MS Teams), MDM. Доступные сейчас нам на рынке решения не всегда в полном объеме обеспечивают наши потребности, к которым мы привыкли используя лицензионное ПО от ушедших вендоров.

К слову, мы выбрали для себя вариант аутстаффинга: когда для решения конкретных задач вы берете специалиста из другой компании. В аутсорсинге краеугольным камнем становится замена специалиста в процессе выполнения проекта, в этом случае мы сталкиваемся с риском резкого падения производительности, снижения качества взаимодействия. Может пострадать и качество продукта.

Поэтому мы предпочитаем работать с аутстаффом. Основной подход, развиваемый в компании: компетенции остаются внутри компании, задачи, не требующие уникальных знаний — отдаем во вне. Именно поэтому практически все продуктовые команды в нашей компании построены по гибридному принципу.

CNews: На фоне проблем с «железом» многие компании стали активно использовать облачные сервисы. «Технониколь» — не исключение? Какими облаками вы пользуетесь?

Владислав Уткин: Оборудование по-прежнему поставляется, просто появились определенные нюансы: увеличилось время доставки, появились сложности с логистикой. Несмотря на это и сегодня бизнес может приобрести любой сервер, любое «железо». А облачные сервисы действительно активно растут. Это связано с высокой динамикой развития, потребностью в быстром получении того или иного ресурса. Большое количество цифровых продуктов требует от бизнеса активно использовать облачные сервисы.

К тому же наша компания имеет географические особенности: подразделения расположены по всей стране и за рубежом. В этих условиях облачные сервисы максимально удобны для решения поставленных задач. Работаем с «Яндексом», VK и в этом плане ничем не отличаемся от других компаний.

CNews: В каких процессах ваша компания применяет ИИ, в том числе генеративный? Расскажите о самых ярких кейсах.

Владислав Уткин: Искусственный интеллект — это все же хайповое понятие сегодня. Чаще всего под ним мы подразумеваем машинное обучение, которое в будущем может стать основой интеллектуального потенциала цифровых продуктов. Машинное обучение мы активно применяем, планируем это делать и в будущем. Но пока это еще самое начало пути. У нас есть много решений, связанных с видеоаналитикой, с определением качества продукции, контроля использования средств индивидуальной защиты и работы технологических линий.

В эту сторону мы и продолжим движение. Генеративный искусственный интеллект у производственных компаний пока не востребован. Потенциально он мог бы быть полезен в области работы над рецептурами, но тут возникают риски с точки зрения информационной безопасности, поскольку в основном подобные системы являются облачными. Для распространения этой практики на производстве необходимо выработать подходы для максимального обеспечения конфиденциальности и безопасности данных.

«Технониколь» не планирует менять модель, поэтому говорить о цифровой трансформации неверно»

CNews: В последнее время компании из самых разных сфер одна за другой объявляют о цифровой трансформации. Как этот процесс идет в «Технониколь»?

Владислав Уткин: В моем представлении цифровая трансформация — это глобальный процесс изменения самой бизнес-модели, подхода к бизнесу. В современной же практике под этим понятием часто подразумевают изменения в бизнес-процессах. Если приводить конкретный пример, цифровая трансформация — это когда компания от производства стройматериалов переходит к бизнесу по продаже информации, консалтинговых услуг относительно строительства. В этом случае произошло бы цифровое изменение модели.

«Технониколь» же не планирует менять модель, поэтому говорить о цифровой трансформации неверно. В нашем случае речь идет о цифровизации бизнес-процессов по трем основным направлениям. Это три наших экосистемы. Мы разделили их на внутренние, внешние и производственные. Что такое экосистема? Это комплекс информационных систем, связанных между собой едиными параметрами, единой системой взаимодействия. При этом развитие информационных систем внутри может происходить независимо друг от друга в том объеме, в котором в данный промежуток времени есть потребность.

Во внутренней экосистеме для сотрудников мы собираем комплекс полезных сервисов: чаты, рабочие группы, базу знаний. Здесь же можно оформить командировку и отпуск, подписать документ онлайн и пр. Технологии позволяют решить внутрикорпоративные вопросы и почти полностью избавиться от бюрократии.

Внешняя экосистема включает цифровизацию внешних процессов: взаимодействие с клиентами, партнерами, компаниями. Она состоит из большого количества цифровых продуктов, платформ и охватывает весь жизненный цикл физических продуктов, которые мы производим, включая материалы, системы и строительные сервисы.

В ближайшие годы топовой технологией в мировом масштабе будет машинное обучение. Оно позволяет закрывать множество задач, начиная от контроля безопасности на производстве и качества продукции, заканчивая предсказанием потребности в планово-предупредительных работах на оборудовании.

Получая большое количество информации с видеокамер, а также различных детекторов, мы можем анализировать видеопоток, помечать в данном потоке интересные для нас артефакты и сообщать об этом системе. В последующем она сама начинает себя обучать. В итоге мы получаем систему, способную контролировать самые разные сферы — от ношения рабочими средств защиты до вибрации электродвигателя на технологической линии. Данные технологии значительно повышают качество обработки информации, снижают зависимость от человеческого фактора и минимизируют монотонную работу сотрудников.

CNews: Какой бюджет на ИТ сейчас выделяет «Технониколь»?

Владислав Уткин: В мировой практике считается, что бюджет ИТ-подразделения производственной компании может составлять от 0,8 до 2% от оборота всей компании. Мы находимся на отметке 0,8%. Однако значение имеет не сама сумма, а то, каким образом она распределяется внутри ИТ-блока. Мы стремимся к тому, чтобы 50% тратить на поддержание информационных систем, а оставшуюся половину направлять на развитие. Пока же соотношение составляет 55% на 45%. Однако еще несколько лет назад на инновации мы тратили около 30% своего бюджета.

CNews: Как сейчас распределены ИТ-функции между внутренними подразделениями компании?

Владислав Уткин: В классическом понимании функция ИТ имеет стандартный формат. Работа поделена на блоки: поддержка, эксплуатация, развитие информационных систем, информационная безопасность и пр. Но это касается только ключевых бизнес-систем и инфраструктурных сервисов. Если говорить о развитии цифровых продуктов, здесь за последние несколько лет произошли большие изменения. Теперь разработкой цифровых продуктов занимается подразделение компании, которое нуждается в конкретном продукте.

Владислав Уткин, «Технониколь»: Генеративный искусственный интеллект производственными компаниями пока не востребован

Если, например, у финансовой службы возникает потребность разработать какой-то свой цифровой сервис, она полностью занимается его созданием: запускает, тестирует и успешно эксплуатирует. Это касается всех производственных и функциональных служб.

Мы произвели распределение ИТ-функций между различными внутренними подразделениями, после чего ИТ-департамент перестал быть «бутылочным горлышком». Таким образом, мы изменили схему развития цифровых продуктов. Подразделения не выстраиваются в очередь к ИТ с просьбой внедрить или запустить цифровой продукт. Благодаря этому они перестали зависеть друг от друга, получили возможность внедрять цифровые продукты параллельно. Таким образом, мы в 100 раз увеличили количество развивающихся и инициированных цифровых продуктов.

Для того чтобы реализовать эту схему, нам пришлось произвести очень много как административных, так и технологических изменений в корпорации. В технологическом плане мы создали единую цифровую интеграционную платформу, которая позволяет любому развивающемуся или запускаемому цифровому продукту внутри корпорации встраиваться в единую экосистему. Эта платформа имеет систему аутентификации, систему хранения данных, систему социального взаимодействия.

Безусловно, реализовать такой проект невозможно без профессиональных кадров, потому нам пришлось вложиться в обучение персонала. Мы создали внутри компании «Цифровую академию», в которой готовим владельцев продуктов и проджект-менеджеров.

Сергей Трандин: Высокий финансовый результат «Базальт СПО» — следствие наших профессиональных достижений

Маркет

ИТ-департамент взял на себя помощь в формировании продуктовых команд, мы помогаем коллегам найти нужных специалистов. Сегодня ИТ-служба не участвует напрямую в создании локальных цифровых продуктов, а выступает скорее консультантом.

CNews: Получается ли у вас удерживать высококвалифицированных ИТ-специалистов в условиях сложной ситуации на рынке труда?

Владислав Уткин: Найти грамотного специалиста сложно в любой отрасли, а в области информационных технологий и подавно.

Важно учитывать, что контингент сильно молодеет, у этого поколения свои представления о том, где и как нужно работать. Мы со своей стороны, безусловно, не просто следим за трендами, которые задают на рынке цифровые гиганты, стараемся их придерживаться. Важно предложить кандидату уровень труда и комфорта, который он мог бы получить, работая в цифровой корпорации. Это свободный график, свободное общение внутри офиса, создание зон релакса: где-то установлены игровые приставки, в других команды расслабляются, занимаясь спортом, там мы поставили теннисный стол, тренажеры.

Немаловажен аспект статуса компании — в цифровой бизнес ИТ-специалисты идут охотнее, чем в производственный. Несколько лет назад мы создали цифровую компанию, назвали ее «ТН Диджитал». Именно она обеспечивает цифровизацию корпорации. Плюс молодых людей мотивирует работа над интересными продуктами. У нас есть специалисты, которые пришли к нам из крупных интеграторов. Это значит, что наши процессы и продукты интересны ИТ-специалистам и разработчикам.

Важнейший фактор привлечения и удержания специалистов — уровень фонда оплаты труда. В нашем случае он не отстает, может быть, где-то даже опережает средние рыночные показатели.

Внутри корпорации проходит очень много внутренних активностей: спортивные мероприятия, собрания всех ИТ-подразделений, которые чаще всего проходят в формате выездных мероприятий и сочетают обмен опытом и отдых.

CNews: Что в ближайших планах, какие бизнес-процессы вы собираетесь оцифровать в ближайшее время?

Владислав Уткин: В ближайшие 5–10 лет мы сфокусируемся на цифровом развитии. Внимание направим на системы искусственного интеллекта, подразумевая технологии машинного обучения, нейросети. Глобальная задача — построение и запуск полностью безлюдных технологических линий. Но и развитие внутренних и внешних экосистем не завершено, мы будем продолжать инвестировать время и ресурсы в развитие данных направлений. Еще один вектор развития — адаптация новых активов. Компания динамично растет, приобретаются, строятся новые заводы, которые необходимо интегрировать в общую систему. Это серьезная задача, которая потребует вложения ресурсов в ближайшее время.

В этой области у нас действительно много задумок, начиная от применения ML в производстве для обеспечения безопасности труда на наших технологических линиях, контроля качества продукции, планирования производства, а также отслеживание параметров технологических линий, и заканчивая контролем перемещения продукции. В сфере взаимодействия с клиентами планируем активно поработать с ИИ в области прогнозирования спроса на нашу продукцию, динамическим ценообразованием. И, конечно будем развивать электронных помощников — советчиков для наших партнеров.

Анжела Патракова

Полный текст статьи читайте на CNews